Почему наш народ не поверил в гибель Юрия Гагарина?

гагрин-

27 марта 1968 года во время выполнения учебного полёта на самолете МиГ-15УТИ погиб первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однако многие не поверили в его гибель.

«Многих выдающихся людей, стоявших у истоков нашей космической программы, уже нет в живых, но жива память о них и память о ликовании, охватившем весь советский народ в тот день 12 апреля 1961 года, – говорит летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко.Жива память о подвиге Юрия Гагарина, поскольку первый полёт в космос был настолько настоящим, великим подвигом, жива память о чудесной гагаринской улыбке и его легендарном «Поехали!».

Сразу после первого в истории полёта в космос на Юрия Гагарина обрушилась слава — его имя знал весь мир, героя хотели видеть в каждой стране. Этим не могла не воспользоваться советская власть — право на визит первого космонавта Земли надо было заслужить.

Поэтому с 12 апреля 1961 года Гагарин, по сути, сам себе не принадлежал — очень многое в его жизни за него пытались решать другие. Между тем надо понимать, что в космос Юрий полетел старшим лейтенантом (вернулся уже майором, за 108 минут перепрыгнув через звание), а уже в 1964 году стал полковником — в 30 лет. Для летчика мирного времени это была стремительная карьера.

27 марта 2023 года исполняется 55 лет с дня гибели двух легендарных летчиков — Героя Советского Союза Юрия Гагарина, первого космонавта Земли, и Героя Советского Союза Владимира Серёгина — летчика-испытателя, командира полка летной тренировки космонавтов. Проводя расследование той катастрофы, комиссия ЦК КПСС и Совета министров СССР рассмотрела почти три десятка версий, но так и не смогла прийти к заключению относительно причин катастрофы. Разбирательства прекратили через девять месяцев, а материалы того дела были частично засекречены и до сих пор хранятся в архивах.

Хроника катастрофы

Согласно официальной версии, МиГ-15 УТИ, которым управлял Гагарин, выполняя учебный полёт, сорвался в штопор, совершив несколько витков при выводе из крутого пике, и врезался в землю. Причинами этому могут быть: разгерметизация кабины, взрыв в воздухе, наличие постороннего предмета в двигателе.

В день совершения рокового полёта 27 марта 1968 года была большая облачность (нижний край ее находился на высоте 600 метров, а верхний – на высоте до 4 тысяч километров), что помешало нормальной работе приборов, которые определяют положение самолета. Лететь в облачность было нельзя, так как летчик там будет беспомощен (может возникнуть иллюзия положения самолета в пространстве, поэтому самолет может затянуться в спираль, или штопор). Выйдя из облачности, до земли оставалось всего 600 метров, поэтому летчики не успели катапультироваться, что стало причиной трагедии.

Вылететь самыми первыми у Гагарина и Серегина не получилось: для подготовки Миг-15 потребовалось время, а потом комполка отвлекли текущие дела (напомним — он не готовился к полетам в этот день и у него были совсем другие планы). Поэтому учебные полеты начались по первоначальному плану, утвержденному накануне.

Миг-15 запустил двигатель в 10:08, в 10:15 выкатился к полосе и запросил у «Агата» (руководителя полетами) разрешение на взлет — но получил отказ, так как на посадку шел другой самолет. В 10:17 приземлился «разведчик погоды» — самолет Ан-24. По правилам, полеты до его возвращения и расшифровки данных вообще не должны были начинаться. Но они шли.

В 10:18:45 руководитель полетов дал разрешение на взлет. МиГ-15 УТИ с Гагариным (в передней кабине) и Серегиным взлетел в 10:19 минут. Его позывной — 625. Задача, которая была поставлена перед Гагариным, — выполнить упражнение №2 Курса боевой подготовки истребительной авиации (КБП ИА-67). В нее входили взлет, занятие эшелона три тысячи метров, выход в зону тренировочного полета (зона №20), затем выполнение виражей, витков малой спирали, пикирования, боевого разворота, бочки, горизонтальный полет на эволютивной (минимально возможной) скорости и посадка. Время на выполнение — около 20 минут.

