Крымчанин чувствует себя островитянином как географически, так и неким психологическим барьером, за которым лежит совершенно иной мир. Лучше тысячи слов выражает менталитет островитян по отношению ко всем пришельцам и иностранцам народная пословица жителей острова Сардиния: «Furat chie benit dae su mare » = «Тот, кто приходит от моря, приходит сюда, чтобы украсть.»
В зажиточных казацких станицах когда-то бытовало слово «инородец», в котором органически было заложено неприязненное отношение к приезжим со стороны, к чужакам, покушающимся на права и привилегии местных жителей — островитян.
В новых пришельцах островитянин привык видеть либо соперников, то есть противников, которых надо победить или перехитрить, либо дикарей, которых надлежало усмирить и приобщить к местным традициям.
Крым — удивительный полуостров. Удивительна природа Крыма, тысячелетняя история полуострова, многонациональное многоголосие культур и языков,сохранившихся в Крыму, не оставляет никого равнодушным. Приехавшие активно хвалят природу и красоты Тавриды, восхищаются историческим наследием полуострова, но и так же энергично, активно ругают местных жителей – неумехи, безалаберные, безответственные, расслабленные, ленивые… Многонациональные местные жители, объединённые одним названием «крымчане»-островитяне, в ответ придумали ловкое слово для обозначения всех недовольных: «понаехавшие». Эта противостояние длится уже давно — около 40 тысяч лет.
А начиналось заселение полуострова с эпохи неандертальцев… Да-да, жили у нас в Крыму неандертальцы, найдены их стоянки. С материка к ним пришли кроманьонцы, и практически истребили первых островитян.
Кроманьонцев подвинули тавры, давшие название полуострову — Таврия, тавров заставили потесниться киммерийцы, их изгнали скифы. Первое упоминание о Тавриде мы находим в античных литературных трудах Геродота, совершившего путешествие по Великой Скифии в V веке до н.э.
Таврический полуостров поделили между собой царские скифы, построившие II веке до нашей эры свою столицу — Неаполь Скифский (Симферополь), цари Боспорского царства со столицей в Пантикопее (Керчь), и колонисты греки, построившие первые торговые портовые города-колонии Херсонес, Керкинитида, которые торговали и с Грецией, и со скифами, и с Боспорским царством.
Местные жители Таврии научились говорить на трёх языках, пользуясь родным языком в семейном кругу, в своём доме.
В первые века нашей эры в Тавриду тяжёлой поступью двинулись римские легионеры на войну с боспоритами и херсонесцами, силой оружия устанавливая имперские внутренние и внешние порядки на полуострове.
Распалась Римская империя на западно-Римскую и восточно-римскую Византийскую империю, так Константинополь установил свою власть над древним Херсонесом Таврическим — так византийцы называли весь Крым, ставший христианской страной, крымские готы тоже приняли христианство. Крым называют колыбелью православия, где равноапостольный князь Владимир в 988 году принял в Херсонесе святое крещение «по закону греческому». Почему византийцы считали Крым — родиной русских?
Великое переселение народов, затронуло всю Европу, Херсонес Таврический (Крым) не остался в стороне, он редко остаётся в стороне от крупных европейских событий. Крымские островитяне пострадали от нашествия кочевников гуннов, за ними пришли половцы, затем пришли предприимчивые хазары, поделив весь Таврический полуостров на зоны влияния. Несколько веков все было относительно спокойно, но начались монголо-татарские набеги Золотой Орды, не давшие скучать ни древней Руси, ни маленькому полуострову Херсонесу Таврическому. Северную, степную часть Таврии занимала Крымская Орда в 14 веке, вассал Золотой Орды, а генуэзские торговцы смогли договориться с ними, конечно, за определённую плату (дань), о том, что их торговые города-порты Феодосия, Ялта, Алушта, Сураж (Судак) останутся торговыми колониями на Южном Берегу Херсонеса Таврического (Крыма) на Великом шёлковом пути.

