Зачем люди поступают в вуз? Видимо, для того, чтобы стать профессионалами в любимом деле, только вот жизнь вносит в мечту свои поправки. Абитуриенты выдерживают огромный конкурс на экономический факультет — но большинство выпускников потом «бумажки перекладывает» в офисе. Найдёт работу только четверть выпускников-экологов. Каждый четвертый-пятый студент вуза — будущий «профессиональный балласт»… Учёные Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН постарались выяснить, почему так получается. В канун Татьяниного дня их выводы — совсем не праздничные.
В советские времена бытовала пословица «ничто не даётся так дорого и не ценится так дешево, как высшее образование» (по аналогии с назидательным плакатом про цену вежливости, который висел тогда на каждом углу). К сожалению, стоимость обучения в ВУЗах растёт, но становится всё сложнее найти хорошую работу молодому специалисту . Статистика вовсе не радует, но, конечно, многое объясняет.
По оценкам Росстата, в 2021 году в России насчитывалось 24,6 миллиона представителей интеллектуального труда с высшим образованием — это треть от общей численности занятого населения. В год российские вузы выпускают 810,7 тысячи человек, из них половина заканчивают очное отделение. Теоретически за 30 лет должна произойти полная замена сотрудников с высшим образованием — старшее поколение выходит на пенсию, ему на смену идёт молодежь. Однако в жизни мало кто из «пролетариев умственного труда» и в почтенном возрасте расстаётся с работой из-за повышения пенсионного возраста, но это лишь одна из причин.
Вакансии — в дефиците, дипломов — перепроизводство.
За последние годы в ВУЗах стало намного больше факультетов гуманитарного профиля. Не секрет, что многие ВУЗы средней руки, предоставляют студентам возможность получить заветную «корочку о высшем образовании» с минимумом усилий и по сходной цене. Работодатели это тоже прекрасно понимают.
За 2020 год среди выпускников российских университетов почти половину (44,9%) составляют те, кто обучался гуманитарным и социальным наукам (экономика, юриспруденция, психология, социология, политология, журналистика, турбизнес, языкознание, история, философия, культура и т.д.). В 2020 году вдвое меньше (24,5%) выпускников технарей — машиностроителей, технологов, специалистов в сфере горного дела и добывающей промышленности, энергетики, транспорта. Ещё 6,7% выпускников — это IT-технологии, электроника, связь, фототехника. В сфере образования дипломы ВУЗа получили 11,2%, медицины и фармации — 5,2%, сельского, лесного, водного хозяйства и ветеринарии — 4,1%, естественных наук — 3,4% от общего числа выпускников ВУЗа
Около половины (47%) тех выпускников, кому вузовское образование на работе не пригодилось, жаловались на сложности с трудоустройством. Четверть выпускников просто решили, что ошиблись с выбором профессии и надо её менять. Каждый пятый выпускник не пошёл работать по своей специальности, поскольку за этот труд слишком мало платят. Вполне можно понять обиду филолога или историка, которые «получают меньше охранника в торговом центре». Рыночные законы не формируют трудовые отношения в обществе, а нагло используют потенциал в своих шкурных интересах.
Находят вакансии, согласно диплому, большинство медиков (91%), работников системы образования (82%), IT-сферы (79%), а также находят вакансии более трёх четвертей выпускников специалистов в области транспорта, энергетики, сельского хозяйства, строительства — от 76% до 78%. Находят вакансии, согласно диплому специалиста в сфере легкой промышленности (37%) или экологии (25%).
Существует парадокс. Молодые люди с трудом ищут работу, а больше трети предприятий (37%) испытывают нехватку опытных и сильных специалистов — инженерах, программистах, экономистах уровня топ-менеджеров, практикующих врачах. Выпускники вузов не подготовлены, как специалисты высшего уровня, и они просто не тянут на ответственную работу. Выпускники с новенькими дипломами экономических факультетов в основном работают бухгалтерами, простыми исполнителями.
Существует ещё одна проблема — завышенные ожидания молодых людей. Некоторым молодым специалистам хочется сразу получить и руководящую должность, и высокую зарплату, и пакет социальных благ, но они явно себя переоценивают. Более 40% молодых специалистов, которые устраиваются на предприятия сразу после выпуска, нуждаются в переобучении или повышении квалификации. Это относится к таким важным сферам, как транспорт и энергетика, медицина и образование, металлургия, гуманитарно-социальные направления и др.
Эксперты считают, чтобы избежать диспропорций и обеспечить естественную «смену кадров», общий выпуск из вузов пришлось бы сократить на 20-30%. Этого, конечно, не происходит. А значит, становится всё острее конкуренция на рынке интеллектуального труда. По оценкам руководителей муниципальных и территориальных служб занятости, спрос на вакансии со стороны выпускников вузов в 3,7 раза превышает предложение от работодателей. Выпускники колледжей (бывших техникумов) на рынке труда должны выдержать конкурс в 2,3 человека на одно рабочее место. А вот на лицеистов (раньше лицеи называли ПТУ) спрос в 2,2 раза выше предложения. Вакансий вспомогательного (обслуживающего) персонала — в 3,4 раза больше числа желающих их занять. Юноши и девушки не торопятся туда идти, мечтают о более успешной карьере или делают ставку на ВУЗ.
