
ГЕОРГИЙ Победоносец помогает тем, кто рискует своей жизнью, защищая Отечество
6 мая (23 апреля по старому стилю) христиане отмечают День Святого Георгия Победоносца, почитаемого православной церковью защитником Отечества и победителем зла.
Популярность Святого Георгия Победоносца в России связана с тем, что считался покровителем русских войск. На иконах Святой Георгий Победоносец изображён всадником на белом коне, убивающим дракона копьём. Его образ символизирует борьбу добра и зла, а также победу веры над искушением. В Москве на Поклонной горе есть памятник Георгию Победоносцу, как небесному покровителю российской столицы.
Крестьяне наши признают покровителем стад великомученика Георгия или Юрия. Память его празднуется весною — 6 мая (23 апреля по старому стилю) согласно преданию, сложившимся в древности в Палестине и Сирии, Георгий одержал победу над драконом. В народных верованиях Георгий заступает место бога-громовника, творца весеннего плодородия, победителя демонического змея и пастыря небесных стад. С таким характером появляется он в эпических сказаниях и преданиях почти у всех христианских народов. По свидетельству русского народного эпоса, святому Георгию принадлежат те же чудесные знамения, какие дают сказки своим мифическим героям, олицетворяющим собою могучие силы весенней природы.
Породила его матушка—
По колена ноги в чистом серебре,
По локоть руки в красном золоте;
Голова у Егория вся жемчужная,
По всем Егорие часты звезды.
Или:
Во лбу-то солнце, втылу-то месяц,
По косицам звезды перехожие.
Содержание стиха чрезвычайно интересно; в нём ясны старинные представления о борьбе Перуна с помрачающими небо тучами, хотя фантазия, облекая эти мифические основы в легендарную форму, и сочетала их с апокрифической повестью о Диоклитиане-мучителе и страшных истязаниях святого Георгия. Царище Диоклитианище или Демьянище (как извращено народом настоящее имя царя) подвергает своего неустрашимого противника различным мукам, и наконец
Посадил Егорья в глубок (земляной) погреб,
Закрывал досками железными,
Забивал гвоздями полужоными,
Запирал замками немецкими, (Закладал цепями…)
Засыпал песками рудожёлтыми;
а сам приговаривал:
«Не видать Егорью света белого,
Не зреть солнца красного,
Не слыхать звона колокольного,
Ни пения церковного!»
Сидел Егорий в заточении ровно тридцать лет; но пришла пора — по божьему изволению
Обогрело солнце красное,
(вариант: Явилася пресвятая Богородица (замена богини Лады = Фреи), ещё солнце красное.
Выходила туча гремучая,
Подымались ветры буйные,
Разносили пески рудожёлтые,
Разломали замки все немецкие,
Откладали цепи полужоные,
Разметали доски железные;
выходил Егорий из погреба глубокого
и узрел свету белого.
Злой царь Демьянище играет в стихе роль сказочного змея, почему те же самые эпические выражения, которыми характеризуется царь, прилагаются и к нему:
Кричит он по-звериному,
Визжит он по-змеиному.
Вариант: царь-басурманище «яко змей летит».
Освободившись из заточения, Егорий Храбрый одевается в сбрую ратную, берёт копьё вострое булатное, снимает с коня богатырского двенадцать железных цепей, садится верхом и едет в путь-дорогу трудную. По народному поверью, конь у него белый; в одном записанном мною варианте стиха сказано:
Выходил Георгий во чисто поле, Вскрикнул Георгий громким голосом:
«Ой, ты гой еси, белый резвый конь!
Ты беги ко мне ясным соколом»
Начинаются подвиги Святого Георгия:
Наезжает Егорий на леса дремучие —
Леса с лесами совивалися,
Ветви по земле расстилалися.
«Расшатнитесь, и разойдитесь
по всей земле светло-русской!»
Наезжает он на моря глубокие,
на речки широкие и велит им
протечь по всей земле светло-русской;
наезжает на горы толкучие
и своим словом останавливает
их страшные удары.
Наезжал Егорий на стадо валовое;
Пасут стадо три девицы, родные сестрицы:
На них тела, яко еловая кора,
Влас на них, как кавыль-трава;
А сидят они по-звериному,
А сипят-лопят (говорят) они по-змеиному,
Хотят Егория потребати (потребить = пожрать).
Егорий Храбрый посьшает их на реку Иордан:
«вы обмойтеся, облекуйтеся!»
Наезжал Егорий на стадо звериное,
На серых волков, на рыскучиих:
Не пройтить Егорью, не проехати!
и дает он такой наказ:
«Вы, волки, волки рыскучие!
Разойдитеся, разбредитеся
По глухим степям, по тёмным лесам;
А ходите вы повременно,
Пейте-ешьте повеленное,
От свята Егория благословения».
Наезжал ещё на стадо на змеиное,
Вынимал Егорий саблю острую,
Посек он, порубил стадо змеиное —
и очутился в крови по белую грудь;
втыкает Егорий своё копьё (или «скипетр»)
в землю и просит, чтобы
расступилась мать сыра земля
на все на четыре стороны и
пожрала кровь змеиную;
как просил он, так и сделалось.
Иные списки стиха, вместо целого стада змеиного, выводят одного змея лютого, огненного, который из ушей пышет полымем, из глаз сыплет искрами и хочет пожрать витязя; но тот рассекает его на мелкие части. Наконец добирается Егорий Храбрый до палат белокаменных царя Демьянища, и борьба с ним есть только повторение эпизода о битве с огненным змеем.
Вынимает (Егорий) меч саблю вострую,
Он ссек его злодейскую голову
По его могучие плечи;
Подымал палицу богатырскую,
Разрушил палаты белокаменные.