В 10:19:40 МиГ-15 выполняет первый разворот, в 10:20:45 — второй, 10:21:46 — третий разворот с набором высоты до 4200 метров и в 10:22:16 входит в зону тренировки. В 10:23:56 «Агат» приказывает доложить о выходе за облака и через четыре секунды 625 докладывает: «Между облаками».

В 10:25:50 Гагарин передает руководителю полетов: «зону 20 занял, высота 4200, прошу [разрешить начать выполнение полетного] задания». На что сразу получает добро. А через 4 минуты 20 секунд, в 10:30:10, руководитель полетов слышит «625 задание в зоне 20 закончил, прошу разрешения на курс 320».

Немедленно следует ответ «Разрешаю» и подтверждение от борта 625: «Понял, выполняю»

Эти слова оказались последними для экипажа МиГ-15УТИ — качество записи не позволяет определить, кто из летчиков, Гагарин или Серегин, вел переговоры. По данным Госкомиссии, в 10:32:30 руководитель полетов запрашивает 625, но тот на связь уже не выходит.

На локаторе отметка самолета остается, но движется по курсу 75. Она пропадет в 10:43:00, все это время на запросы борт 625 не отвечает.

По официальной версии, оператор РЛС ошибся, и эта метка соответствовала совсем другому воздушному судну, но в тот день на аэродроме не работали ни высотомер, ни фотоконтроллер локатора — камера, которая снимает экран (в те годы других способов регистрации параметров в СССР еще не было).

Именно в 10:43, в расчетное время окончания горючего, начнутся активные поиски

Место катастрофы — воронку в снегу — обнаружат только в 14:20 неподалеку от деревни Новоселово во Владимирской области. В 14:50 было подтверждено, что это действительно место катастрофы, в 64 километрах к востоку от аэродрома Чкаловский.

Из официального сообщения Центрального комитета КПСС

Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР с глубоким прискорбием извещают, что 27 марта 1968 года в результате катастрофы при выполнении тренировочного полета на самолете трагически погиб первый в мире покоритель космоса, прославленный летчик-космонавт СССР, член КПСС, депутат Верховного Совета СССР, Герой Советского Союза, полковник Гагарин Юрий Алексеевич. В этой авиационной катастрофе погиб командир авиационной части, член КПСС, Герой Советского Союза, инженер-полковник Серегин Владимир Сергеевич.

На следующий день, сразу после объявления о смерти Юрия Гагарина, была создана правительственная комиссия, которую возглавил секретарь ЦК КПСС Дмитрий Устинов, в прошлом — нарком вооружений и будущий министр обороны СССР.

гагарин-1

«Адреналина в крови у них не было»

Уже около 17:00 27 марта место катастрофы оцепили прибывшие по тревоге солдаты КГБ СССР. Самолет врезался в землю на высокой скорости (позже эксперты скажут, что она составляла 660-670 км/час) — передняя кабина ушла в землю на глубину больше шести метров.

До самого момента столкновения с землей самолет оставался целым и невредимым. Ни один из летчиков не пытался катапультироваться, оба находились в сознании, Юрий Гагарин управлял самолетом — на это указывали отпечатки подошв на педалях управления и отпечатки рукавиц на рукоятях.

«Анализ показал, что в крови у Гагарина и Серегина не было алкоголя и что ни один из них не чувствовал страха — адреналина не было. Оба были в рабочем состоянии до момента гибели, Гагарин левой рукой держал ручку управления самолетом, ноги обоих были на педалях и давили на них»
Степан Микоян генерал-лейтенант авиации, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза

Позже по срубленным МиГом деревьям установили угол падения — около 55 градусов. Математически, с учетом размера воронки и разлета фрагментов, вычислили скорость — около 660 км/час. Не выявили следов попадания молнии. Ни в кабине, ни в телах не нашлось следов ядов или газов.