герб Византии времен Палеологов.
В 1453 году пала Византийская империя, турки-османы захватили Константинополь, и стали господствовать в восточном бассейне Средиземноморья и на Чёрном море. В 1475 году турки-османы, вторглись в Тавриду, захватили всё побережье от Кафы (Феодосия) до Херсонеса (Севастополь), и разгромили в горах христианскую столицу княжества Феодоро, которое подчинялось христианскому Трапезундскому царству. Последствия падения Константинополя 1453 г. Началась исламизация местного островного многонационального населения Крыма. Кого не перебили, тех ассимилировали, или обложили данью, столицей крымских ханов в Крыму стал Бахчисарай.
Итак, призрак заморской угрозы веками тревожил жителей Крыма.
У местных многонациональных островитян сформировалось чувство отчужденности от метрополии и предубежденности по отношению к понаехавшим не исчезло, а укрепилось как одно из следствий политики «блистательной изоляции» Крыма, ведь он был часто удалённым местом ссылки в глазах метрополии — Греции, Рима, Византии, или укрытием для свергнутых императоров. Известно, что римский император Траян (98 — 117 г.г.) сослал IV папу римского Климента I (лат. Clemens Romanus I) в Инкерманские каменоломни. Турки преследовали князя Трапезунда Феодора Гавраса и он был вынужден скрываться в крымских горах. Племянник Феодора Гавраса, Константин Гаврас в XII веке попал в опалу при византийском императоре Иоанне II Комнине (1087-1143), правителе Константинополя, и в 1118 году был сослан в Крым. Так в Тавриде скрывались свергнутые Византийские императоры. Эпоха «блистательной изоляции« Крыма от всех метрополий лишь усугубила предрассудки, существовавшие у многонациональных островитян за тысячелетнюю историю.
Российская империя воевала с Турецкой-османской империей почти 400 лет, итогом семи русско-турецких воин на суше и на Чёрном море стало присоединение Тавриды к России в 1783 году, и создание военно-морской базы Черноморского флота в Севастополе.
Таврида стала прекрасной южной жемчужиной в короне Российской империи. Крым получил статус «царства» — «Царство Херсонеса Таврического», так Императрица Екатерина подчеркивала особое значение, которое она придавала присоединению Крыма и его положению в составе Российской империи. В императорском титуле Екатерины II Великой появилось дополнение: «Царица Херсонеса Таврического».
«Царство Херсонеса Таврического» всегда было многонациональным, как и вся Российская империя, которая видела истоки своего процветания в Единстве народов. Н
Сегодня на гербе Крыма написан девиз: «Процветание в Единстве», в нашем многонациональном единстве островитян.
Крым продемонстрировал своё многонациональное единство — русских, малороссов, греков, болгар и армян, бежавших в Крым от турков-османов, евреев, татар, караимов, поляков, немцев во время Крымской войны 1853—1856 годов, против объединённых армий Англии, Франции, турецкой Османской империи и итальянского королевства Сардиния.
Октябрьский переворот 1917 года поставил на дыбы всю Россию, не остался в стороне и Крым. Опять же не обошлось без красного, и белого террора Крыму. Жертвами гражданского противостояния стали и богатые и бедные всех национальностей, кого не перебили, тот умер от голода или эмигрировал, не желая разделять новую идеологию страны советов.
И всё же Советский Союз объединил в единое государство разные народы, сохранив их культуру и язык, межнациональным языком общения советского народа стал русский язык.
Во время Великой Отечественной войны Крым, оккупированный фашистами с 1941 до 1944 года, превратился в единый многонациональный партизанский отряд, который не позволил фашистам чувствовать себя хозяевами Таврии.
Бывают края, что недвижны веками,
Зарывшись во мглу и мох.
Но есть и такие, где каждый камень
Гудит голосами эпох.
— писал о Крыме поэт Илья Сельвинский.
