К юбилейному театральному сезону евпаторийского театра «Золотой ключик» станет подарком премьера спектакля «Слово» по роману Гюнтера Грасса «Жестяной барабан». Гюнтер Грасс (Günter Grass, 1927 — 2015) — немецкий писатель, скульптор, художник, график, последний достойный лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года.
Премьера спектакля «Слово» по роману Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» это результат совместной работы большого творческого театрального коллектива из Москвы, Самары, Евпатории.
В Евпатории премьеру спектакля «Слово» представят Роза Хайруллина – актриса театра и кино, заслуженная артистка РФ, заслуженная артистка Татарстана, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии «Ника» и «Золотая маска» за лучшую женскую роль, и Алексей Френкель – российский режиссер, драматург.
Сюжет романа «Жестяной барабан».
Роман Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» появился в печати в 1959 году и имел мировой успех. В книге Грасс разворачивает историю Германии с начала XX века и до его середины. Важнейшие моменты этой истории отражаются особым способом в жизнеописаниях четырех поколений мещанской семьи, её родственников, знакомых, соседей… Тон рассказу задает Оскар Мацерат — литературный герой, владеющий искривленным зеркалом. Его имя давно уже стало нарицательным в литературе Европы XX века.
Оскар Мацерат, переставший расти по собственному желанию ребёнок, скатившись в 3-х летнем возрасте по ступенькам в подвал, который отец забыл затворить. После мучительной операции Оскар прекратил расти, перестал развиваться. Детский вид 3-х летнего белокурого ребёнка с невинными голубыми глазами делают его особо опасным наблюдателем жизни взрослых. Никто не воспринимает этого взрослого ребенка серьезно, никто не скрывает от него своих циничных поступков. Для маленького наблюдателя Оскара с его внешностью наивного ребёнка не существует ничего святого, никаких моральных табу. В три года Оскар Мацерат получил в подарок жестяной барабан, который стал его любимой игрушкой и сопровождает его в жизни. На барабане он выбивает палочками все, что он должны сказать или рассказать людям. Барабан, как символ искусства, и крик человеческой души, способ привлечь внимание людей к неприглядной истории своей семьи, своей судьбе и своей отчизны.
Оскар Мацерат сообщает читателю, что он находится в сумасшедшем доме — это его родина. Санитар Бруно дает ему бумагу, чтобы он мог писать собственные «мемуары». Сначала Оскар прячется в своем фальшивом детстве, чтобы убежать от отвратительного мира взрослых в фашистской Германии. После Второй Мировой войны он решил расти снова и стал взрослым мужчиной, но горбатым, таким его сделала жизнь. Горб — это тоже метафора автора, человеческое уродство — это бремя прошлых его грехов и преступлений, которые приходится тянуть на себе до самой смерти.
Намеки, аллегории, метафоры, иносказания всех сортов, иронические, гротескные, карикатурные образы, картины, фигуры встречаются в романе Грасса на каждой странице. При этом рассказ Оскара Мацерата выглядит вполне жизнеподобным.
Среда, в котором происходят основные события романа, очень хорошо известна автору по собственному опыту. Это та социальная прослойка, в которой прошло его детство и юность в немецком городе Данциге. Трудно найти в литературе такое безжалостное отображение своих ближних, семьи и окружения.
В романе Гюнтера Грасса речь идёт о том, как ограничено, духовно примитивно, эгоистично общество, безразличное ко всему за пределами собственных интересов, как легко произрастает на этой почве фашизм и милитаризм. Эгоизм и бездуховность общества служат идеологическому, политическому и социальному перерождению всей структуры в нацистское государство. Однако эта идея не декларируется, она лежит в глубинах трагикомических жизненных приключений Оскара Мацерата и его ближних, его родственников и знакомых. Это анти-воспитательный роман, который предупреждает всё человеческое общество: смотрите, что произойдёт, если вы не научите ребёнка сопереживанию с ранних лет, вы вырастите жестокого циника, а сообщество таких детей приведёт страну к фашизму.