Многие правители Востока и короли Запада мечтали овладеть богатствами христианской Византийской империи и её красивейшей столицей — Константинополем.
29 мая 1453 г. столица Византийской империи, самый большой город средневековья Константинополь, была захвачена турками-османами, под предводительством султана Мехмеда II Фатиха (Завоевателя). Турки-османы взяли в плен свыше 60 тысяч городских жителей, разграбили христианскую столицу и устроили кровавую резню жителей-христиан в городе.
В сражениях за Константинополь погиб в бою последний византийский император Константина XI Палеолог (Драгаш).
Падение города положило конец христианской Восточной Римской, Византийской империи, и имело глубокие последствия, как для всей христианской Европы, так и для ислама.
Взятие Константинополя в 1453 году дало возможность туркам-османам господствовать в восточном бассейне Средиземноморья и на Чёрном море.
Спустя несколько лет перестали существовать последние осколки Восточной Римской Византийской империи.
В 1460 году турки-османы захватили весь полуостров Пелопоннес, который тогда называли славянским именем Морея.
В 1461 году турецкая османская империя уничтожило последний оплот Восточно-Римской Византийской империи — Трапезундское царство.
Падение Константинополя сказалось и на обстановке в Тавриде (Крым). В 1475 году турки-османы, вторглись в Тавриду, захватили всё побережье от Кафы (Феодосия) до Херсонеса (Севастополь), и разгромили в горах христианскую столицу княжества Феодоро, которое подчинялось Трапезундскому царству. На месте столицы княжества Феодоро турки-османы достроили полуразрушенную крепость, назвав её Мангуп-Кале («Разгромленная крепость»)
Московия восприняла падение Константинополя 1453 года, и уничтожение православной Византийской империи, как знак того, что всемирная миссия православной Византии переходит к Московскому Кремлю. Старец Псковского монастыря Филофей в известной богословской теории именовал «Москву — Третьим Римом», а «Четвертому — не бывать». «Два Рима пали, а третий — Великая новая Россия стоит, и стоять будет в веках».
Вскоре Мехмед II завоеватель озаботился восстановлением Константинопольской христианской патриархии. После смерти святителя Марка Эфесского православную оппозицию христианской унии в Константинополе возглавлял монах Геннадий Схоларий, который после падения византийской столицы был продан в рабство в Адрианополь. Мехмед II освободил Геннадия Схолария из рабства и посадил на патриарший престол в новой столице Османской империи, наградив званием «милет-баши». Новый «этнарх» возглавлял весь православный народ Османской империи, не только в духовном, но и в светском отношении.
Город Константинополь оставался столицей Османской империи до её распада в 1922 году, а 28 марта 1930 года Константинополь был официально переименован турецкими властями в İstanbul.
Историки считают падение Константинополя ключевым моментом в европейской истории, отделяющим Средневековье от эпохи Возрождения.
Многие университеты Западной Европы пополнились греческими учёными, бежавшими из Византии, что способствовало в последующем формированию римского права и расцвету средневекового искусства — живописи, скульптуры, архитектуры, а также науки и новых технологий.
Падение Константинополя также перекрыло главные торговые пути из Европы в Азию, это заставило европейцев искать новые морские пути в Индию, развивать военно-морской и транспортный флот в странах Европы. Началась эпоха великих географических открытий, для обитателей Старого Света стала известной новая часть света— Америка в результате первой экспедиции Христофора Колумба (1492—1493).