Тщательно изучив все до одного обломки, ни на одном из них не обнаружили следов внешнего воздействия — то есть столкновений с птицами или с метеорологическим шаром. При этом выяснилось, что в день трагедии, 27 марта 1968 года, из города Долгопрудного был запущен метеорологический шар, который в 10:03 оказался в районе аэродрома Чкаловский.

На земле нашли два десятка старых метеозондов, но ни на одном не было следов столкновения с самолетом. В результате уже через пять месяцев комиссия фактически завершила работу.
Из заключения и предложений Правительственной комиссии по выяснению обстоятельств гибели летчика-космонавта СССР полковника Гагарина Ю.А. и инженера-полковника Серегина В.С. (гриф «Совершенно секретно»)

Вывод о резком изменении траектории из-за угрозы столкновения с метеорологическим шаром устраивал всех: фактически никто не был виноват — ни летчики, ни офицеры полка, ни инженеры.

Правда, не удалось получить ответы на ключевые вопросы: почему самолет оказался далеко от расчетной точки, почему летчики не катапультировались, почему тренировочную программу продолжительностью 20 минут они прекратили досрочно (всего через четыре минуты) и вопреки строгим требованиям устава не сообщили о причинах на землю.

Центру подготовки космонавтов присвоили имя Гагарина, а 70-му ОИТАПОН — имя Серегина. При этом все результаты расследования были засекречены.

Официальные выводы госкомиссии не были убедительными, поэтому возникло множество слухов относительно официальной версии случившегося, поэтому народ долгое время не мог поверить в гибель Юрия Гагарина.

Самой распространенной версией считается диверсия. Якобы Гагарин был не совсем удобен правящей верхушке. Народная молва говорила, что на правах народного депутата он хотел противостоять режиму. Никаких следов диверсии не было обнаружено.

Юрий Гагарин и Сергей Королёв

«У него была слабая летная подготовка»

Гибель Юрия Гагарина вызвала много вопросов в обществе, которые, по отчетам КГБ СССР, можно было сформулировать одним предложением: почему советское государство не уберегло первого космонавта?

Возникло множество слухов: согласно одним, перед вылетом Гагарин и Серегин выпили по стакану водки каждый; по другим — Гагарина убили по приказу Брежнева, так как он, став депутатом Верховного Совета СССР, пытался улучшить положение советских людей; по третьим — Юрий якобы погиб во время испытаний космического корабля для высадки на Луну.

Результаты работы Госкомиссии были засекречены, с ними ознакомили только узкий круг руководителей — и практически повелели забыть.

Впрочем, это лишь подпитывало множество слухов и сплетен, которые долго беспокоили народ. Между тем специалистов волновали другие вопросы, которые оставались без ответа.

Первый из них был связан с тем, что самолет МиГ-15УТИ под бортовым номером 18 не был предназначен для учебно-тренировочных полетов — именно поэтому он находился в технико-эксплуатационной части (ТЭЧ). Его переоборудовали для показательных катапультирований при демонстрации подготовки летчиков-космонавтов.

У Юрия Гагарина действительно была очень слабая летная подготовка, а самолет был не подготовлен к работе инструктора, да и полетные характеристики сильно отличались от тех МиГ-15, на которых раньше летал Гагарин. Причиной трагедии стали грубейшие нарушения элементарных правил безопасности
Николай Сергеевлетчик

Впрочем, против этой версии играет тот факт, что в крови летчиков не был обнаружен адреналин — то есть ничего опасного ни Гагарин, ни Серегин не чувствовали.

отряд первых космонавтов

Фактор экипажа

«Экипаж» — именно так в служебных документах называется большая группа версий, связанная с тем, что сейчас принято называть человеческим фактором. Первая из них связана с грубейшими нарушениями условий тренировки.

В руководстве КБП ИА-67 («Комплекс боевой подготовки истребительной авиации 1967 года») четко указано, что упражнение №2 выполняется в простых метеоусловиях и без подвесных баков. Оба эти правила были нарушены: на МиГ-15 Гагарина оставались два подвесных бака емкостью 260 литров каждый.

