В этом году православная церковь поминает усопших 29 апреля, и начинают служить панихиды. День поминовения усопших называется «Радоница».
Слово «Радоница» происходит от слова «род» и древнерусского слова«радаваница или радуница», что означает «радость». Обычай восходит к древнему славянскому языческому весеннему обряду поминовения умерших в день Радаваницы, или Навьего дня, этот день называли Тризнами, Могилками. Иоанн Златоуст в IV веке свидетельствовал о глубокой древности обычая Тризны или Радаваницы, когда люди собирались для поминовения усопших на христианских кладбищах.
Православная церковь обязывает христиан не горевать в день поминовения, а радоваться рождению умерших в вечную жизнь в Царствии Небесном. В «Радоницу» христиане разделяют пасхальную радость о Воскресении Спасителя с теми, кто уже оставил мир.
Первое воскресенье после Пасхи — 27 апреля — Фомино воскресенье, его называют Красной горкой. Языческий праздник между весенним равноденствием и летним солнцестоянием был посвящён языческому богу весны и расцвета всех жизненных сил Яриле — его ярой, рождающей силе. В воскресенье на Красную горку славяне собирались на возвышенности затемно и встречали восход Солнца, славя бога Ярилу — красное солнышко, пекли круглые караваи и пироги, готовили праздничную солнечную яичницу, устраивать гулянья, особые игрища — ярилки. Земледельцы именем Ярила, Яровита зазывали весну, хорошую погоду и плодородие земли и пели песни (веснянки), в которых славили возвращение тепла и зарождение плодов у всего живого.
По церковному Уставу панихиды не совершаются в дни Первой седмицы Великого Поста, с Лазаревой субботы до Фоминой недели (27 апреля) включительно. На «Радоницу» (29 апреля) после литургии или вечернего богослужения совершают полную панихиду, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие христиане идут в храм, подают записки к поминовению на литургии и на панихиде, а потом идут на кладбище, чтобы помолиться об усопших и принести покойным близким радостную весть о Воскресении Христовом.
Как вести себя на кладбище?
Придя на кладбище, верующие христиане зажигают свечку и молятся, сами читают акафист об упокоении усопших, или приглашают священника.
На кладбище в этот день прибирают могилу или просто приходят помолчать и вспомнить покойного.
Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба или другую еду для усопшего достался нам от язычества и возродился в советские времена. В день поминовения умерших в христианских обрядах нет обычая есть на кладбище, или пить алкогольные напитки, но есть христианский обычай накормить голодных.
Поминовения усопших принято совершать в мясопустную субботу, за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.
Принято поминать усопших в Родительские субботы на 2, 3 и 4 неделях Великого поста.
Поминают усопших в Троицкую родительскую субботу, накануне дня Святой Троицы, на 9 день после Вознесения.
Накануне каждого из поминальных дней в православных храмах служат особые заупокойные службы — всенощные бдения.
Русская православная церковь установила дни поминовения усопших Радоница (Радуница) — пасхальное поминовение усопших, наступает во вторник, на 2 неделе после Пасхи.
Димитриевская родительская суббота — день особого поминовения и моления за всех православных убитых воинов и военачальников. Первоначально этот день поминовения был установлен в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днём всех воинов. Димитриевская суббота предшествует восьмому ноября — дню памяти великомученика Димитрия Солунского.
Поминовение усопших воинов — 26 апреля (9 мая нового стиля).
Кроме дней общецерковного поминовения усопших, каждый православный христианин должен ежегодно поминать усопших родственников в дни их рождения, кончины, и в день именин.