По другим вариантам, он натягивал свой тугой лук, пускал стрелу в царя Демьянища и наносил ему смертельную рану,
Потопила Егорья кровь басурманская —
По колена во крови стоит,
Святой Егорий глаголует:
«Ох, ты гой еси, матушка сыра земля!
Приими в себя кровь жидовскую,
Кровь жидовскую, басурманскую».
Кровь змеиная, которую поглощает мать сыра земля = метафора дождя. В болгарской песне Юрий берет золотую палицу (= молнию) и отсекает змею три головы; из нанесенных змею ран протекают три реки кровавые: первая река пахарям — та ли пшеница, другая река пастухам — молоко свежее, третья река виноградарям — вино рьяное, т. е. дождь, пролившийся из тучи, растит нивы, луга и сады и тем самым даёт урожайную жатву, хороший сбор винограда и сочный корм, и обильное молоко коровам.
Во время грозы Георгий Победоносец, подобно Илье-пророку, разит огненными стрелами или молниями дьявола, который ищет спасения в бегстве. Во множестве эпических сказаний, принадлежащих индоевропейским народам, богатырь-громовник представляется освободителем красавицы (богини весны) из-под власти демонического змея.
Живопись изображает св. Георгия на белом коне, с копьем, поражающим дракона. Согласно с этим, Егорий Храбрый в стихе об Елизавете Прекрасной и других легендарных повестях спасает от смерти девицу, отданную на съедение лютому змею Пещерскому, то же, что змею-Горынычу. В народных заговорах к нему обращаются мольбы охранить от укушения змеиного; он сносит с неба стрелы златопёрые и пускает их с лука злато полосого в уроки, призеры и болести.

ГЕОРГИЙ Победоносец помогает тем, кто рискует своей жизнью, защищая Отечество
Весна начинается с Юрьева дня — 23 апреля прилетают ласточки — вестницы возвратившейся весны, тогда же приступают и к земледельческим работам. Самое имя Юрий, малороссийское: Юрко, могло наводить на мысль о весеннем плодородии, так как оно созвучно с словами: польск. jurnoSt — похоть; jury — похотливый ( = ярь, ярость, ярый), jurzyc sic — гневаться (яриться) и великорусское: юрить — спешить, торопить, юркой — резвой, бойкой, юрово — скоро, шибко ( = яро), юра и юрило — беспокойный человек, юр — возвышенное место, открытое действию ветров и солнца («стоит на юру»; сравни яр — крутая гора, обрывистый берег).
Святой Юрий, как выражаются о нём поговорки и обрядовые причитания, отмыкает землю, низводит росу и даёт рост травам: «Юрий росу спустил». По указанию болгарских стихов, Юрий обходит межи и нивы и осматривает, подобру ли растут хлеба; в Малороссии говорят: «святий Юрий по полю ходить, хлиб-жито родить».
«Юрий начинает полевые работы (6 мая (23 апреля),
Юрий и оканчивает (26 ноября — осенний его праздник)».
На вешний Юрьев день по всей Руси служат на пашнях молебны и окропляют их святой водою; в Тульской губ. молебны совершаются у колодцев, с которыми в глубочайшей древности сравнивались дождевые источники = тучи; рано поутру крестьяне катаются на нивах по росе, чтобы «быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса», а на другой день начинают сеять яровые хлеба. У сербов принято купаться на заре Юрьева дня. Словенцы, празднуя возврат весны, назначают из своей среды юношу, который обязан представлять Зелёного Егора, опутывают его с ног до головы березовыми ветками и купают в реке — во знамение дождевых ливней, заставляющих зеленеть поля и рощи.
В некоторых местностях России выбирают на Юрьев день красивого парня, одевают его в зелень и кладут ему на голову большой круглый пирог, убранный цветами; с зажженным факелом в руке он несет этот пирог в поле, а следующая за ним толпа девиц поёт в честь Юрия обрядовые песни. Так обходят они трижды вокруг засеянных нив; после того разводят наподобие круга костёр, оставляя в средине его пустое место, куда кладут принесенный пирог. Все усаживаются возле огня, пируют и делят между собою пирог — так, чтобы каждому досталось по куску. Эта связь Юрия с земледельческими работами дала повод назвать его именем гумно, как видно из народной загадки: «стоит Егорий в полу-угорье, шатром накрылся, копьём подперся» В Сербии девицы молят св. Юрия о женихах; как податель всякого плодородия, он признаётся и устроителем брачных союзов.
Пастырский характер святого Юрия ярко свидетельствуется народными поговорками и обрядами: «святой Юрий коров запасает», т. е. выпускает их на пастбище; «Егорий да Влас всему богатству глаз». 23 апреля поселяне наши впервые, после минувшей зимы, выгоняют скот в поле, и выгоняют его непременно освященной вербою. При этом окликают Егория, т. е. обращаются к нему с такою мольбою:
Егорий ты наш Храбрый!
Ты спаси нашу скотинку,
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.
Вешний Юрьев день — праздник пастухов, которых угощают тогда пирогами, яйцами и молоком, оделяют холстом и деньгами. К этому времени пекут белые хлебы, называемые мошенниками; часть такого хлеба отдаётся пастуху, остальною же кормят скотину — по возвращении её с поля. В Болгарии, Сербии и Герцеговине на Юрьев день закалывают и жарят ягнят; такое заклание сопровождается молитвенными возношениями и обрядами, ясно указывающими на его жертвенное значение: на голову барашка надевают венок из цветов и зелени, к рогам прилепляют зажженные восковые свечи и кадят вокруг него ладаном.
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том 1. XIII. Небесные стада и их пастыри