Добавим, Крым гудит многонациональными голосами эпох тех народов, которые сюда переселились — это и немцы, основавшие в Крыму в 1810 году поселение Кроненталь, сохранившие немецкий язык конца 18 начала 19 века, и караимы, сохранившие свой язык, религию и культуру, и понимающие по-староеврейски, и болгары и армяне, сохранили свой язык и культуру тех давних времён, когда они покинули свою родину и переехали в Крым. Особую силу представляет собой многонациональное единство, сохранившее национальную культуру и язык.
Крым стал всесоюзной здравницей для всех жителей Советского Союза, но в 1954 году полуостров был незаконно передан Украинской ССР. Не УССР, а весь советский народ с 1961 по 1971 годы построил Северо-Крымский канал (СКК) для орошения полей в засушливых районах Крыма.
После развала СССР в 1991 году Крым был не законно передан Украине, по счастью обошлась без расстрелов и резни, как у ряда соседей, но моральный осадок у жителей полуострова остался. В Крым понаехали украинцы с политикой украинизации: в школах и вузах навязывался украинский язык, вывески — на украинском, документы – на украинском, идеи – чуждые крымчанам. В многонациональном Крыму не приемлемы националистические идеи превосходства одной нации над другой.
Закаленные за много веков крымчане — островитяне, чувствующие единство на этой территории разноплемённых народов, языков и культур, мало гнулись и совсем не ломались. Крымчане в 2014 году смогли жёстко противостоять украинскому национализму, и на референдуме 16 марта проголосовали за присоединение Нашего Крыма к России.
Россияне из больших городов приезжают в Крым, зачастую чувствуя себя хозяевами мира и поносят бранными словами наш дом, мало кто из приезжающих понимает, что на этой небольшой островной территории дышит дух противления тому «инородному», что приходит из-за крымских границ.
Чем больше узнаешь островитян, тем больше убеждаешься, что даже когда они на словах поносят местные недостатки, в душе они по-прежнему убеждены в преимуществе всего крымского над «инородным».
При этом – странное дело – мало кто из самих крымчан может сказать, что ещё Бог весть в каком веке его предки жили тут, но попав в Крым они неминуемо чувствуют себя островитянами, становясь крымчанами, они воспринимают Крым своим Домом. Все крымчане связаны между собой незримыми узами островного сознания, такого же, наверное, как и на многонациональной Сардинии, на Корсике и Кубе. Все, кто пытался завоевать островное государство, всегда встречали отчаянное сопротивление аборигенов, считающих остров своим Домом.
Крым – особый мир, и психотип крымчан ещё не изучен, наверное, потому что слишком мало было времени для мирной и спокойной жизни у жителей полуострова, чтобы заниматься такими мелочами. Крым — это «не хата с краю», а наоборот, он всегда в центре событий мировой истории, а сам Крым стал геройским орденом на груди российского Черноморского флота.
Крымчанам есть чем гордиться, и мы не ленивые, не расслабленные и не глупые – мы просто другие. Нам не все равно, если кто-то в Нашем Доме хочет прорубить тоннель через горы на Южный берег Крыма, или прокатиться на квадроцикле по нашему заповеднику, уничтожив то, что мы бережём — растения Крыма, занесённые в Красную книгу, и уехать обратно в свои большие и малые города России, чтобы работать и зарабатывать на бесшабашный отдых в Крыму. Нам не всё равно, как ведут себя наши гости, обидно, если нас не уважают, а только хотят использовать, обобрать или загадить нашу землю и уникальную природу.
Вы придёте и уйдёте, а нам здесь жить, ведь Крым — Наш Дом. Многонациональный дом, объединённый единым островным сознанием крымчан, пустившим здесь корни. Многие местные жители, уехавшие из Крыма продолжают называть себя крымчанами, и это достойно уважения.
В истории Крыма часто менялся национальный состав населения полуострова, но неизменным оставался островной характер жителей Крыма, пустивших здесь свои корни и называющих себя крымчанами в первом, втором и даже третьем, четвёртом и пятом поколении.