Легенды древней Греции рассказывают о том, что сын титана Хроноса (Кронос, др.греч. Κρόνος = время, отсекать) и богини Земли и плодородия Реи (греч.΄Ρέα, ΄Ρεία, микен. a-ro-jo = Арья, Арийская») громовержец Зевс, победил своего отца титана, и ввергнул его в Тартар. Все владения, доставшиеся после Титаномахии (др.-греч. Τιτανομαχία – «Войны Титанов»), Зевс разделил между своими братьями Посейдоном и Аидом, договорившись вместе править миром.
Бог Посейдон (др.-греч. Ποσειδών, микен. po-se-da-o) стал божеством водной пучины, богом океанов и морей.
Бог Аид (др.-греч. Ἀΐδης – Аидис, «А-Видис» — «невидимый»; с V века у римлян — Плутон, др.-греч. Πλούτων) получил царство мёртвых, в котором обитают бесчисленные тени умерших….
В царство Аида никогда не проникают лучи солнца, и не доходят ни радости, ни печали земной жизни. В древнегреческой мифологии бог Аид — обладатель ключей от подземного царства и волшебного шлема или шапки-невидимки из шкуры собаки (др.-греч. κυνέη — собака), делающего его невидимым.
Рядом с Аидом восседает на троне его жена, прекрасная богиня растений Персефона дочь плодоносной матери земли Деметры (др.греч.Δημήτηρ, Δηώ, «мать-земля«) Став супругой мрачного бога Аида, она осуществляет единство двух миров — жизни и смерти, что подтверждается её появлением на земле ранней весной во время первых всходов зелёных ростков.
Рядом с троном Аида — чернокрылый бог смерти — Танат (др.-греч. Θάνατος — «смерть») с мечом в руках, богиня раздора и мщения Эриния (др.-греч. Ἐρινύες -«гневная», микен. e-ri-nu), и мрачные Керы (др.-греч.Κῆρες, ед. ч. Κήρ), похищающие души умерших.
У трона Аида прекрасный юный бог сна Гипнос (др.-греч. Ὕπνος — «сон»), держащий в руках рог со снотворным напитком, от которого засыпают все, даже великий Зевс.
Бог подземного царства Аид (Плутон) и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе. Плутона изображали подобно Зевсу, но с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия.
Гомер называл бога Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как он владеет несметными подземными сокровищами и всеми человеческими душами, смерть не минует никого.
Реки подземного царства Аида (Плутона).
От подножия трона Аида (Плутона) текли реки, пересекавшие загробный мир.
Владыка подземного царства Плутон отделил Тартар (ад) от остальных частей своего царства огненной рекой Флегетон (др.-греч. Φλεγέθων, пламенный), также Пирифлегетон (Πυριφλεγέθων, огнепламенный) — в древнегреческой мифологии одна из пяти рек:
Ахерон (*éźera «озеро»; греч. ὁ ἄχεα ῥέων — «поток печали, рёва),
Кокит (Kṓkytos =плач),
Лета (Λήθη, «забвение»)
Стикс (др.-греч. Στύξ — «чудовище»), протекающих в подземном царстве Аида.
Первой была солёная река Кокит — река Слёз и плача, она наполнялась слезами преступных и грешных душ, осужденных на изнурительный труд в Тартаре (аду).
Кокит, над водами твоими
Разносятся стенания и плач.
(Гомер)
Посланец богов Гермес сопровождал души умерших к воротам подземного царства Аида (Плутона), к тёмным водам реки Ахерон.
Паромщик Харон на старой, ветхой лодке перевозил бестелесные души с одного берега реки Ахерон на другой за плату в один обол, причём Харон сам выбирал, кого впустить в лодку, а кого нет.
Лодочник мрачный с собой то одних, то других забирает.
Иль прогоняет иных, на песок им ступить не давая.
(Вергилий. Энеида)
Монетку один обол древние греки клали под язык умершему человеку, чтобы его душа могла добраться до трона Плутона. Те, у кого не было с собой одного обола, должны были ждать 100 лет, после чего Харон перевозил их на другой берег бесплатно.
В царстве Плутона (Аида; Гадеса) текла священная река Стикс , её водами клялись боги.
