Много тайн и загадок таят в себе неизведанные древние лабиринты подземелий Евпатории, значительная часть которых залегает на глубине 9 метров. Катакомбы Евпатории хранят множество интересных объектов ждут своих исследователей.
Таинственный мир подземелья всегда привлекал внимание археологов, историков, спелеологов и просто любителей экстрима и искателей всего неведомого. Городские подземелья, строились в течении двух тысячелетий, начиная со дня основания Керкинитиды. Весь комплекс подземелий Евпатории никогда не был нанесён на карту, сохранились лишь частично прорисованные на планах города некоторые участки подземных путей. Среди них можно выделить в отдельную группу лабиринты подземных галерей – кяризов, построенных для сбора воды в средние века. Все они расположены в старой, средневековой части города. Кяризы создавались, как резервная система водоснабжения города в случае его осады. Отдельные лабиринты подземелий выходили далеко за пределы крепостных стен средневекового Гезлева.
В подземные лабиринты Евпатории ведут вертикальные колодцы. Через каждые 50 метров в тоннелях встречаются каменные сооружения, напоминающие дверные проемы. Это своеобразные перекрытия промежуточных колодцев, которые рыли через определенные расстояния по всей трассе. Через эти колодцы вынимали грунт, а по завершении строительства их закладывали снизу плитами перекрытия и камнями. Пол евпаторийских подземелий довольно ровный, на некоторых участках видны прямоугольные каменные плиты. Если поднять плиту, взору предстанет ниша, заполненная прозрачной водой, которая стекает из двух керамических труб, расположенных друг против друга. Керамические трубы изготовлены из выжженной красной глины, между собой они соединены втулками, уложены в каменном канале, облиты известью и склеены специальным составом так, что практически невозможно оторвать трубу от поверхности. Вода по трубопроводу идёт самотеком, известно, что в XVIII веке использовались также насосы на конной тяге.
Известный в Крыму краевед и экскурсовод Павел Хорошко в этом году подготовил к изданию свою небольшую исследовательскую работу, посвященную евпаторийским подземельям. Главная цель автора — привлечь внимание специалистов, исследователей к этой интересной, но до конца не изученной увлекательной странице истории нашего города.
К сожалению, подземные лабиринты Евпатории постепенно исчезают под влиянием хозяйственной деятельности человека, заваливаются подземные своды, перекрывая пути подземных лабиринтов. По мнению Павла Хорошко, все евпаторийские подземелья можно условно разделить на группы по времени создания — античные времена и средневековье, и своему предназначению — кяризы, конденсатный бассейн для сбора воды, и тоннели для эвакуации и укрытия жителей города от врага. Рассказывают, что в каждом доме средневекового Гёзлёва был потайной вход в лабиринты подземелья. Во время реконструкции улицы Дувановской в Евпатории был обнаружен вход в подземные лабиринты — кяризы.
Строительство подземелий началось ещё в античные времена, когда из-под земли добывали камень для строительства домов и крепостной стены древней Керкинитиды. Добывали здесь камень и в средневековье, для строительства оборонительных стен Гезлева. Огромное количество узких подземелий постепенно превратились в подземный город-лабиринт. Мощные стены подземелья, запутанные ходы, могли превратить лабиринт в неприступную для врага крепость, в которой местные жители могли найти для себя и защиту и спасение.
До Второй мировой войны в подземный город нетрудно было попасть из разных мест старого города.
В конце 40-х — начале 50-х годов, когда Евпатория стала одной из ключевых военных баз СССР на побережье Чёрного моря, армейские саперы забетонировали большинство колодцев с тем, чтобы ими не могли воспользоваться диверсанты. Однако осталось несколько шахт, расположенных на территории частных домовладений.
Среди евпаторийцев распространено мнение, будто их подземелья связаны с расположенными в 9 км к северо-востоку от города Мамайскими каменоломнями, где осенью 1918 года укрывался партизанский отряд «Красные каски». Мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть это. Достоверно известно лишь то, что подземными ходами легко выйти от железнодорожной станции Евпатория товарная к Морскому вокзалу в центре города.
Сейчас найдены два входа в подземные лабиринты старого города, один из них сильно заилен подземными водами и проникнуть туда невозможно, а второй вход представляет собой узкий лаз, который ведёт в длинную галерею, уходящую в сторону колхозного рынка.
Самые сохранившиеся участки подземелья могут стать интересными экскурсионными объектами для любителей экстрима.