Вот и наступил последний день Масленицы — «Целовальник» или «Прощённое воскресенье» . В этот день положено поесть блинов вволю, обязательно попросить прощения у всех, кого умышленно или нечаянно обидел и троекратно поцеловаться — вот такая традиция последнего дня Масленицы — Прощёного воскресенья. Блины и поцелуи счета не любят! Лучший повод помириться, загладить вину и великодушно простить обидевших вас людей — это позвать в гости на блины.
С глубокой древности на Руси сохранился языческий весёлый и озорной праздник Масленица, во время которого устраивали массовые народные гулянья, игры, песни, хороводы, пекли горячие, как солнышко, блины, провожали Зиму и встречали раннюю Весну. Масленица — сырная неделя, в народе называлась «широкой», «обжорной», «честной», а то и «разгульной», «разорительницей».
В последний день Масленицы — Воскресенье — день прощения и всеобщего примирения в Евпатории проходит десятый фестиваль-конкурс «Ой, ты, тёща, друг родной!», на который съехались творческие коллективы из многих сёл и городов Крыма. Масленица в этом году и впрямь получилась широкой, весёлой, задорной и радостной для всех горожан Евпатории, пришедшими на её проводы в Прощённое воскресенье.
Народные гулянья на Масленицу для нас — всё равно, что народный карнавал для итальянцев, первоначальный смысл весёлого красочного праздника один и тот же, в переводе с итальянского “карнавал” (carne-vale) означает “говядина, прощай!”.
Тот, кто провёл масленичную неделю не весело, плохо и скучно, будет неудачлив в течение всего года. Хоть всё заложи, а масленицу проводить!
Соломенное чучело Масленицы всю сырную неделю любовалось на наш «заигрыш», «разгуляй», «золовкины посиделки», да застолья у тёщи на блинах и прочие безобразия, а в воскресение пришло время попрощаться с ним и сжечь Масленицу, тогда и Зиме наступит конец! В этот день лучше испечь постные блины, ведь с завтрашнего дня начинается Великий 40-дневный пост.Перед наступающими строгими днями Великого поста нужно очистить душу, повиниться, попросить у всех родных, близких, друзей прощении. По этому поводу Господь как-то сказал: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).
А самое главное – надо самим простить всех, сбросив с души все тяготы обид и недоразумений: «Всех грешных прощаю, простите и меня, грешного!» — говорят в это день.
Обычай просить прощения в это воскресение своими корнями уходит в старину. Тогда, перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи в одиночку уходили в пустынь на все сорок дней поста. При этом некоторые из них так и не возвращались домой к Пасхе: кто-то был растерзан диким зверьём, другие — безвестно погибали, не выдержав суровых природных условий уединения, строгого поста. Прощаясь с братиями, монахи расходясь на Великий пост просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды так, как бы они это сделали перед смертью. И сами от души прощали всех. Каждый из них понимал, что их расставание в преддверии Великого Поста может оказаться последним.
Я не скажу, что зла не ведал,
Но в день воскресный, над землёй,
Над русским полем тише снега
Летит прощение моё.
Летит Прощенным Воскресеньем,
В закатной огненной тиши,
Снежинкой белой всепрощенье,
Снимая груз с моей души.
Летит и хочется мне верить,
Что и тебя оно найдёт,
И в час вечерний на колени
Лучом закатным упадёт. (Владимир Захаров)