В глубоких недрах земли берёт свое начало река Стикс
из священного источника Лето, приносящего забвение.
(Павсани (IX 39, 8).
В одной из древнегреческих легенд богиня Фетида, мать Ахиллеса, окунула в воды священного Стикса своего сына Ахилла, чтобы сделать его неуязвимым, держа за пятку, оставшуюся его слабым местом («Ахилесова пята»).
Древнегреческий герой Ахилл (Ахиллевс, микен. aki-rev — «аки лев») был готов лучше служить подёнщиком у бедного крестьянина на земле, чем быть царём среди мёртвых.
От источника забвения Лето происходит устойчивое выражение «кануть в Лету» — исчезнуть из памяти. Умершие есть те, кто потеряли память. Лета — божество забвения, порождённое Эридой, богиней раздора и вражды. Лето — сестра Гипноса и Таната (смерть). Лето была матерью Диониса, согласно эпиграфике, она играла важную роль в Дионисийских мистериях в Эфесе.
В эллинистической мифологии Лето дочь титанов-гипербореев Коя и Фебы, богиня материнства Лето (др.-греч. Λητώ, – Латона, микен. ra-to ) была 12-женой Зевса, и матерью Аполлона и Артемиды. Имя Лето связано с ведическим словом «Lada» – «мать, жена», употребляется во многих европейских языках Ликии (Малая Азия).
Воды священного источника забвения Лето, приносящего забвение, помогали душам добродетельных людей позабыть обо всём, «кануть в Лету», в область вечного счастья на Елисейских полях.
Лета, забвенья река, тихо катит
Воды свои. Кто напьётся из этой реки,
Тут же забудет, кем был на земле,
Горе забудет и радость, страданья и гнев.
(Мильтон)
Тени умерших душ шли к трону Плутона, чтобы услышать его приговор. Рядом с троном владыки подземного царства сидели трое судей Аида (Плутона, Гадеса) – Минос, Радамант и Эак, которые судили по их делам души вновь прибывших в царство Аида, отделяя их добрые земные дела от плохих.
Беспристрастная богиня Фемида (др.-греч. Θέμις, Θέμιδος, — установление, законное), дочь Геи и Урана, то есть титанида, с повязкой на глазах, держала в руках весы, чтобы взвешивать грехи и добрые дела умерших на весах справедливости, и, согласно приговору, отправляла добрые души на Елисейские поля, а злые и грешные души приговаривались к вечному пребыванию в Тартаре (в аду).
Дар прозрения и прорицания будущего даёт Фемиде возможность справедливо решать дела настоящего, почему она воплощает саму справедливость, и является богиней правосудия.
В микенскую эпоху слово «фемис» (установление по обычаю) встречается в названиях местностей: микен. ti-mi-to a-ke-e (Фемисто Агее), te-mi-ti-ja — Фемистия.
Фемида построила Оракул (лат. oraculum, от oro — «говорю, прошу», ōrāre, «говорить») в Дельфах и сама была специальным жрецом, оракулом, который оглашал предсказание от имени божества по запросу верующих. Фемида первой научила прорицаниям, жертвоприношениям и божественным обрядам в храме. Согласно археологическим данным, объектом поклонения в Дельфах начиная примерно с 1600 года до н. э. было женское божество, связанное с культом Матери Земли.
После приговора души грешников попадали в руки трёх фурий богини раздора Эринии: Алекто (Alecto — «сердитая, безжалостная»), Мегера (Megaera «завистница») и Тисифона (Tisiphone — «мстительница»), дочерей Ахерона и Никс, которые тащили их через огненную реку Флегетон к огненным воротам Тартара. Три фурии и богиня возмездия Немезида были известны своим суровым нравом и безжалостным обращением с грешными душами.
Мощной струей Флегетон увлекает гремучие камни,
Рядом ворота стоят на столпах адамантовых прочных:
Створы их сокрушить ни людская сила не может,
Ни оружье богов. На железной башне высокой
Днём и ночью сидит Тисифона в одежде кровавой,
Глаз не смыкая, она стережёт преддверие Аида.
(Вергилий. Энеида)
Где находятся ворота в царство Плутона?