31 августа 1941 года не стало Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941). В 49 лет она покончила с собой в Елабуге, маленьком городке на берегу Камы.
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из под земли.
Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора–филолога Ивана Владимировича Цветаева, преподававшего латынь в МГУ, и пианистки Марии Мейн. Воспитанием девочки занималась мать, уделявшая много внимания творческому развитию дочери. Она хотела, чтоб Марина стала музыкантом.
С шести лет Марина начала писать стихи на русском, французском, немецком языках. Детство Марины Цветаевой символически и практически закончилось в 1902 году, когда одаренная девочка отправилась учиться в Европу. В пансионах Италии, Швейцарии и Германии Марина Цветаева училась до 1905 года. В 1908 году, в 16 лет Марина отправилась в Париж на лекции по старофранцузской литературе.
Европейская школа сильно повлияла на мировоззрение поэтессы: за время учебы в ней появилось самоощущение одиночки, которое впоследствии превратилось в упрямую независимость, бескомпромиссность и полную неспособность примыкать к каким-либо партиям и движениям.
На формирование раннего творчества Марины оказал большое влияние Николай Некрасов, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин.
Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», посвященный памяти Марии Башкирцевой, Марина Цветаева опубликовала в 1910 году. Максимилиан Волошин во вступлении к сборнику написал:
«Это очень юная и неопытная книга… Автор её владеет не только стихами, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения. Не взрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому».
Спустя ещё два года вышел второй сборник её стихов «Волшебный фонарь».
В следующие два года «фирменный» цветаевский стиль крепнет, находит свой голос, звучание — появляются её замечательные произведения «Реквием» и «Мне нравится, что вы больны не мной».
В 1912 году Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, — офицера, интеллигента, джентльмена. У супругов родилась дочь Ариадна. Эфрон стал её единственным мужем и лучшим другом. С ним будут связаны у Цветаевой самые лучшие и светлые моменты жизни, но во многом именно он стал причиной самых страшных её дней и ночей.
В 1913 году вышел в свет ещё один сборник стихов «Из двух книг». Через год Цветаева знакомилась с Софией Парнок – переводчицей, которой посвятила цикл «Подруга». В 1917 году у Марины родилась вторая дочь Ирина, но в три года она умирает в приюте.
После революции 1917 года в России началась гражданская война, и муж Марины Сергей Эфрон присоединился к армии и идеологии Деникина и отправился воевать на стороне Белой Армии. После победы большевиков Эфрону ничего не оставалось, как спешно покинуть большевистскую Россию и бежать в Европу. Сама Цветаева произошедший госпереворот называла «бунтом сатанинских сил». Понятно, что в стране советов у такой «несговорчивой» жены белогвардейца будущего не было.
В годы гражданской войны Цветаева написала цикл стихов «Лебединый стан». В 1918-1919 годах появляются «Егорушка», «На красном коне», «Царь-девица».
Получив весть от мужа, Марина Ивановна в 1922 году уехала жить за границу. Семья переехала жить в Прагу, в Пражском университете учился Эфрон до 1925 года. В 1925 года у Марины родился сына и они переехала в Париж. Творчество Цветаевой этого периода не публиковалось в печати.
«Европейская ссылка»Цветаевой длилась до 1939 года. Как потом окажется, тот год станет страшным, поворотным. За границей к имени Цветаевой почему-то приклеился ярлык «большевичка», хотя прямых оснований на то не было. Косвенной причиной могла стать позиция супруга — он все чаще стал высказываться в пользу советской власти. Позже станет известно, что Сергей Эфрон начал сотрудничать с НКВД еще в 1931 году. В 1939 году Марина и Сергей вернулись в Россию, в уже другую страну — окрепшую, признанную мировым сообществом, и, конечно, уже далекую от первых утопических большевистских мечтаний. Страна советов локомотивом неслась в светлое будущее, легко подбрасывая в топку пламенного мотора человеческие жизни.
Цветаева приехала с потяжелевшим поэтическим багажом — в нем и «Поэма Конца», и «Поэма Горы», и «С моря», и «Крысолов».
По возвращении Марину Цветаеву поселили на даче НКВД в Болшеве. В конце августа 1939 года арестовали Ариадну, в октябре — Сергея Эфрона. Ариадна была осуждена по статье 58-6 (шпионаж) на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. При допросах вынуждена была дать показания против отца. В 1949 году была арестована повторно и приговорена к пожизненной ссылке в Туруханский район Красноярского края. В 1955 году Ариадну реабилитировали за отсутствием состава преступления. Вернулась в Москву, где и скончалась в июле 1975 года. Сергея Эфрона расстреляли в октябре 1941 года — об этом Цветаева уже не узнает…
В начале Великой Отечественной войны вместе с сыном Цветаева была эвакуирована из Москвы в Чистополь, где находились и многие другие эвакуированные литераторы. Однако до места назначения она не доехала… 31 августа 1941 года в Елабуге Марина Ивановна Цветаева покончила с собой.
При жизни творчество Марины Цветаевой не получило должного признания. Стихи Цветаевой были признаны чуждыми социалистическим идеалам, но её творчество не получило должной оценки и в среде русской зарубежной культуры. Внимание и интерес к творчеству Марины Цветаевой возроился в 1960-1970 годы.
«В той России, советской России, где мы жили, она была абсолютно не своевременна, её могли воспринимать только отдельные личности. Это теперь она очень современна, стала всем известна, и ее популярность грандиозна. Так бывает в жизни: творчество воспринимается потом, позже. Цветаева абсолютно опережала своё время — и формой, и содержанием».
Скандальная известность имени Марины Цветаевой долгое время значительно опережала её творческую известность. Этому способствовали многочисленные легенды, громоздящиеся вокруг её сложной, мучительной и трагической биографии. Сегодня Марина Цветаева по праву признана великим русским поэтом двадцатого столетия.