Около шести лет назад был создан пограничный пост на небольшой песчаной косе длиной 112 км и шириной от 270 км до 7 км, под названием Арабатская стрелка, соединяющая российский Крым и Украину. Особенность самого удаленного от центра пограничного поста, состоит в том, что он абсолютно автономен, добраться до него сложно и служить пограничникам приходится в очень агрессивных природных условиях.
Достопримечательности Арабатской стрелки https://tourist-82.ru/
На протяжении XVI-XVII веков запорожские казаки использовали Арабатскую стрелку для походов на Крымское ханство и штурмов татаро-турецкой крепости Арабат. Впервые Арабатская стрелка была нанесена на карту Крыма в 1650 году, когда на песчаной косе была построена турецкая крепость Арабат (Рабат) в переводе с тюркского означает «предместье». По другой версии название Арабат происходит от слова «рабат» — укрепление, казарма, крепость.
Близ посёлка Каменское до сих пор сохранились руины татаро-турецкой крепости Арабат XVII века, оно было разрушено русскими войсками в 1771 году, когда русская армия под командованием князя Василия Долгорукого заняла Крым.
От посёлка Каменское (турецкое название Ак-Монай), грунтовая автомобильная дорога ведёт к морю, окружающие ландшафты окутаны безмятежным покоем и тишиной.
Во время Первой и Второй Мировых войн село Ак-Монай было местом ожесточенных боев. Семнадцатикилометровый Ак-Манайский перешеек разделяет Феодосийский и Арабатский залив и в военное время является стратегически важным объектом.
Так было и в глубокой древности, когда 17 км перешеек был западной границей Боспорского царства в V веке до нашей эры.
В конце XVI — начале XVII веков во время бесконечных Русско-турецких войн, во время Первой мировой и Гражданской войны, во время Великой Отечественной войны Ак-Манайский перешеек не раз использовался для вторжения в Крым.
Сейчас не прошенные «гости» с Украины упрутся в полноценный пограничный пост, способный дать отпор даже превосходящим силам противника. Наш путь пролегает от самого начала Арабатской песчаной косы у села Каменское, где расположена пограничная застава и здесь же приходится оставить машину, на которой мы ехали из Симферополя — дальше по бездорожью легковой автомобиль просто не пройдёт. К пограничной заставе подъезжает пассажирский «КамАЗ«, вместительный и быстрый, он пройдёт везде. Именно на нём нам предстоит преодолеть оставшиеся несколько десятков километров бездорожья по узкой песчаной косе между Азовским морем и озером Сиваш. Конечно, здесь есть «условные дороги» в зарослях чахлой травы, но по сути это колея «выкатанная» колёсами мощных внедорожников, в которых бугристый грунт, как стиральная доска, из-за чего в машине сильно трясёт.
Правда в пути можно посмотреть издалека на крепость Арабат. Сейчас там базируются военные. Её построили для обороны Керченского полуострова с севера и востока. Крепость построена во рве и не видна со стороны моря, чтобы канонирам было удобно обстреливать проплывающие мимо корабли, не становясь мишенями для корабельных орудий.
Далее по пути село Соляное, где стоит небольшой блокпост и заброшенные старые домики детских летних лагерей, над которыми уже «потрудился» ветер, а после него – только степь.
Враг не пройдёт.
Два часа тряски в «КамАЗе» по наезженной дороге – и пограничный пост. Ещё в 2015 году тут стояли только большие армейские палатки, практически никаких удобств не было. Сейчас же прямо на границе с Украиной установлен модульный дом, вышка и вырыты окопы.
В случае непредвиденной ситуации личный состав пограничного поста может автономно существовать несколько недель.
Для этого есть дизель-генераторы с большим запасом топлива, скважина с водой, опреснительная установка и серьезное вооружение.
«Наш пограничный пост ближе расположен к границе с Украиной, чем другие погранпосты в Крыму. Кроме того, он достаточно далеко от ближайшего населенного пункта. Нас это вынудило сделать его автономным», — говорит начальник погранпоста Роман Алиев, показывая в сторону украинских коллег.
Украинские пограничники обосновались в действующем санатории. Летом пограничники Украины «делят» санаторий с отдыхающими. Ни те, ни другие попыток «взять российский пост штурмом» не предпринимали.
Работы у пограничников тут достаточно: много браконьеров и нарушителей пограничного режима.