Летчики-космонавты, Герои Советского Союза Павел Попович и Валерий Быковский написали письмо подкомиссию с требованием исключить из версий о гибели Гагарина и Серегина человеческий фактор — как бросающий тень на советских летчиков-профессионалов. Они также резко критиковали , которая исключила столкновение МиГ-15УТИ с посторонним предметом в воздухе, и утверждали, что она «необоснованно и в одностороннем порядке» отказалась от этой версии.

Облака--

Сильная облачность

А метеоусловия в момент полета Гагарина даже по предварительному докладу метеослужбы нельзя было назвать простыми: стояла облачность на высотах 900-1200 метров и в 3,5-4 тысячи метров.

Причем ее нижний край все время опускался — по словам всех летчиков, к моменту взлета МиГ-15 он составлял уже около 600 метров. Об этом, в частности, рассказывал Николай Потюков — старший научный сотрудник ГосНИИ №13 ВВС (ныне — Центр эксплуатации и ресурса авиатехники).

Облака были разнонаправленные, то есть нижний слой двигался в одну сторону, а верхний — в другую. Это значит, что между ними обязательно должны были быть восходящие и нисходящие потоки. Попав в такой, самолеты сложнее выводить из виража, особенно пилотам с небольшим налетом
Николай Потюковбывший член одной из подкомиссий Госкомиссии по расследованию гибели Гагарина и Серегина

Согласно этой версии, самолет Гагарина, оказавшись между облаками, по метеорологическим причинам попал в штопор: чтобы выйти из него, летчику не хватило высоты. На это, с одной стороны, указывает угол столкновения с землей, характерный для выхода из штопора.

С другой — оба летчика, вылетая, думали, что нижняя кромка облаков находится на высоте 900-1200 метров, а фактически она опустилась до 600 метров. Но пилоты-профессионалы с этой версией категорически не согласны из-за особенностей конструкции МиГ-15.

Заместитель начальника Центра подготовки космонавтов, летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин (слева) и летчик-космонавт СССР Алексей Леонов на военном аэродроме во время учебного летно-тренировочного полета

Заместитель начальника Центра подготовки космонавтов, летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин (слева) и летчик-космонавт СССР Алексей Леонов на военном аэродроме во время учебного летно-тренировочного полета

 

«Реактивная» версия

Рассматривается версия виновности летчика самолета Су – 11, который нарушил инструкции во время выполнения задания. Такое мнение высказал космонавт Алексей Леонов на пресс-конференции 24 марта 2003 года, которая была посвящена 35-годовщине гибели первого космонавта.

Летчик-космонавт Алексей Леонов отстаивал свою версию: МиГ-15УТИ Гагарина и Серегина попал в реактивную струю другого самолета, что и привело к сваливанию в пике (эта версия также известна как «Версия Белоцерковского» — по имени доктора технических наук, профессора Сергея Белоцерковского).

В своих интервью 2013 года Леонов заявил, что в 1991 или 1992 году он обратился к маршалу Павлу Батицкому и ему дали изучить документы.

Выяснилось, что в зону, где тренировались Гагарин и Серегин, несанкционированно вошёл сверхзвуковой самолет, который перевернул МиГ-15, после чего опять ушел наверх. За штурвалом был летчик, фамилию которого я называть не буду, — он в 1988 году стал Героем Советского Союза
Алексей Леонов

Но эта версия опровергается и материалами государственной комиссии, и всеми исследованиями. Тот самый самолет Су-15, который, как утверждает Леонов, опрокинул МиГ Гагарина и Серегина, приземлился на аэродром ЛИИ в 10:24 минуты и встретиться с МиГом не мог никак. И уж тем более не мог оказаться в 10:31 возле деревни Новоселово.

«Сегодня мы расследуем авиапроисшествия, имея от 800 до 1000 параметров, и при этом возникают сложности. А по катастрофе самолета Гагарина-Серегина объективных данных очень мало: мы можем только предполагать и допускать. Надежды найти что-то принципиально новое просто нет.«
Арсений Миронов, главный научный сотрудник ЛИИ имени Громова, доктор технических наук, руководитель летной подкомиссии.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org