Праславянские корни культуры древних фракийцев.

Культура, религия, обычаи фракийцев сформировалась в тесном переплетении со скифской, греческой и македонской культурой и традициями.

После вторжения сарматов во 2 тыс. до н. э, многочисленные племена сколотов (скифов-земледельцев) переселились во Фракию. Страбон сообщает: «Множество людей из Малой Скифии переправлялось через Тирас и Истр и поселялось в той стране (Фракии). Значительная часть Фракии на Балканах была названа Малой Скифией.».

Во II тысячелетии до нашей эры фракийские племена занимали обширные территории от Адриатики до Чёрного моря (Понта). Местность в Малой Азии близ Трои населяли этнические фракийские племена, выходцы из Фракии (Болгария)…

В описании задунайских земель Плиния говорится: «Фракия с одной стороны начинается от берега Понта, где впадает в него река Истр (Дунай). В этой части прекраснейшие города: основанный милетянами Истрополь, Томы, Каллатия (прежде называвшаяся Кербатирой). Здесь же лежали Гераклея и Бизона, поглощенная разверзшейся землей. Теперь остается Дионисополь, прежде называвшийся Круном. Здесь течет река Зира. Всю эту область занимали скифы, называемые пахарями. У них были города: Афродисиада, Либист, Зигера, Рокобы, Эвмения, Парфонополь и Герания».

Древняя культура, религия и мифология фракийцев на Балканах была воспринята греками-эллинами. Фракийские мифы о Дионисе, Аресе, о Европе, дочери финикийского царя, об Орфее, который был, по преданию, царём фракийцев стали и греческими мифами. В своей 5 книге Геродот пишет: «Богов фракийцы чтут только трех: Ареса, Диониса и Артемиду. А их цари (в отличие от остального народа) больше всех богов почитают Гермеса и клянутся только им. По их словам, и сами они произошли от Гермеса. Погребальные обряды богатых фракийцев вот какие. Тело покойника выставляют на три дня. При этом закалывают жертвенных животных всякого рода и после погребальных воплей устраивают тризну. Затем тело сжигают или иным способом предают земле, насыпав курган…»

Геродот, описывая военное снаряжение фракийцев, воюющих с персами, пишет:

«У фракийцев в походе на головах были лисьи шапки. На теле они носили хитоны, а поверх — пёстрые бурнусы. На ногах и коленях у них были обмотки из оленьей шкуры. Вооружены они были дротиками, пращами и маленькими кинжалами (История, VII, 75).Trak_peltasta--Фракийский пелтаст (пехотинец

Фракийцы отпускали усы и бороду, а волосы на голове предпочитали собирать на макушке.

По данным современной генетики фракийцы были носителями «индоевропейской» гаплогруппы R1a

Первое фракийское государство на Балканах сложилось в V веке до нашей эры – Одрисское государство. Царь фракийского племени одрисов Тирас объединил все фракийские племена, которые были не однородны по этническому составу — праславянские, кельтские и др.

SeuthesIII_tumba_Kazanlâk_Фракийский царь

Описывая фракийцев, греческий философ Ксенофан сообщает о том, что внешне фракийцы отличных от греков.  У фракийцев были светлые волосы и голубые глаза, именно, такими представляли фракийцы и своих богов.

«Чёрными мыслят богов и курносыми все эфиопы,
Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы…«

Свою дочь фракийский царь Тирас выдал замуж за скифского царя Ариапифа (Геродот, IV, 80), так возник политический союз мира и родства династии фракийских царей со скифами Причерноморья. После смерти царя Тираса, фракией правил его сын Ситалк.

В 6 веке до нашей эры королю одрисов Тирасу и его сыну Ситалку удалось расширить владения Фракийского царства от города Абдера на побережье Эгейского моря до устья реки Истр (Histria – Дунай) на побережье Чёрного моря. В  360 г. до н.э. Одрисское царство распалось.

В кургане близ Пловдива обнаружен золотой перстень одного из одрисских правителей, на котором выгравировано имя Скифодок.

Иосиф Флавий приводит самоназвание фракийцев — тирасцы, свой род ведущие от Тираса – седьмого сына Иапета (Яфета), считающегося общим прародителем всех индоевропейцев. Тирасом в античные времена называли реку Днестр, отсюда и современное название города — Тирасполь.

Корень слова «tir», роднит имя Тираса с мифическим скифским царём Таргитайем (Ταργιταος), прародителе скифских племён. По легенде скифский царь Таргитай был сыном Геракла от рогатой Змееногой богини, дочери реки Борисфен (Днепр). Имя Тагитай – Тарха-Царь, то есть «Бык-Царь», образ быка,  в латинском языке слово «tayros» — «бык».

Территорию Македонии (Греция), Дакии (Румыния),  Вифинии (северо-западная Анатолия), Мизия (северо-западная Анатолия ) также населяли фракийские племена, воспринявшие эллинскую культуру. В 336 г. до н.э. Александр Македонский предпринял поход против Фракии и подчинил её своему правлению, оставив власть на местах фракийским князьям.

В 46 году до н.э., Фракийское царство попало под римское владычество, и стало провинцией Рима. Римляне разделили Фракию на 33 административные единицы (стратегии), которые назывались по названиям старых фракийских племён.

