Книга Анатолия Ароновича Штамброка «Из царства Атея в Неаполь Скифский». IV. В ЛАБИРИНТАХ ИСТОРИИ. Подземный дом.
Сибирские памятники искусства были беспаспортными, и определить их возраст нелегко. Учёные задумывались, к какому времени они принадлежали, как складывалась эта культура и какие у неё были внешние связи?
Эти вопросы занимали и воображение Сергея Ивановича Руденко. Он изучал обычаи и культуру башкир, казахов и алтайцев в горах и степных просторах от Тянь-Шаня до Саян. В 1924 году его исследовательский маршрут проходил по Чуйскому тракту, горная тропа вела от реки Чалышма к устью Большого Улагана. Белоснежные вершины Алтая сменились зелёными холмами. Отсюда, на высоте 1600 метров над уровнем моря, начиналась степная долина Пазырык, непривычное название которой потом приноравливались произносить учёные многих стран мира.
В затерянной в горах Алтая долине Пазырык стояли пять курганов неподалеку один от другого, покрытых тяжелыми камнями. Такие цепочки курганов – родовые кладбища древних племён. Руденко осмотрел курганы, все они сохранили следы грабительских подкопов, и всё же Руденко заложил в могильнике шурф. Земля оказалась промерзшей.
В долинах горного Алтая не встречается вечной мерзлоты, так как в летнюю пору горячие лучи солнца легко проникают сквозь разреженный воздух и быстро прогревают оледеневшую за зиму почву. Может быть, в курганах другой климат? Возможно, ледяные кристаллы, укрытые от солнца каменной насыпью, сковывают тут землю круглый год, как в зоне вечной мерзлоты. Эта мысль обрадовала Руденко. В мёрзлом грунте не истлевают дерево, кожа и волосы, и маленькие льдинки в шурфе зажгли надежду найти здесь какие-нибудь вещи, не нужные грабителям, но важные для науки.
Как только Руденко подумал о раскопках, настроение тотчас омрачилось, ведь, копать промёрзшую землю необычайно трудно. А если к этому прибавить, что долина Пазырык находилась далеко от селений и по горным тропам нелегко забросить туда даже самое необходимое, то понятно, почему чашу весов с надеждой так быстро перетянула чаша с разочарованием.
Руденко вернулся в Ленинград, в этнографическом отделении Русского музея шла обычная работа, поглощавшая учёного, но он не мог забыть пять курганов с каменной, сияющей на солнце обкладкой в долине Пазырык. Через пять лет Руденко собрал экспедицию учёных из Русского музея и Эрмитажа, знавших, какие тяжкие испытания их ожидают. За ней последовала другая экспедиция, потом ещё и ещё, и так исследование долины Пазырык продолжались в течение многих лет.
Со временем вьючную тропу в долине Пазырык сменила автомобильная дорога, и пустынная долина стала обжитой. На солнце белели палатки, дымились костры, и к археологам часто издалека приезжали гости.
Расчёт на особый микроклимат курганов оправдался. Теперь можно было узнать, как образовалась в алтайской почве вечная мерзлота. Древние усыпальницы, как это выяснилось в раскопках, сооружались в осеннюю пору, когда земля была ещё мягкой, но осенние заморозки уже затрагивали почву. А когда могильную насыпь завалили массивным камнем, ледяные кристаллы акклиматизировались и уже не таяли летом под тяжёлым каменным щитом. Лето на Алтае короткое, и солнце не успевало прогревать камень, зато в морозные дни каменная обкладка быстро охлаждалась и не давала удержаться теплу в почве под ней. Температура под курганом не поднималась выше 0° даже в жаркие дни. Теплый и холодный воздух под курганом находился в движении до тех пор, пока мерзлота не сковывала почву.
А там внизу, под землёй, , в большой могильной яме, был построен дом с плоской крышей, двухслойными стеками из хорошо отёсанных и плотно пригнанных досок и толстым бревенчатым накатом поверх крыши. Этот дом был без окон и дверей, в нём покоился знатный воин, вождь рода или племени. Он навеки переселился в загробный мир, и ему не нужен был выход в земную суету, а тем более вход оттуда к нему.
