Русская православная церковь и Римско-Католическая церковь назвали произошедшее «великой утратой, страшным знамением».
Пожар, охвативший один из главных символов Парижа — собор Парижской Богоматери — стал причиной великой утраты. Скорбь по ней сближает православных и католиков, смысл этого знамения еще предстоит осознать в полной мере сказал ТАСС в понедельник замглавы Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов.
«На Западе сейчас первый день Страстной недели. Великая утрата, страшное знамение, смысл которого нам ещё предстоит в полной мере осознать, причиняет острую боль, наполняет сердца состраданием, сближает нас с нашими западными христианскими братьями», — сказал протоиерей.
Слово «страсть» означает «страдания» Иисуса Христа, которые ему довелось пройти перед распятием на кресте, и явить миру божественное чудо победы над смертью — воскрешение из мёртвых.
В 2019 году православная церковь отмечает 21 апреля Вербное воскресенье, а Страстная неделя (или Седьмица) перед Пасхой пройдёт с 22 по 27 апреля.
Протоиерей Балашов отметил, что «и наша история, и наша душа связана с этой древней твердыней Христовой веры, сформировавшей ту Европу, которая нам невыразимо дорога, которая даже для наиболее самобытных русских мыслителей <…> была «страной святых чудес».
«Матерь Божия да сохранит христиан Запада в эти часы скорби», — заключил собеседник ТАСС.
15 апреля, около 19:50 по московскому времени, в части собора Парижской Богоматери, где велись реставрационные работы произошёл пожар. Сначала на вершине готического собора появился дым, а затем вокруг двух колоколен вспыхнуло пламя. Его было видно со всех районов Парижа. Вокруг места пожара стали собираться зеваки. Они-то своими фото и видеокадрами первыми на весь мир сообщили о пожаре. Для каждого парижанина эта трагедия стала личной драмой. Первые полосы всех крупнейших французских изданий сегодня утром буквально кричат о скорби всей страны.
Более 12 часов бушевало пламя в одном из самых известных памятников мировой архитектуры. Последствия этого пожара ужасающие. Огнём уничтожены несущие конструкции собора, датированных XIX и XIII веками, и все деревянные интерьеры собора Парижской Богоматери оказались охвачены огнём и уничтожены.
Особенно трагично выглядят кадры падение 96-метрового шпиля XII века собора Нотр-Дам де Пари и обрушение его кровли. Охваченный пламенем собор лишился часов, шпиля и крыши, которые обвалились вовнутрь здания. За этим страшным зрелищем оставалось только наблюдать со стороны и читать молитвы, что и делали сотни парижан.
Нотр-Дам де Пари считается один из старейших символов французской столицы, и главным католическим храмом Франции, а также одним из самых известных памятников мира. Собор стал объектом туристического показа, ежегодно его посещали более 14 миллионов туристов со всего мира, щёлкающих фотоаппаратами, они пришли не молиться. Может быть, за это им пришло наказание?
Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 году и продолжалось почти два века. Готический собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163-1345 годов. В 2013 году праздновали 850-летие собора Нотр-Дам.
О причинах возгорания пока ничего не известно. Возможно, возгорание началось из-за нарушения техники безопасности во время реставрационных работ. Очевидцы утверждают, что загорелись деревянные части лесов. Пострадавших при пожаре нет.
Расследованием дела занимаются 50 специалистов прокуратуры Парижа. Следствие уже установило, что первый раз пожарная сигнализация сработала в 18:20, но источник возгорания обнаружить не удалось. В 18:43 был второй сигнал пожарной тревоги, и тогда уже, на уровне рамы, обнаружили огонь.
По данным зарубежных источников, чтобы провести работу по реставрации шпиля и реконструкции остальных частей собора государством было выделено около 11 миллионов евро. Перед началом ремонтных работ было снято 16 бронзовых фигур, их доставили в департамент Дородонь для реставрации.
Экстренным службам удалось спасти структуру Нотр-Дама от полного разрушения. Во время пожара сгорело две трети площади крыши, обрушился шпиль и часть поперечного нефа. Особую ценность предоставляет и наличие старинных витражей, которые, к сожалению, сохранились только возле главного входа и возле двух роз трансепта. Алтарь и алтарный крест удалось спасти.
Использовать пожарную авиацию было нельзя, тонны воды своим весом могли до основания разрушить исторический памятник, 400 пожарных с земли тушили пламя пожара до глубокой ночи, и выносили из огня те ценности, которые ещё можно было спасти.
Сейчас пожарные следят за остаточными очагами и охлаждают горячие несущие конструкции, сохранившиеся после пожара.
Франция уже начала сбор средств на восстановление собора Парижской Богоматери.
Виктор Гюго описал пожар в Нотр-Даме почти за 200 лет до событий 15 апреля 2019 года
История романа «Собора Парижской Богоматери» происходит в конце XV века, когда храм переживал свой рассвет. Виктор Гюго постоянно подводит читателя к неминуемому падению Нотр-Дама, которое в романе предстает в форме огромного пожара, начавшегося во время штурма собора:
«На самой верхней галерее, над центральной розеткой, между двух колоколен, поднималось яркое пламя, окруженное вихрями искр, — огромное, беспорядочное, яростное пламя, клочья которого по временам вместе с дымом уносил ветер. <…> А над пламенем громадные башни, у которых одна сторона была багровая, а другая — совершенно черная, казалось, стали еще выше и достигали безмерной величины отбрасываемых ими теней, тянувшихся к самому небу.
Украшавшие их бесчисленные изваяния демонов и драконов приобрели зловещий вид. Они словно оживали на глазах, в колеблющихся отблесках пламени. Змеиные пасти растянулись в улыбку, рыльца водосточных труб словно заливались лаем, саламандры раздували огонь, драконы чихали, задыхаясь в дыму».
Пожалуй, ни один журналист не смог бы описать пожар в Нотр-Даме так, как это сделал Виктор Гюго. Но и для романиста XIX века, и для людей, видевших трагедию 15 апреля, горящий собор символизирует одно и то же: это удар в сердце Парижа, трагедия для французской культуры, архитектуры, истории. И это предостережение о том, насколько уязвимо наше общее историческое наследие.
Есть во Франции отвратительные циники, всему знающие цену, но ничего не ценящие! Это сотрудники французского сатирического журнала Charlie Hebdo, в спешном порядке выпустившие во вторник в полдень в электронной и печатной версиях карикатуру с изображением собора Парижской Богоматери в огне.
На обложку красного цвета помещено карикатурное изображение президента Франции то ли Саркози, то ли Эмманюэля Макрона, на голове которого нарисован собор Парижской Богоматери, охваченный пламенем. В левом углу написано — «Реформы», в правом — «Я начинаю с несущей конструкции». «Несущая конструкция Франции» — это христианство! Уничтожив его — уничтожите Францию! Журнал Charlie Hebdo уже поступил в продажу во Франции — доходы от продажи им дороже всех других ценностей! Вот уроды!