Почему разрушился первый Крымский мост в 1945 году?

 Подготовка к подрыву льда толовыми шашками

Подготовка к подрыву льда толовыми шашками

В ходе Керченско-Эльтингенской операции 1943 г. Красная Армия захватила плацдарм северо-восточнее Керчи и удерживала его до начала Крымской операции 1944 г., несмотря на сильные контратаки противника, пытавшегося сбросить десант в море.

Город Керчь был освобожден 11 апреля 1944 г. в ходе Крымской операции. Однако проектирование мостового перехода, подготовительные и строительные работы на восточном подходе к мосту и на сооружении эстакады со стороны Кавказа начались ещё до освобождения Керчи.

Были изучены геология и сведения о ледоходах в проливе за несколько десятков лет. По многолетним наблюдениям, ледовые условия в проливе были различны. В некоторые годы льда практически не было, а в другие появлялись значительные выносы его из Азовского моря в пролив.

Динамику строительства можно проследить по оперативным донесениям тех дней. Первая деревянная свая в эстакаду Кавказского берега забита 24 апреля 1944 г. Первая металлическая свая забита 5 мая, первое пролетное строение изготовлено 10 мая. А 3 ноября 1944 г. по мосту прошел первый поезд от станции Крым до станции Кавказ.

За это время забили 2000 деревянных и 2341 металлических свай, изготовили и смонтировали около 15 тыс. т металлических конструкций пролетных строений и опор, уложили более 5 тысяч кубометров бетона, отсыпали 35 тысяч кубометров каменных дамб.

Принимавшая объект госкомиссия отметила, что, несмотря на трудные условия работы при частых штормах и сильных ветрах, «коллектив… поборол все трудности и выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 метров моста в сутки». Качество работ первой очереди комиссия признала удовлетворительным. Вместе с тем госкомиссия рекомендовала «…форсировать работы второй очереди и до 1 января 1945 г. закончить постановку шпренгелей в 40 пролетах и удаление в них временных промежуточных опор».

Однако к зиме 1944 г. обстановка на стройке значительно осложнилась и ухудшилась. Внимание к ней со стороны вышестоящих организаций ослабло, мостовой переход оказался в глубоком тылу, и воинские перевозки для фронта шли по другим направлениям. К тому же зимой сильно ухудшились погодные условия — участились штормы, волнения в Керченском проливе, приближался ледостав.

Сложившиеся условия не позволили успешно вести работы второй очереди, и мост оказался не подготовленным к ледоходу.

Из телеграммы в ГУВВР от 26 декабря 1944 г. «В течение 15 дней шторм не прекращается. Ветер от 7 до 10 баллов. Вся эстакада обледенела. Воду перебрасывает через эстакаду».

В этой сложной обстановке строители продолжали бетонировать ростверки опор, забивку наклонных свай. Начали сооружение ледорезов — успели сделать только пять ледорезов.

Авария произошла 18–20 февраля 1945 г. Ледяные поля под действием ветра и течения двигались на мост со стороны Азовского моря. Лёд обладал большой прочностью, так как температура воздуха была 5-6° С.

Несмотря на широкие мероприятия по ледоборьбе, обстрел из орудий ледяных полей с берегов, бомбежка льда с самолетов и бросание на лёд с опор специальными командами толовых пакетов — лёд в ряде мест моста надавил на опоры и разрушил 15 промежуточных пролётов, большая часть пролётных строений упало в море.

Учитывая, что причиной разрушения моста явились условия чрезвычайно суровой стихии — мощный ледоход с одновременным сильнейшим штормом, Верховный Главнокомандующий в этом случае никаких репрессивных мер не принял, поняв, что стихия человеку не всегда подвластна. Фактически, мост строился из некондиционных, часто подручных материалов.

Источник: Руденко М.С. Мост через Керченский пролив // Транспортное строительство – 1991 — № 6.

Проект моста через Керченский пролив 1949 года

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org