Если вы интересуетесь историей, то наверняка замечали, что в древнем мире широко использовались амфоры с заострённым дном. Возможно, вы задавались вопросом, для чего это сделано? Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе.
Амфоры в Древней Греции и Древнем Риме была основным контейнером для транспортировки сельскохозяйственной продукции на большие расстояния. В них перевозили оливковое масло, вино, мёд, соусы и другое. На первый взгляд такая универсальная тара должна быть максимально удобной для транспортировки, но ведь амфору даже невозможно поставить на землю. В чём же тогда заключается её удобство и универсальность? Чтобы оценить преимущество амфоры нам придётся представить мир таким, каким он был пару тысяч лет назад.
Оптовая торговля Тавриды с античной Грецией шла по Чёрному морю. Так было удобнее, быстрее, а самое главное, корабль вмещал намного больше груза, чем навьюченные караваны. Продукты питания составляли большой процент от перевозимых грузов, и чтобы их довезти в целости и сохранности нужна была практичная и дешёвая тара.
Почему же нельзя было применять сосуды с плоским дном?
Во-первых, следует учитывать, что погрузка и разгрузка осуществлялась вручную, а значит приемлемым весом был бы контейнер около 25-30 кг. Но если у сосуда плоское дно, то весь вес продукции давил бы на дно и риск проломить дно хрупкой керамики многократно повышался, особенно в месте стыка дна и стенок сосуда. Во-вторых, из-за любого камешка, который попадал под плоское дно горшка, могла образоваться трещина, что привело бы к вытеканию вина или масла. И даже для сыпучих продуктов любая трещина на дне привела бы к тому, что при погрузке дно развалилось.
Сосуды с плоским дном и узким горлом совершенно неудобны в транспортировке. Например, поставить их в несколько рядов друг на друга не получится, узкие горлышки продавят при качке плоское дно сосуда, поставленного сверху. Опытный гончар и археолог Грэм Тейлор, рассказал, что во время обжига горшка с плоским дном максимальный жар принимает на себя именно дно сосуда и это на много повышало риск его растрескивания.
Ещё одной серьёзной проблемой при транспортировке сельхозпродукции была герметизация. Амфоры с вином или маслом, а также с сыпучими продуктами, вроде зерна, нужно было надёжно закупорить, чтобы избежать порчи. Очевидно, что сосуды с широким горлом запечатать намного сложнее, чем с узким. Обычно, для этих целей использовался воск и, конечно, для закупорки узкого горла амфоры, требовалось совсем немного воска.
На опыте перевозок древние греки поняли, что всех этих недостатков можно избежать, используя вытянутые сосуды с острым дном. Острое дно амфоры формируется из толстого слоя глины, которая не трескается при обжиге, так как жар обтекает весь конус сосуда.
Масса загруженной в амфору продукции не вырвет дно в месте стыка стенки и днища, потому что нет никакого дна. В кораблях, перевозящих амфоры, в качестве балласта в трюме был насыпан песок. Амфоры впритык друг к другу втыкались острым дном в песок, сверху в полости между ними ставились следующий ряд амфор, без риск пробить толстое конусообразное дно сосуда.Амфоры были плотно прижаты друг к другу и таким образом достигалась компактность и безопасность. Конусная форма днища позволяла ставить амфоры в несколько рядов в трюме корабля, что было очень удобно и компактно.
Разгрузка амфор из трюма корабля, осуществлялась при помощи верёвки, которые продевали через ручки амфоры и надёжно затягивали амфорным узлом под слегка расширяющимся горлышком. Это облегчало и ускоряло погрузку и разгрузку амфор.
Ещё одной важной особенностью амфоры с острым дном было удобство переливания или пересыпания содержимой продукции. Можно было взяться за ручку и за дно и легко в одиночку перелить, например, талант масла (талант – греческая единица измерения, равная 26,03 литра. Именно столько вмещает в себя классическая амфора).
Как видите, при всём кажущемся неудобстве, амфора оказалась самым подходящим сосудом для транспортировки и долгие века оставалась самой востребованной тарой в торговле.
О населении, размерах и бюджете Боспорского царства