Паломничество в Крыму.
В Республике Крым и Севастополе обсуждают вопросы развития православного паломничества и религиозного туризма на полуострове.
За 20 лет кропотливого труда Паломническая служба Симферопольской и Крымской епархии разработал десятки паломнических маршрутов.
Паломнический отдел Симферопольской и Крымской епархии приглашает православных христиан посетить святые места Крымского полуострова. Паломнические программы разработаны по благословению правящего архиерея Симферопольской и Крымской епархии Митрополита Лазаря.
В пансионате им. Святителя Луки при храме св. Александра Невского в Алупке паломникам предлагается ознакомиться со святыми местами Южного Берега Крыма.
Проживая в православных пансионатах «Паломник» в Новофёдоровке и «Корсунь» в Севастополе, паломники могут совершить паломничество к святыням юго-западного Крыма. А из Феодосии паломникам будет удобно посетить не менее благодатную юго-восточную часть полуострова.
Для детей с родителями Паломнический отдел подготовили специальную 12-ти дневную программу «Юный паломник». Паломнические поездки по святым местам, близость моря, красивая природа, чуткое внимание наших сотрудников оставят у детей незабываемые впечатления. Православный лагерь «Юный паломник» в этом году открывает свой 15-ый сезон.
Для самых активных паломников создана специальная программа «Весь православный Крым». За 10 дней паломники смогут посетить огромное количество святых мест, проживая по 5 дней в Новофедоровке и в Феодосии.
Пансионаты, подготовленные к приезду паломников, находятся на побережье Чёрного моря, в непосредственной близости от самых лучших пляжей. В номерах есть все необходимое для комфортного проживания паломников.
Экскурсоводы паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии – верующие православные люди, имеющие за плечами большой опыт работы и соответствующее образование. Они очень любят крымскую землю и готовы поделиться своей любовью и знаниями, помочь паломникам не только с пользой посетить православные святыни, но и хорошо отдохнуть, набраться духовных и физических сил.
Благословение Господне да будет с теми, кто собирается совершить паломническую поездку на святую крымскую землю! Паломнический отдел Симферопольской и Крымской епархии ждёт вас и постарается сделать всё, чтобы о паломничестве и отдыхе в Крыму остались только приятные впечатления.
СВЯТЫНИ КРЫМА
«… В Крыму живут наши люди, и сама территория стратегически важна, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Ведь именно здесь, в Крыму, в древнем Херсонесе, или, как называли его русские летописцы, Корсуни, принял крещение князь Владимир, а затем и крестил всю Русь… На этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это даёт нам все основания сказать, что для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение. Так же, как Храмовая гора в Иерусалиме для тех, кто исповедует ислам или иудаизм. Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда.» В. В. Путин.Из послания к Федеральному Собранию от 4.12.2014 г.
По преданию, в Крыму проповедовали святой апостол Андрей Первозванный. Монах Епифаний повествует, что из Босфора апостол Андрей Первозванный двинулся вдоль южного берега Тавриды (Крыма) и достиг Феодосии, в которой лишь некоторые последовали его учению. Благовествуя, Андрей Первозванный прибыл в Херсонес, где зажег сердца многих верою во Иисуса Христа.
Четвёртый Папа Римский, священномученик Климент I (лат. Clemens Romanus I) был сослан римским императором Трояном на каторжные работы в Инкерманские каменоломни, недалеко от античного города Херсонеса Таврического (нынешний Севастополь) и нашёл в Крыму более 2000 христиан и проповедовал в 99 г. н.э.
Ко времени его мученической кончины в 100 году н.э. в разных местах полуострова насчитывалось 75 христианских общин, имевших для молитвы храмы высеченные в горах и сохранившиеся до наших дней. Древнейшим храмом можно считать Инкерманский монастырь святого Климента, в котором пребывал IV Папа Римский Климент I.
