В сентябре высокий курортной сезон 2020 в Крыму ещё в разгаре. На пляжах полно туристов, на набережных толпы отдыхающих совершают вечерний променад, а в кафе и ресторанах курортных городов Крыма едва ли найдётся свободный столик. А значит, вряд ли представителям туристической отрасли удастся собраться вместе во Всемирный день туризма 27 сентября. Русские народные пословицы: «Работать не станешь, ноги с голоду протянешь»; «пошла работа — день мал», «коси коса пока роса», особенно актуальны в период эпидемических угроз, закрытия отелей и гостиниц на карантин.
«Каждый летний месяц по-отдельности вышел лучше и по выручке, и по загрузке отелей туристами, чем аналогичный период прошлого года. Но если брать по году, то пока результаты не понятны, и мы очень надеемся, что межсезонье на крымских курортах не будет пустым, и в итоге три месяца простоя в туристическом сезоне 2020 окупятся за счёт туристов, приехавших в сентябре и октябре.» — считает Сергей Щеголев, директор управляющей компании Happy Seasons Hotels Group
«Гости Крыма поменялись кординально, приехали люди, которые не смогли уехать за границу в этом году, и им в Крыму не понравилось. Нет в Крыму хорошей туристической инфраструктуры, достойного сервиса, которого мы не смогли создать в силу объективных факторов: подготовки к сезону за полторы недели и дефицита обслуживающего персонала.»
— О каких объективных факторах идёт речь?
— Сперва в марте-апреле руководство Крыма официально заявляло, что летнего курортного сезона в Крыму не будет из-за пандемии коронавируса, и не ждите. Затем в мае нас ориентировали на внутренний региональный туризм. А в таких условиях держать три месяца обслуживающий персонал — горничных, официантов, разнорабочих, охранников, могли себе позволить далеко не все отели. Конечно, численный состав менеджеров мы сберегли, во время самоизоляции они на работу не ходили, но зарплату получали. Но рядовые позиции обслуживающего персонала гостиниц пришлось уволить после официальных заявлений властей Крыма. В итоге при неожиданном открытии курортного сезона случился коллапс в сфере обслуживания гостиниц. До сих пор ещё в отелях в 160 номерах не хватает 10 горничных. Естественно, это отражается на качестве обслуживания и формирует негативное впечатление об отдыхе в Крыму из-за низкого сервиса.
Вот я хожу по отелю, который мне предлагают взять в управление. Отзывы о нём кошмарные и связаны они с тем, что туристам приходится самим мыть полы и выносить мусор. И после шквала негатива в соцсетях от туристов об ужасающих условиях отдыха, создать отелю приличный имидж будет очень сложно.
— Какие-то положительные отзывы об отдыхе в Крыму были?
— Положительные впечатления у туристов оставила только природа Крыма. Там, где нет вмешательства человеческих рук в природу — всё прекрасно, оценка положительная. Да, Крым прекрасен в любую погоду, в любое время года, и не согласных с этим мало, многих не устраивает инфраструктура отдыха.
Кому-то из туристов Крыма повезло, они попали в хорошие крымские отели и гостиницы, где собственники и управляющие нашли возможность полностью укомплектовать штат обслуживающего персонала. Но в основной массе отелей и гостиниц на крымских курортах такого не было.
— Если говорить о цене на отдых в сезоне 2020, насколько она была объективная?
— Цена на проживание в отелях и гостиницах Крыма была явно завышенная. Мы сами повышали стоимость номеров несколько раз за сезон 2020. Это обычная практика у отельеров, у авиакомпаний — если есть спрос и осталось всего несколько мест, то, конечно, нужно повышать цену. И последние номера в отелях продаются намного дороже первых, купленных заблаговременно. А у гостя возникает вопрос — почему он в прошлом августе за этот же номер в отеле платил 6 тысяч рублей, а в этом должен заплатить 7,5 тысячи рублей. При этом никаких улучшений в номере нет, как нет и дополнительных услуг. За что? И мы не можем ответить на этот вопрос, мы просто продаём последний номер в отеле за 7,5 тысячи рублей. Это правила гостиничного рынка, повышающего цену последнего лота, как на аукционе.
По материалам статьи КП