Римский правитель Агриппа получил контроль над Фракией, при Августе вся Фракия стала  провинцией Римской империи. Именно, в 1 веке начинается массовый исход фракийцев из Фракии. Фракийцы вдруг исчезли с географический карты Балкан. Фракийцы переселились из этих мест, этот факт подтверждается и римской оккупацией этих территорий, засильем в этих землях римлян. В фракийских курганах на территории Приднепровья археологи находят множества римских монет 1 века н.э.

Многие сколоты -«фракийцы» возвращались на свои прежние земли  в Скифию, возрождая ее земледелие и города. Античный автор 2 в. н. э. Птолемей  сообщает о 6 городах на ДнепреСар,  Ольвию (Борисфен),  Азагарий, Серим, Метрополь, Амадока. В античных источниках есть сказание о фракийском царе Амадоке Первом, который правил Одрисской державой в 410-390 годах.

После смерти Александра Македонского и распада Римской империи, фракийский князь одрисов Севф III (324—311 гг. до н.э.) восстановил независимость Фракии. Князь одрисов Севф III выпускал во Фракии свою серебряную монету. Римский генерал Лисимах в 301 году до нашей эры сжёг столицу фракийского царя Севфа – город Севфополис.

В Древней Греции о фракийцах, как и о скифах, слагались легенды, как о храбрых войнах, обладавших несметными золотыми сокровищами. Легендарного римского гладиатора Спартака часто относят к фракийцам или к скифам. Историк Блейдз читает скифское имя Пардокас (Παρδοκας), как Спардокас — Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος, тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

Живущие на берегу Чёрного моря  фракийцы, как и Причерноморские скифы, были русоволосые и голубоглазые,  носили усы и бородаты. Волосы на голове, и скифы, и фракийцы, собирали на макушке, для того, чтобы удобно было носить мохнатую лисью шапку или небольшую остроконечную шапку («фракийский колпак»), подобный колпак носили и скифы  (в др.-рус. языке – «скуфиа» -остроконечная шапка; в греч.яз.- skouphia, по-греч. skyphos — «чашка»), фракийский боевой шлем повторяет форму колпака. Одежда и обувь фракийцев и Причерноморских скифов была из кожи и меха. Когда умирал царь скифов, его жену, коня и прислугу сжигали вместе с ним, их останки закапывали в каменной гробнице, засыпанной землёй (кургане) вместе с мужем, тот же обычай был и у фракийцев.

По данным современной генетики фракийцы были носителями индоевропейской гаплогруппы R1a, соответственно, истоки, ныне не существующего, фракийского языка,  надо искать в индоевропейской языковой группе. Древние фракийцы, как и сколоты (скифы), говорили на одном из диалектов праславянского языка, которого не знали эллины.

Источники сведений о фракийском языке крайне скудны:

1. Глоссы в сочинениях античных и византийских авторов (23 слова).

2. Фракийские надписи, из которых наиболее ценны четыре, остальные 20 коротких надписей найдены на острове Самофракия. Самая длинная надпись на фракийском языке, найденная в 1912 около деревни Езеро в Болгарии,  датируется 5 веком до н. э. Она вырезана на золотом кольце и содержит 8 строк (61 букву).

3. Во фракийском языке были слова — bebrus  -«бобёр», berga(s) — берег, «холм», berza(s) — «береза», esvas (ezvas) — «конь», ketri — «четыре», rudas — рудый, красный, svit — свит, «сиять», udra(s) «выдра» и др.

4. О пребывании древних фракийцев на Балканах говорят, прежде всего, географические названия – гидронимы — названия рек, в которых ясно слышны пра-славянские корни -Искыр, Тунджа, Осым, Марица, название гор — Родопы, населенных пунктов — Пловдив, Пирдоп и др.

Славянские корни можно обнаружить и в именах древних фракийцев:

Astius — Осташ, Остик. (укр. Остап)

Biarta — Бердо, Вереда, Варадат, (прозвище: Бородач).

Bessula — Вессула. (в болг. Имя Весел)

Burtzi — Бурджи, Бортко, Борзый, Борщ.

Buris — Борко, Бурко

Brigo — Брайко, Брешко, Брейко, Брег.

Brais — Брашко (родственные слова- брага, борошно).

Bisa — Биса, Биско.

Bessa — Беса, Беско.

Bassus — Бассус, Баско

Vrigo — Вриго, Фриг.

Auluzanus — Алузанус, Галуша.

Durze — Дурже (от слова – друг, дружина),

Didil — Дидил, Дедило. (родственные слова в рус. яз.: детина, и др.)

Doles — Долеш (родственные слова в рус. яз.:  доля).

Dines — Динес, Тинко.

Tutius — Тутиус, Туча, Тучко

Mettus — Миттус, Митуса (от имени богини земли и плодородия Деметра, происходят имена Дмитрий, Митяй).

Muca — Мука

Mucasis —  Мукосея, Мукосей, Мокосея

Purus —Пурус,  Пуруска

Sipo — Сипо.

Suarithus — Суаритус, Сирич.

Scorus — Скорус, Скора, Скорина, Скорец, Скорына, Скорята.

Sudius — Судиус, Судислав, Судимир, Судич, Судец и др.

Surus, Serrus — Сурус, Серрус, Серко, Сера, Серик (современное имя – Сергей)

Tarsa — Тарша, Туруса.

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org