«Ранее в год мы пресекали около 50-70 нарушений. В 2019 году мы выявили около 300 нарушителей. Зачастую они нарушали порядок выхода в море, занимались браконьерством и нарушали правила пограничного режима. Мы стали чаще выявлять такие случае благодаря тому, что нам предоставили современные технические средства охраны границы, автоматические посты наблюдения и многое другое, — рассказывает Алиев и кивает в сторону мобильного патрульного комплекса обнаружения.

Мобильный патрульный комплекс Окапи
— Мы полностью обороноспособны, есть всё необходимое вооружение, есть специализированная техника. Мобильный патрульный комплекс «Окапи», необходимый для обнаружения нарушителей, БТР-82а для обороны и многое другое. Правда, всю технику приходится обслуживать гораздо чаще, чем в других частях из-за агрессивной среды: соль, высокая влажность и постоянные ветра не идут на пользу технике».
Своя вода, своё электричество.
На пограничном посту служат вахтовым методом. Для того, чтобы пограничникам было комфортно, созданы все условия.
Пограничный пост обеспечен своим пищеблоком, пекарней, баней, опреснительной установкой, дизель-генераторы с большим запасом топлива, обеспечивающий тепло в казармах. На территории погранпоста есть бассейн под открытым небом и спортивный городок.
«Эта опреснительная установка одна из самых современных. Грунтовые воды поднимаются в резервуар, очищаются и мы в итоге получаем чистую воду, пригодную для питья и готовки пищи», — показывает установку Алиев. Не очищенная грунтовая вода здесь сильно пахнет сероводородом.
Рядом склад продовольствия. Продукты привозят крупными партиями. «Обеспечение у нас – как и в других пограничных подразделениях, никакой разницы нет. Единственное запасаемся мы впрок«, — рассказывает командир.
На условиях службы сильно сказывается климат – его «комфортным» не назовешь. Летом пограничников «терроризируют» мошкара и змеи, в целом весь год погода не даёт расслабиться. Особенно ветер.
Что такое «азовский ветер», мы почувствовали уже ночью: внезапно послышался нарастающий гул, превращающийся в непрерывный вой. «Теперь это надолго», — говорит один из пограничников.
Азовский ветер насколько сильный, что капли сопровождающего его дождя сквозь приоткрытое окно долетают до середины комнаты. Пограничники замеряют скорость ветра – 17 метров в секунду.
Самое интересное, что у азовского ветра есть вкус, за секунды пребывания на улице губы становятся солёными от ветра.
Компанию пограничникам составляют их четвероногие «коллеги». Например, бельгийская овчарка Чери, которой скоро исполнится пять лет. Из них три года она «работает» на погранпосту. Здесь к ней относятся с уважительным почтением, и дело не только в том, что она заняла третье место по Крыму среди собак-розыскников, но и в том, что характер у неё сложный и слушается она исключительно своего хозяина – кинолога Сергея Дмитриева. Другие люди за попытку с ней заигрывать могут поплатиться какой-нибудь конечность.
«Бельгийские овчарки – собаки для профессионалов. Они легко и быстро тренируются. Но если ты допустил ошибку в дрессировке, то исправлять ее – долгий и мучительный процесс. В целом же эта порода универсальна и может использоваться во многих случаях: найдет по следу нарушителя, поможет задержать, умеет выявлять боеприпасы«, — рассказывает Дмитриев.
Несмотря на количество полезных навыков, держать такого зверя дома категорически не рекомендуется, поскольку нужны постоянные тренировки. Сергей показывает таланты Чери: собака беспрекословно выполняет все команды, причем не только голосовые, но и поданные жестами. Это необходимо для того, чтобы не выдать свои позиции нарушителям раньше времени.
Демонстрирует Сергей и боевые навыки собаки. В кинологический костюм одевают одного из служащих заставы. Ему дают фору – пробежать около 30 метров, после чего спускают Чери. Собака за секунды преодолевает расстояние, вцепляется в руку жертвы и всем весом валит мужчину на землю. Сергей даёт команду отпустить «нарушителя», после чего «конвоирует нарушителя» на территорию поста.
«Необходимо все действия доводить до логического завершения. Собака должна видеть, что нарушитель доставлен, иначе она будет действовать так в боевой ситуации и откажется его конвоировать», — поясняет Сергей.
Сегодня Чери едет на заставу в Каменское, нам с ней по пути. Собака с радостью запрыгивает в прогретый «КамАЗ» и ложится на пол. Унылые пейзажи за окном её мало интересуют, а тем временем погода становится еще хуже, ветер усиливается почти до 25 метров в секунду, начинается мелкий дождь. Азовское море штормит, а с заброшенных лагерных летних домиков слетают остатки старой черепицы.
По материалам РИА Новости Крым. Фото погранпоста Александр Полегенько