Всё же вход в его загробную опочивальню нашёлся и без дверей. Грабители, сдвинув камни, прорыли в кургане лазейку и прорубили отверстие сначала в бревенчатом накате, а потом и в крыше подземного дома. Пазырыкские усыпальницы были расхищены той же осенью, вскоре после того, как соорудили курганы, и почва под ними ещё не успела промерзнуть.
В пробитое грабителями отверстие сползал талый снег и лился дождь. Тёплый воздух поднимал влагу кверху, а каменная насыпь нагнетала холод, и в этом столкновении мороз побеждал. Влага, осевшая под крышей дома, превратилась в ледяные кристаллы. Грабители, проникшие в захоронение, ускорили медленное оледенение, и со временем под каменным курганом образовалась вековая мерзлота.
Вот с ней-то археологи повели настоящий бой за каждый сантиметр. Твердая, как сталь, земля, скованная льдом, не давала прорваться в погребение. Землю нельзя было ни бурить, ни рубить, чтоб не повредить ожидаемых находок. Пришлось прибегнуть к ухищрению, с ледяную, как сталь, землю стали плавить. Кипятили воду в котлах и выливали на поверхность, потом, когда мерзлая земля размягчалась, воду вычерпывали и начинали копать. Чем дальше вглубь могильника продвигались археологи, тем мучительней шли раскопки. Работать приходилось по колено в грязи, горячая вода быстро остывала, и землю продолжали разрыхлять посиневшими и опухшими от ледяной воды руками, боясь что-либо упустить.
Воздаяние за упорство и мужество пришло археологам не скоро, но зато, когда отбивали крышу подземного сруба и снимали нависшие льдины, все мучительные испытания забылись, как будто их и не бывало. Открывалось необычайное зрелище: шёлк, бархат, войлочные ковры с аппликациями сияли в первозданных голубых, оранжевых, зелёных тонах, не потеряв в веках ни цвет, ни структуру ткани.
Золотая пластина из кунсткамеры
Вековая мерзлота сохранила в целостности деревянный сруб под землей, и даже смолистый запах дерева. Лёд превратил подземный дом в какую-то сказочную шкатулку, из которой археологи извлекали зверей и птиц, вырезанных из дерева, кожи и кости, кожаные сумки, орнаментированные цветным сафьяном, и башмаки с нашитыми бусами, чудесные маски из войлока и кожи и нагрудник, отделанные горностаем и выдрой.
Стены подземного дома были обиты войлочным ковром. С него остались лишь куски, брошенные грабителями в вырубленной лазейке. По этим кускам войлочного ковра можно было представить, как торжественно выглядела загробная опочивальня до того, как туда забрались грабители.
Чёрный войлочный ковёр обрамляли широкие полосы из тонкого белого войлока, напоминавшего фетр. По краям белой каймы шли синие, жёлтые и ярко-красные фестоны, а посередине чередовались красные и синие аппликации стилизованных голов тигров.
В торжественной усыпальнице стоял внушительных размеров саркофаг, оклеенный тонкими полосками черемуховой коры и вырезанными из кожи изображениями птиц. Саркофаг был вырублен в громадной колоде вековой лиственницы и покрыт такой же массивной крышкой, которую удалось снять с большим трудом.
В саркофаге-колоде лежал вождь рода со своей наложницей. На груди вождя красовалась великолепная татуировка с изображениями зверей, внушавших силу вождю и страх окружающим. Татуировка была не только на груди вождя, она покрывала спину, ноги и руки. Видимо, коренастый вождь отличался большой силой и выступал на состязаниях борцов, где он мог обнажаться, показывая свою татуировку.
Оба тела, погребенных в кургане, сохранились хорошо, они были забальзамированы скифским способом, описанным Геродотом. Прежде в скифских курганах Причерноморья археологи находили только кости, и было невозможно проверить сообщение Геродота о способе скифского бальзамирования тел усопших. Теперь выяснилось, что Геродот дал точные описания бальзамирования скифов, подтвердившиеся во всех мельчайших подробностях.
