Прохожий, остановись!

цветаева

31 августа 1941 года  не стало Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941). В 49 лет она покончила с собой в Елабуге, маленьком городке на берегу Камы.

Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!

Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.

Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя…
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились…
Я тоже была прохожий!
Прохожий, остановись!

Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.

Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.

Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли…
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из под земли.

марина цветаева

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора–филолога Ивана Владимировича Цветаева, преподававшего латынь в МГУ, и пианистки Марии Мейн. Воспитанием девочки занималась мать, уделявшая много внимания творческому развитию дочери. Она хотела, чтоб Марина стала музыкантом.

С шести лет Марина начала писать стихи на русском, французском, немецком языках. Детство Марины Цветаевой символически и практически закончилось в 1902 году, когда одаренная девочка отправилась учиться в Европу. В пансионах Италии, Швейцарии и Германии Марина Цветаева училась до 1905 года. В 1908 году, в 16 лет Марина отправилась в Париж на лекции по старофранцузской литературе.

Европейская школа сильно повлияла на мировоззрение поэтессы: за время учебы в ней появилось самоощущение одиночки, которое впоследствии превратилось в упрямую независимость, бескомпромиссность и полную неспособность примыкать к каким-либо партиям и движениям.  

19-летняя Марина в кабинете Максимилиана Волошина в Коктебеле.

19-летняя Марина в кабинете Максимилиана Волошина в Коктебеле.

На формирование раннего творчества Марины оказал большое влияние Николай Некрасов, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин.

Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом», посвященный памяти Марии Башкирцевой, Марина Цветаева опубликовала в 1910 году. Максимилиан Волошин во вступлении к сборнику написал:

«Это очень юная и неопытная книга… Автор её владеет не только стихами, но и четкой внешностью внутреннего наблюдения. Не взрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому».

Спустя ещё два года вышел второй сборник её стихов «Волшебный фонарь».

В следующие два года «фирменный» цветаевский стиль крепнет, находит свой голос, звучание — появляются её замечательные произведения «Реквием» и «Мне нравится, что вы больны не мной».

цветаева с мужем

В 1912 году Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, — офицера, интеллигента, джентльмена. У супругов родилась дочь Ариадна. Эфрон стал её единственным мужем и лучшим другом. С ним будут связаны у Цветаевой самые лучшие и светлые моменты жизни, но во многом именно он стал причиной самых страшных её дней и ночей.

В 1913 году вышел  в свет ещё один сборник стихов «Из двух книг». Через год Цветаева знакомилась с Софией Парнок – переводчицей, которой посвятила цикл «Подруга». В 1917 году у Марины родилась вторая дочь Ирина, но в три года она умирает в приюте.

После революции 1917 года в России началась гражданская война, и муж Марины Сергей Эфрон присоединился к армии и идеологии Деникина и отправился воевать на стороне Белой Армии. После победы большевиков Эфрону ничего не оставалось, как спешно покинуть большевистскую Россию и бежать в Европу. Сама Цветаева произошедший госпереворот называла «бунтом сатанинских сил». Понятно, что в стране советов у такой «несговорчивой» жены белогвардейца будущего не было.

В годы гражданской войны Цветаева написала цикл стихов «Лебединый стан». В 1918-1919 годах появляются «Егорушка», «На красном коне», «Царь-девица».

Получив весть от мужа, Марина Ивановна в 1922 году уехала жить за границу. Семья переехала жить в Прагу, в Пражском университете учился Эфрон до 1925 года. В 1925 года у Марины родился сына и они переехала в Париж. Творчество Цветаевой этого периода не публиковалось в печати.

«Европейская ссылка»Цветаевой  длилась до 1939 года. Как потом окажется, тот год станет страшным, поворотным. За границей к имени Цветаевой почему-то приклеился ярлык «большевичка», хотя прямых оснований на то не было. Косвенной причиной могла стать позиция супруга — он все чаще стал высказываться в пользу советской власти. Позже станет известно, что Сергей Эфрон начал сотрудничать с НКВД еще в 1931 году. В 1939 году Марина и Сергей вернулись в Россию, в уже другую страну — окрепшую, признанную мировым сообществом, и, конечно, уже далекую от первых утопических большевистских мечтаний. Страна советов локомотивом неслась в светлое будущее, легко подбрасывая в топку пламенного мотора человеческие жизни.

Цветаева приехала с потяжелевшим поэтическим багажом — в нем и «Поэма Конца», и «Поэма Горы», и «С моря», и «Крысолов».

По возвращении Марину Цветаеву поселили на даче НКВД в Болшеве. В конце августа 1939 года арестовали Ариадну, в октябре — Сергея Эфрона. Ариадна была осуждена по статье 58-6 (шпионаж) на восемь лет исправительно-трудовых лагерей. При допросах вынуждена была дать показания против отца. В 1949 году была арестована повторно и приговорена к пожизненной ссылке в Туруханский район Красноярского края. В 1955 году Ариадну реабилитировали за отсутствием состава преступления. Вернулась в Москву, где и скончалась в июле 1975 года. Сергея Эфрона расстреляли в октябре 1941 года — об этом Цветаева уже не узнает…

В начале Великой Отечественной войны вместе с сыном Цветаева была эвакуирована из Москвы  в Чистополь, где находились и многие другие эвакуированные литераторы. Однако до места назначения она не доехала… 31 августа 1941 года в Елабуге Марина Ивановна Цветаева покончила с собой.

При жизни творчество Марины Цветаевой не получило должного признания. Стихи Цветаевой были признаны чуждыми социалистическим идеалам, но её творчество не получило должной оценки и в среде русской зарубежной культуры. Внимание и интерес к творчеству Марины Цветаевой возроился в 1960-1970 годы.

«В той России, советской России, где мы жили, она была абсолютно не своевременна, её могли воспринимать только отдельные личности. Это теперь она очень современна, стала всем известна, и ее популярность грандиозна. Так бывает в жизни: творчество воспринимается потом, позже. Цветаева абсолютно опережала своё время — и формой, и содержанием».

Скандальная известность имени Марины Цветаевой долгое время значительно опережала её творческую известность. Этому способствовали многочисленные легенды, громоздящиеся вокруг её сложной, мучительной и трагической биографии. Сегодня Марина Цветаева по праву признана великим русским поэтом двадцатого столетия.

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org