В 2020 году среди выпускников российских вузов бакалавриат окончили 56%, специалитет — 27%, магистратуру — 17%. Вопрос трудоустройства для основной части студентов встаёт во всей остроте через четыре года после поступления, для примерно четверти — через пять лет, для остальных — через шесть лет — не такой уж долгий срок.
При выборе университета 90% молодых людей не озабочены тем, где они после выпуска будут работать. Главное, что их волнует, — есть ли в вузе нужный им факультет (50%), а на нём — бюджетные места (50%), престижен ли университет (40%), хорошее ли в нём качество образования (35%), какое место занимает ВУЗ в российских и международных рейтингах (30%).
К окончанию четвертого курса две трети студентов уже знают, куда пойдут работать. К пятому году обучения определившихся уже почти три четверти (72%), к концу магистратуры — около 76%. Окончательно определяются после выпуска 8% и не задумываются о трудоустройстве 16%. Сложнее всего решить вопрос с трудоустройством экономистам, геологам, специалистам по горному делу и лёгкой промышленности.
Вожделенный диплом, наконец, получен, а что дальше? А тут уж как повезёт. Запросы для работы от предприятий (аналог гарантированного распределения) получает примерно каждый пятый выпускник. Ещё до окончания университета трудоустраивается каждый пятый (21%), но это средние цифры. Сразу после окончания ВУЗа работу находят 69% выпускников. 30-40% выпускников могут потратить на трудоустройство от 6 месяцев до полутора лет, а 6% — не менее полутора лет. Ситуация с трудоустройством выпускников ВУЗов чуть лучше в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах — там подобные сложности испытывают лишь 20-25% выпускников.
Отдельную группу опрошенных составляли безработные молодые специалисты, включая тех, кто работу нашёл и потерял. Треть из них (32%) признались, что ошиблись с выбором специальности, хотя они пытались трудоустроиться в среднем по 2 раза. Только 28% молодых специалистов удалось найти место по основной специальности, еще 30% — нечто среднее, 42% — в совершенно другой сфере. Не своим делом пришлось заниматься большинству из тех, кто получил специальности в сфере туризма, общественного питания, гостиничного хозяйства, а также переводчикам, лингвистам, научным работникам и др. Основная причина увольнения — низкая зарплата.
В среднем 35% молодых специалистов столкнулись с отсутствием вакансий, 12% — с тем, что их профессия «не нужна». Это чаще других говорили музыканты, артисты, представители туризма и гостиничных услуг — (50-54%).
Руководители и кадровики 60% предприятий отметили, что молодые специалисты не стремятся к саморазвитию. Не умеют мобилизовать свои внутренние ресурсы (мнение 43% опрошенных). Не хотят всю жизнь «перекладывать бумажки», но и не пытаются достичь чего-то большего. На 80% предприятий карьера или продвижение по службе не связаны с возрастом работника и стажем его работы — лишь бы специалист был грамотный, активно проявлял свои способности.
37% предприятий России нуждаются в сотрудниках, но готовы взять только опытных специалистов. Главный аргумент для отказа в приёме на работу — недостаток практического опыта в профессии, но откуда он может быть у выпускника?
Чтобы человек и его работа друг друга все-таки нашли, по всей стране и в каждом вузе существуют специальные службы по трудоустройству, в среднем 4 штатных сотрудника, но пока они мало что могут. Об их существовании осведомлены далеко не все (максимум 85% студентов, на младших курсах — 50%). При всем желании вузовские специальные службы по трудоустройству не могут создать и обновлять полноценные банки вакансий.
Около 8,1% молодых специалистов нашли работу через университетскую службу по трудоустройству, а через городское агентство — 2,6% выпускников. По запросам предприятий смогли трудоустроиться после практики или по целевому распределению — 11,5% молодых специалистов. А 70-80% выпускников ВУЗов трудоустраиваются сами при помощи родителей и знакомых или по объявлениям в интернете. Даже если молодые люди обращаются в вузовскую службу по трудоустройству, вакансии для них находят не всегда по специальности, иногда — с низкой зарплатой, на которую выпускники не соглашаются. Есть, конечно, регионы, где службы занятости разных уровней находят хороший контакт с вузами, проводят ярмарки вакансий, обмениваются информацией о рынке труда, но далеко не везде.
Социологи делают вывод, что проблемы своего трудоустройства выпускники решают по принципу «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Метод, конечно, проверенный, но вряд ли самый лучший в масштабах такой страны, как Россия.
****
Общероссийское комплексное социологическое исследование было проведено ФНИСЦ РАН в 2021 г. по госзаданию в 41 субъекте РФ с использованием массовых и экспертных анкет. Методом персонального интервью опрошены 4002 молодых специалиста на 2007 предприятиях, в том числе 214 безработных; в 202 вузах — руководители служб трудоустройства выпускников; на 204 предприятиях и в учреждениях — руководители служб управления персоналом; 41 руководитель территориальных центров занятости населения.
По материалам РГ
Школьникам не хватает знаний