До этих открытий археологи видели облик древних скифов из погребений лишь в скульптурах М.М. Герасимова, восстановленных по костям, но в его восстановлении возникали препятствия, когда дело доходило до волос. Прическу, форму бороды и усов Герасимов не мог восстановить. Теперь археологи увидели древних людей бронзового века с волосами, с каштановыми, темно-каштановыми бородами и шевелюрами, их волосы были тонкие и вьющиеся. В курганах Пазырыкской долины встречались и широколицые люди с чёрными и жёсткими волосами. Кто же они были?
Занялись своими исследованиями и антропологи, придя скоро к выводу, что большинство людей, древних обитателей Алтая бронзового века относится к европеоидному типу, но среди них встречаются и люди монгольского происхождения.
Каждый год раскопки в долине Пазырык приносили свои неожиданные открытия. Началось это с конских погребений.
По обычаю скифов в курганах рядом со знатными людьми, в особой камере хоронили коней. Такие погребения коней были найдены в Пазырыкских курганах, но все они были ограблены, и лишь в одном кургане грабители не сумели проникнуть в погребальную камеру коней. Здесь всё осталось нетронутым.
Археологи увидели полный набор снаряжения верхового коня: чепраки, попоны, сёдла, украшенные многоцветными узорами и фигурными изображениями, и сбрую с золочёнными или посеребрёнными бляхами, подвесками и резными изображениями зверей.
Первой неожиданностью для археологов стали не вещи, а сами кони. Археологи думали встретить здесь низкорослых степных лошадок, какие обычно водились у скифов. А нашли в Пазырыкских курганах рослых и холёных жеребцов. Все они были, как на подбор – золотисто-рыжей масти с коротко подстриженной гривой и хвостами. Такие золотисты кони высоко ценились во многих странах древнего мира.
Потом внимание учёных привлекли скифские седла. До этих пор самые древние сёдла были известны по изображениям на вазах, найденных в скифских курганах Причерноморья. По этим изображениям учёные пробовали восстановить их натуральный вид, но теперь выяснилось, что все реконструкции были неудачными и мало походили на подлинные скифские сёдла. Пазырыкские сёдла были сделаны без деревянной основы, они сшивались из двух кожаных подушек, набитых оленьей шерстью, и укреплялись ремнями. Стремян у этих древнейших сёдел не было.
Самой же большой неожиданностью явился бархатный ковер поначалу даже смутивший учёных. Науке были известны бархатные ковры средневековья. Считалось, что они появились лишь в XIV веке. Каким путём средневековый ковёр мог попасть в долину Пазырык в погребение скифского времени? Тут была какая-то несуразность в мнениях учёного мира. Логика подсказывала, что бархатный ковер был не средневекового, а значительно более древнего происхождения, но это требовалось доказать. И доказательства нашлись.
Золотая пластина из Кунсткамеры
Изображения всадников, грифонов и оленей бархатного ковра походили на такие же изображения в барельефах, найденных в руинах древнего Персеполя, существовавшего в VI–V веках до нашей эры. Значит и ковёр создавался древними мастерами в скифском вкусе и традициях того времени. В историю возникновения и изготовления ковров пришлось внести поправку. Дата появления бархатных ковров сразу передвинулась вглубь веков почти на два тысячелетия.
В древние времена Алтай поддерживал культурные и торговые связи со странами Передней Азии и Китаем. В курганах Пазырыка были найдены ткани ахеменидской Персии, китайские шёлка и зеркала эпохи Цинь. Персидская ткань с изображением царственных особ была отнесена Руденко к V веку до нашей эры. А китайское зеркало – самое позднее из всех вещей Пазырыка – принадлежало к III веку до нашей эры. Найденные в Пазырыкских курганах вещи определяли время, и всё же время сооружения курганов пришлось не раз проверять и уточнять.
Спорным оставался вопрос, когда появились на Алтае монголоиды, найденные в погребениях? Кто они и откуда пришли? Высказывалось предположение, что сюда пришли гунны, подчинившие себе Алтай. Известно, что гуннский союз племён образовался позднее, во II – I веках до нашей эры.
Датировка найденных в кургане вещей и завоеваний гуннов расходились на тысячелетия, и тут потребовалась тщательная проверка. Для определения возраста курганов применили «радиоактивные частицы», или метод радиоактивного анализа — так называется новый способ измерения времени существования дерева или каких-либо других органических веществ. Метод радиоактивного анализа основывается на протекающих в определенные промежутки времени процессах радиоуглеродного распада. По количеству оставшегося углерода и периодам распада можно высчитать, когда было срублено дерево.
