В День весеннего равноденствия 21 марта начинается Новый год у многих народов и народностей Земли. Иран, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан — практически все страны Великого шелкового пути связывают начало нового года с этим явлением природы.
Праздник встречи весны, на фарси Навруз – «новый день», уходит своими корнями в традиции древних земледельцев Центральной Азии и Ближнего Востока.
Традиционный праздник Навруз или Наурыз отмечается тюркскими и иранскими народами, это один из самых древних праздников в истории человечества. Не имеет отношения к исламу, возник в зороастризме и связан с астрономическим явлением весеннего равноденствия. Считается истинным началом Нового года.
Навруз празднуют 21 марта в Иране, Афганистане, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Киргизии, Казахстане и других странах. В России этот праздник отмечают в Башкортостане, Татарстане и Дагестане.
И христианский, и исламский мир разделен на две конфессии:
Центр шиитов — Иран, шииты живут в Ираке, Йемене, Бахрейне, Азербайджане, большая диаспора шиитов в Сирии, Саудовской Аравии, Ливане и Афганистане. Россия в исламском мире — это суннитская страна, среди шиитов очень мало раскольников, среди суннитов полным-полно.
Центр суннитов — Королевство Саудовская Аравия (КСА) имеет безоговорочный авторитет в исламском мире. Много раскольников: Аравия и Катар продвигают суннизм ваххабитского толка. Мекка и Медина — главные мусульманские святыни, находятся под саудитами.
В древних персидских сказаниях день весеннего равноденствия отмечается, как день победы божественного света над силами зла и мрака. Праздник сопровождался языческими обрядами зороастризма в Персии во время правления династии Ахеменидов (550 год до н. э. — 330 год до н. э.). В мифологии персидских племён Авесте пересказаны гимны Риг-веды, в них говорится и о крылатых конях, трехглавом змее, волшебной птице саена (Сирин) и т.д.
В мифологии и фольклоре древних персидских племён использовались зооморфные образы. Лев был символом солнца, а сцена терзания львом оленя, коня, козла или барана представляла собой победу весны в день весеннего равноденствия.
Упоминание праздника Навруз встречается в произведениях классической восточной поэзии Омара Хайяма — «Наврузнома», Аль Бируни — «Наследие древних народов», в стихах Ашик Омера и многих других.
Традиции праздника Навруз.
В дни весеннего и осеннего равноденствия в больших котлах варили мясо жертвенного копытного животного, посвященного солнцу. Традиционное совместное поедание жертвы считалось гарантией всеобщего благополучия и получения живительной силы. Котёл наделялся магическими свойствами и считался священным. В наши дни в Таджикистане на Памире (священная гора Меру) сохранился культ священного котла.
Готовиться к Новрузу начинают заблаговременно. Обязательно проводят уборку дома, рассчитываются с долгами, просят прощения за причиненные обиды. Для праздника Навруз проращивают зерно пшеницы, как символ обновления и зарождение новой жизни, возрождение природы, и украшают праздничный стол зелёными ростками, зажигают свечи, по числу домочадцев.
В Навруз хозяйки готовят праздничные угощения сладкую пахлаву, узбекский сумаляк, из пророщенных ростков пшеницы, этим блюдом поминают умерших. Обязательно много сладостей. Считается, что чем богаче будет стол, тем счастливее пройдет год. Навруз символизирует наступление первого месяца полевых работ, по традиции первую горсть посевных семян с молитвами бросали на могилы предков.
В Навруз крымские татары готовят белую халву, пекут мясной пирог кубете, а также калакай — круглый хлеб, олицетворяющий Солнце.
В день Навреза крымские татары готовят куриный суп с лапшой. Вечером в Навруз было принято устраивать огненный фестиваль, зажигать костры, в знак поклонения священному огню, и вокруг костра водят хоровод.
На кострах сжигали старые вещи, а потом мужчины и мальчики прыгали через костёр, чтобы очистить себя огнём от всех хворей и проблем. Мальчишки делали маски и костюмы козы и шли колядовать, получая в награду сладости. В ночь перед Наврезом девушки гадали на суженого.