Ко времени I Вселенского собора в 325 году в Крыму существовали Босфорская и Херсонесская (Корсунская) епархии; в том же веке была учреждена Фулльская епархия;
После утверждения в Крыму самостоятельных кафедр к началу IV века на полуострове увеличилось количество православной иерархи.
В VIII веке в Крыму возникла Готфийская (Готская) кафедра. В 715 году появилась также Сугдейская (Сурожская) епархия. В эпоху расцвета Византии в Крыму существовало уже пять христианских епархий с центрами в древних греческих колониях на южном побережье и в Готии — земле переселившихся сюда православных готов.
Равноапостольные братья из города Солуни (Салоники) христианские проповедники Кирилл, в миру Константин по прозвищу Философ, (827—869 г.г.) и Мефодий, в миру Михаил (815—885 г.г.), создавшие старославянскую азбуку и перевод Библии и Евангелия на славянский язык, обрели в Крыму мощи священномученика Климента I. Кирилл и Мефодий с удивлением обнаружили в Крыму Библию на русском языке.
В Херсонесе Таврическом крестился князь Владимир в 988 году. Крымская земля причастна не только к Крещению князя Владимира, и христианизации всей Руси, но и к дарованию православной церкви официальной возможности вести христианское богослужение на русском языке.
К XII веку в Крыму существовало четыре епархии: Судгейско-Фульская, Херсонская, Готская и Боспорская, относящиеся к юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Около 1380 года южным побережьем Крыма и Готией завладели генуэзцы. В середине XV века к Готфийской епархии была присоединена Херсонская, а в 1485 году — Сурожская.
В XV веке турки с помощью татар захватили южный Крым, и полуостров вошёл в состав Крымского ханства в вассальной зависимости от Османской империи. Готфийские иерархи управляли угнетенной паствой Крыма вплоть до исхода православных в Россию в 1778 году, во главе со святителем Игнатием Готфийским.
В апреле 1784 года земли присоединённого к России в 1783 году Крымского ханства вошли в состав в Славянской и Херсонской епархии (кафедра в Полтаве). Готфийская епархия продолжала существовать до 1786 года, её преемницей стала полусамостоятельное Феодосийское викариатство, существовавшее до 1799 года.
Между 1799 и 1859 годами в Крыму не было своего православного архиерея и полуостров управлялся Екатеринославскими (бывшими Славянскими), а с 1837 года — Херсонскими архиереями.
Высочайшей резолюцией от 16 ноября 1859 года, по ходатайству жителей Таврической губернии, на территории полуострова, была учреждена самостоятельная Таврическая епархия путём выделения из состава Херсонской. С образованием самостоятельной епархии церковная жизнь стала шириться: менее чем за десять лет появилось более ста новых приходов, активизировали свою деятельность монастыри, открылись мужские духовные училища. При епископе Гурии (Карпове) начала работу Таврическая духовная семинария, стал издаваться журнал «Таврические епархиальные ведомости».
После разгрома армии Петра Врангеля в ноябре 1920 года, и установления советской власти христианская Церковь в Крыму подверглась жестоким гонениям в 1920-е—1930-е годы. Закрывались православные монастыри и храмы, тысячи верующих и священников были репрессированы и отправлены в ссылку за Урал.
В ряде православных храмов удалось возобновить богослужения в условиях немецко-фашистской оккупации Крыма.
Во время очередной атеистической волны в 1960—1962 годах в Крыму было закрыто около 50 православных приходов. На протяжении почти 20 лет на полуострове действовало только 14 православных храмов.
В конце 80-х годов прошлого века православие в Крыму стало возрождаться. В состав восстанавливаемой Симферопольской епархии входила вся территория Крыма вплоть до выделения самостоятельной Джанкойской епархии на севере полуострова решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 11 ноября 2008 года. 20 декабря 2012 года из состава Симферопольской епархии была также выделена самостоятельная Феодосийская епархия в пределах Феодосийского и Керченского благочиний.