Из сооружений Пазырыкских курганов привезли куски дерева в Ленинградскую лабораторию, там и установили, что старейший курган в долине Пазырык был сооружен 2350 лет назад. В радиоуглеродном способе исчисления возможны отклонения в ту или другую сторону на несколько десятков лет, поэтому нужно было уточнить возраст курганов ещё и другим способом: по ежегодно нарастающим кольцам древесины. Путём сложных вычислений и сопоставлений колец на срезе древесины, удалось установить, какое дерево было срублено раньше, какое позже, и насколько лет.
За исходную точку расчётов был взят Туэктинский курган, относящийся к VI веку до нашей эры. Оказалось, самый старый курган Пазырык сооружён после Туэктинского через 130 лет. Через семь лет после него – другой, потом ещё один через 30 лет и следующий через 11 лет. Выходит, Пазырыкские курганы были сооружены в промежутке немногим более пятидесяти лет.
Сергей Иванович Руденко сопоставил технические показатели со своими определениями, и они совпадали в общих оценках. Теперь можно было точнее указать возраст курганов. Старейшим курганом был тот, где археологи нашли персидские ткани. Он был сооружён во второй половине V века до нашей эры. А самым молодым оказался шестой курган, находившийся поодаль, где нашли китайское зеркало эпохи Цинь, Руденко отнёс время сооружения этого кургана к рубежу IV– III веков до нашей эры.
После того, как все даты были проверены и уточнены, можно было с уверенностью сказать: во время сооружения курганов господство гуннов на Алтай не было распространено. Почему же всё-таки в погребениях обнаруживались монголоиды? С.И. Руденко даёт такое объяснение: монголоиды встречались лишь в погребениях знати. А среди знати принято было совершать браки с людьми из других племён, поэтому в погребениях родоплеменных вождей среди европеоидов встречались люди монгольского типа.
Богатые курганы на Алтае сооружались в то время, когда процветала скифская культура на юге России. Горы, леса, реки и тысячи километров отделяют Алтай от Причерноморья и всё же какие-то исторические и культурные нити связывали дальние племена скифов в то древнее время. В искусстве скифов Алтая и Причерноморья можно выделить общий «звериный стиль», сходный обряд погребения, похожие шлемы, стрелы, мечи – одинаково принадлежат к скифскому типу вооружения.
Скифские наконечники стрел особой формы – листовидные, трёхгранные, ромбические, с наружной или внутренней втулкой. Формы и материал скифских наконечников стрел время от времени менялись. Древнейшие наконечники стрел выплавлялись из бронзы и были более простой формы, позже – из железа и постепенно их форма усовершенствовалась, но они всегда сохраняли свою отличительную особенность.
Наконечники скифских стрел можно было найти на обширном пространстве от Памира до Чёрного моря. Их находили в раскопках крепости в Урарту, на месте нынешней Армении, и в раскопках оборонительных сооружений Ашура и Вавилонии, они обнаруживались в Анатолии, Сирии и Палестине.
Библейский пророк Иеремия говорил: «Вот идёт народ из северной страны… держит лук и короткое копье, жесток он! Они не сжалятся! Голос их ревёт, как море, скачут на конях, выстроились, как один человек…»
Слова Иеремии относятся к 594 году до нашей эры. В то время уже хорошо знали силу скифской конницы, знали и ужас, какой она наводила на всех, кто с ней встречался. Известно, что движение кочевых племён «из северной страны» началось раньше пророчеств Иеремии. Чем оно было вызвано и как протекало, устанавливается теперь в археологических исследованиях.
В I тысячелетии до нашей эры пастушеские племена Евразии стали переходить к кочевому образу жизни. Это принесло свои выгоды, появилось изобилие пастбищ, больше корма, и стада увеличивались в размерах. В повседневной жизни и обиходе кочевников появился верховой конь, на котором можно было совершать дальние переходы. Кочевники Евразии хорошо оценили эти преимущества, они изобрели кожаные сёдла раньше, чем другие народы.
