В начале XX века во всех странах Европы выпускались разнообразные почтовые открытки большими тиражами. Почтовые открытки использовались не только, как короткое письмо, привет из путешествия, поздравление с праздником или днём рождения, но их часто собирали по темам, дарили друзьям, как сувениры. Открытые письма или открытки стоили недорого и были очень популярны среди широких масс населения европейских стран….
С началом военных действий во время Первой мировой войны враждующие страны развернули тотальную агитацию и пропаганду в средствах массовой информации. Почтовые открытки стали очень действенным агитационным ресурсом войны, хотя в военной пропаганде России, Германии и Австро-Венгрии наблюдается много общих черт.
1. На российской открытке (слева) изображены союзники по Антанте — Россия, Британия и Франция, которые представлены в виде трех прекрасных дев — Веры, Надежды и Любви. Россия (в центре) олицетворяет Веру и Духовность, Франция — Любовь и чувственность, а морская держава Британия, опираясь на якорь, олицетворяет Надежду. Германский солдат и матрос охраняют Древо Мира (слева).
2. Сказочные сюжеты фольклора о русских богатырях и змеях — чудовищах создавали в современных военных событиях идею героической мифологии и исторической преемственности и избранности истинных героев. Былинный богатырь «с железом в руках и крестом в сердце» постоит в Великой войне и защитит Святую Русь (слева). На германской открытке немец и австриец бьют восьми головную гидру штыком и прикладом. По шапочкам на змеиных головах легко опознать не только представителей всех участников союза Антанты, но и Италию, Японию, Сербию и др.
3. Важнейшая задача любой агитации — продемонстрировать нерушимое единство народа, армии и властей в государстве. В России и Германии к решению этой задачи подошли по-разному. Его Императорское Величество Государь Император Николай II Александрович поздравляет солдата с Пасхой и дарит ему, по отечески, пасхальное яйцо. Германский император Вильльгельм II изображён в лавровом венке победителя, в мечтах о поверженных знамёнах России и её союзников.
4. На открытке 1914 года Россия называет своих самых надёжных союзников в войне — «С нами Бог» и наши военные союзники. На немецкой открытке 1915 года монархи Германии, Австро-Венгрии и Турции приветствуют вступившего в Первую Мировую войну болгарского царя Фердинанда I.
5. Его Императорское Величество Государь Император Николай II Александрович принял командование русской армией и сам примерил военную форму простого русского солдата, приняв на себя все беды своего народа, как свои собственные. На немецкой открытке изображён немецкий солдат в яростной атаке, держащий в руках простреленное и изорванное знамя — типичный патриотический пафос немецкой военной пропаганды 1914 года.
6. «Красотка внемлет чуть дыша рассказам милого мужа» написано на русской открытке, по другую сторону фронта, примерно, те же чувства отображены в незатейливом стишке на немецкой открытке.
7. Матери, сёстры, жёны и невесты будут писать письма, трогательно и верно ждать матросов в родном порту и в России, что в Германии.
8. «Глаза — не пули, а сердце насквозь разят» и солдату, и матросу нужно, чтобы его ждали и любили даже в разлуке.
9. Читая стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» поражаешься пронзительной современности горьких слов автора о жестокой войне, несущей только горе и разрушения, смерти и несчастья всем людям и всем странам, участвующим в войне.
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя …
Увы! Утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел,
И всякой пошлости и прозы,
Одни, я в мир подсмотрел,
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве,
Своих поникнувших ветвей». (Николай Некрасов). Матери благословляли своих сыновей на ратный бой «За Родину, царя и православную Веру».
10. «Быть может, в дальней стороне, ты всё же вспомнишь обо мне» — написано на русской открытке военных лет. Русские женщины заканчивали курсы медсестёр и тоже шли на фронт, чтобы помогать раненым, а немецкие надевали военную форму и шли служить в армию.
11. Героизация воинского духа в Германии, возводили военных в высший ранг общества, а военную форму в предмет зависти штатских и восхищения молодых женщин и девушек. На трёх немецких открытках 1914 года продемонстрировано и немое восхищение модных дам к простому немецкому солдату, и особое внимание милых девушек, окруживших солдата с расспросами о войне, в ресторане, и долгожданное пополнение в семействе солдата, вернувшегося с фронта.
12. Все дети мира, привыкшие жить в мире сказок, чувствуют себя бессмертными, героизируют войну, мечтают о ратных подвигах, играют в войну, командуют дворовыми «военными» действиями. Вероятно, игровая, показная храбрость умиляла взрослых, и они рисовали военные игры детей на открытках, не смотря на то, что у войны совсем не детское лицо.
12. Девочки тоже принимали участие в дворовых военных играх, конечно, они помогали раненым и учились делать перевязку.
13. «Хоть шуба овечья, а душа – человечья» призывает русская открытка к милосердию, а на германской открытке дети наряженные в мундиры союзных войск.
15. На деревянном корыте, в котором плывет карапуз (справа), надпись: U9. Германская подводная лодка U9 под командованием Отто Веддигена 22 сентября 1914 года за два часа потопила три английских крейсера броненосца — «Абукир», «Хог» и «Кресси». В этом бою погибло около полутора тысяч британских моряков. На бескозырке малыша надпись «Гнейзенау» -«Gneisenau», этот немецкий линкор был только в проекте, а построили его в мае 1936 года.
16. Мал золотник, да дорог, и двумя георгиевскими медалями награждён за храбрость в бою.
Открытки Первой Мировой войны (продолжение)