24 (11) и 26 (13) февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся знаменитый костюмированный бал, на котором весь цвет русской аристократии явился в национальных костюмах XVII столетия, специально сшитых к этому событию.
В 1903 году династия Романовых отмечала 300-летие царствования в России с особым размахом. Император Николай Второй и Александра Фёдоровна задумали воссоздать атмосферу московского царского двора времён царя Алексея Михайловича Тишайшего и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской. Более грандиозного бала-маскарада Российская империя, пожалуй, не знала.
В честь празднования 300-летия Дома Романовых была выпущена памятная медаль, на которой изображён первый царь — Алексей и последний царь Николай из династии Романовых
В 1613 году началось правление первого царя из династии Романовых Алексея. Правил царь Алексей Михайлович Романов стразу после окончания «смутного времени» (с 1598 по 1613 годы) — периода в истории России, наступившего после смерти царя Ивана Грозного, чьи наследники: сын Фёдор I Иоанович не имел способностей к правлению и царевич Дмитрий — по малолетству.
Предшественником бала 1903 года стал бал в стиле à la russe, устроенный двадцатью годами ранее, в январе 1883 года, великим князем Владимиром Александровичем и его супругой в их собственном дворце в Санкт-Петербурге. Считается, что идея бала в русском стиле пришла императрице Александре Фёдоровне за завтраком, на котором присутствовали художник Павел Васильевич Жуковский и министр Императорского двора, барон Владимир Борисович Фредерикс. Между гостями произошёл спор о нововведениях императора Петра I относительно русского традиционного костюма, и императрица решила задать балу национальную тему.
«Императрица задумала дать костюмированный бал в Эрмитаже 11 февраля... и она хочет, чтобы публика была в костюмах эпохи царя Алексея. Однако публика недовольна. Лишних денег ни у кого нет. Русские костюмы стоят сумасшедших денег — шелковая камчатная ткань, сукно, расшитое золотом и серебром, меха очень дороги. К тому же танцевать в тяжёлых платьях и шубах доставляет мало удовольствия. Определенно, у бедной Александры Федоровны несчастливая рука и склонность к неуместным вещам» — из дневника директора императорского Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского.
Но костюмированный бал с роскошными нарядами не просто состоялся, а стал поистине историческим: больше в Российской империи с таким размахом балов не давали. Великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя императора Николая II, вспоминал:
«Это был последний большой придворный бал в истории империи»
В действительности последний бал Российской империи состоялся позже, в 1904 году.

Группа танцевавших во время бала «Русскую». Лист 164 из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» А. Рентц и Ф. Шрадер.
24 (11) февраля 1903 года состоялся «Вечер». Гости собирались в Романовской галерее Эрмитажа, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершая так называемый «русский поклон». За приветствием следовал концерт в Эрмитажном театре с ариями из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов», которые исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер, и сценами из балетов Л. Минкуса «Баядерка» и П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа при участии Анны Павловой. Затем состоялся ужин, после которого 390 гостей танцевали в Павильонном зале до двух часов ночи.

Портрет императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны в костюмах царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. Левицкий Л. С. 1903 г.
Вторая, «Большая» часть бала состоялась через два дня. На ужине под пение знаменитого Архангельского хора присутствовало 300 человек — члены императорской фамилии, иностранные послы и представители аристократических кругов.

Зинаида Юсупова (1891- 1939)
Кульминацией бала стал русский танец в исполнении 20 пар. Солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова, покорившие всех своей красотой, грацией и обаянием.

Анна Павлова (1881-1931) в русском костюме 1903 год
После окончания бала участников по желанию императрицы Александры Фёдоровны запечатлели лучшие фотографы Санкт-Петербурга: «Боассонн и Эгглер», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Л. Городецкий и другие.
В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший гелиогравюры и фототипии. Экземпляры распространялись за определенную плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

Офицеры Преображенского лейб-гвардии полка. Бал 1903 г. Фотоателье «Боассонна и Эгглеръ»
Среди почти четырех сотен гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничих XVII века.
Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа и продолжались до часа ночи. Придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы.

корнет Колобакин
«Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце в феврале 1903 года», представляет собой коллекцию снимков — 21 фотогравюру и 174 фототипии — высочайших особ и лиц в русских костюмах XVII века, хранится в Историческом музее.

Великий князь Андрей Владимирович
Сегодня эти фотографии стали ценным историческим источником. Костюмы участников маскарада в стиле «допетровского времени» были созданы по дизайну художника Сергея Сергеевича Соломко и с привлечением специалистов по эпохе царя Алексея Михайловича.

Портрет императора Николая II в выходном платье царя Алексея Михайловича и императрица Александра Фёдоровна. Фотография Левицкого Л.С. 1903 г.
Сам император Николай II был одет в костюм царя — «выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл, а императрица Александра Фёдоровна — в костюм царицы Марии Ильиничны, жены Алексея Михайловича.

Вел. кн. Ксения Александровна с мужем Вел. кн. Александром Михайловичем
Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих.

Великая княгиня Ксения Александровна. Лист ХVII из «Альбома костюмированного бала в Зимнем Дворце в феврале 1903 г.» Боассон и Эгглер.
«…Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

Графиня Ольга Орлова
Бал в феврале был самым зрелищным развлечением в старом московском стиле. Император Николай II рассматривал его не как обычный маскарад, но как первый шаг к возрождению обрядов и костюмов московского двора.
«Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми» — записал император Николай II в своём дневнике.

Графиня Элизабет Шереметьева
Шереметевы точно скопировали изображения костюмов предков на живописных полотнах из семейной галереи.
Все фотографии из альбома доступны в Электронном каталоге Государственного исторического музея.
Во времена СССР такие карты были одними из самых распространенных, их можно было увидеть в каждом доме. Однако мало кто догадывался, что на игральных картах изображены участники костюмированного бала 1903 года.
На карточных тузах изображены щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами.

Константин Александрович Горчаков на костюмированном балу 1903 года
На первый взгляд ничего необычного в игральных картах нет – мы настолько привыкли к этим рисункам, что не обращали внимания на древнерусскую одежду карточных героев.
Однако, фигуры для той самой колоды карт художники срисовали с фотографий героев костюмированного бала, собранных в «Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце», прошедшего в 1903 году при царском дворе.

Вел. кн. Сергей Александрович
Называется карточная колода «Русский стиль», эскизы для карт были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт–на–Майне) в 1911 году.
Сами карты, с персонажами в древнерусской одежде, были отпечатаны в Санкт-Петербурге на Александровской мануфактуре. Их выход связан с прошедшим в 1903 году костюмированным балом в честь празднования 300-летия дома Романовых.

Великий князь Михаил Александрович.
После революции Александровская мануфактура была закрыта, в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов срисовал карты «Русский стиль» с оригинальной колоды для офсетной печати.
Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться все 70 лет.
В СССР даже карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т. д. Однако, никакие другие темы рисунков не смогли конкурировать с колодой карт в «Русском стиле».
Память о последнем костюмированном бале Российской империи «легально» сохранялась на протяжении всего ХХ столетия.