Верховой конь внёс переворот в жизнь племён. Отношения между народами и даже между родственными племенами не всегда были мирными, а когда появилась конница, сила кочевников стал внушительной. Кочевники Евразии совершали походы в дальние страны, стремительные набеги на города и селения, обогащались грабежами, собирали дань с оседлых народов.
Вооружение всадников быстро совершенствовалось, оно приспосабливалось к конным походам. Появились особые скифские стрелы и короткие мечи, удобные для всадников. Вырабатывалась и своя военная тактика военного похода всадников, и грозная сила надвинулась на страны древней цивилизации.
О движении кочевников говорят вавилонские клинописные таблички и надписи ассирийских царей, обращения к оракулам, донесения соглядатаев, персидские известия и библейские тексты. Упоминания о скифах восходят к VIII веку до нашей эры, их часто смешивали с другими племенами.
Скифов объединяли с маннейцами и мидянами, называя их общим именем «уман-манда», смешивали с киммерийцами, называя людьми из «страны Гиммара», и обозначали собственными именами – «Ашгуз» или «Ишкуза», а в библейских текстах «Аш-наз» (ашкенази).
Гаплогруппа Q наблюдается в значительной степени среди сибирских народов, а также у американских индейцев, включая потомков племен майя. Немало этой гаплогруппы у евреев-ашкенази, что относят к хазарским временам, поскольку общему предку этой гаплогруппы среди евреев не более тысячи лет.
В VII веке до нашей эры скифские племена объединились на земле государства Манна, на севере нынешнего Ирана. Скифский царь Ишпакай в союзе с Манна и Мидией вёл войну с Ассирией. А его преемник Партутуа, установив добрососедские отношения с Ассирией, захотел породниться с ассирийским царем Асархалдоном и запросил его дочь себе в жены. Смутившись от неожиданного предложения, всесильный ассирийский царь обратился к оракулу, но, видимо, оракул понял, что царь Асархалдон не хочет терять сильного союзника.
Скифские воины появляются в Палестине, Сирии, вторгаются в Египет, и египетскому фараону Псамметиху пришлось откупиться богатыми дарами, чтобы они покинули страну.
В середине VI века до нашей эры скифы были самой влиятельной силой в Передней Азии, уступая лишь могуществу Ассирии. Но в конце VI века до нашей эры соотношение сил изменилось, господствующее положение в Передней Азии начинает занимать Мидия, не нуждавшаяся теперь в наёмниках, и в обременительной помощи скифских племён.
Мидийский царь Киаксар своеобразно выразил благодарность бывшим соратникам старым азиатским способом, он созвал скифских царей на большой пир и обезглавил охмелевших союзников. Обезглавленный скифский союз распался, племена, оставшиеся без вождей, либо откочевали на север, либо вступили наёмниками в войска различных государств, участвуя в многочисленных войнах в Передней Азии.
Скифы способствовали падению могущественных царств Ассирии и Урарту, но они не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами и захватывали добычу в боевых походах. В разрушенных стенах урартской крепости Тейшебаини археологи нашли скифские стрелы — это было красноречивым свидетельством того, кто осаждал и разрушил крепость в конце VI века до нашей эры. Скифские стрелы ещё более раннего времени археологи нашли в кладовых Тейшебаини. Встречались здесь и другие скифские вещи: полушаровидные бусы с рубчиками и роговая головка грифона. Это уже свидетельствовало о других событиях, о том, что до нападения на Урарту у скифов были с этим государством мирные отношения
В страны древней цивилизации скифы проникали двумя путями. Один путь шёл из Северного Причерноморья через Кавказ, другой – из Средней Азии по Южному побережью Каспийского моря.
Те племена скифов, что жили в Средней Азии, персы называли саками. По словам Геродота, они носили скифскую одежду и далее он поясняет: «Звали же их саками, потому что так персы зовут всех скифов». Но среди скифов Геродот различал разные племена, рядом с саками, он называл массагетов. Родственными сако-массагетским племенам были в ту пору и европеоидные племена горного Алтая.
У них были те же обычаи, что и у скифов, те же верования, те же образы искусства и во времена сооружения Пазырыкских курганов сохранялись ещё давние связи со странами Передней Азии.
Далее… Крылатые звери