Шелонская битва произошла 14 (27) июля 1471 на левом берегу реки Шелони к западу от озера Ильмень, возле деревень Скирино и Велебицы Солецкого района Новгородской области. Шелонская битва произошла между московскими войсками во главе с воеводой Даниилом Холмским и новгородским ополчением под командованием Дмитрия Борецкого, сына Марфы Посадницы.
Во второй половине XV века Московское княжество усилило давление на Новгородскую республику, управляемую группой бояр во главе с Марфой Борецкой, выступивших за союз с Литвой, которая обещала помощь в борьбе против Московского великого князя Ивана III. После смерти архиепископа Ионы, главы новгородского боярского правительства, в город прибыл на княжение князь Михаил Олелькович, посланный польским королем и литовским князем Казимиром IV.
Новгородцы отправили князя Михаила Олельковича на на поставление в сан архиепископа не к московскому митрополиту, а к киевскому православному митрополиту, находившемуся в Великом княжестве литовском. Новгородцы вели переговоры с польским королем и литовским князем Казимиром IV о поддержке на случай войны с Московским великим князем Иваном III. Эти переговоры вызвали возмущение народных масс Новгорода: «Земстие люди того не хотяху», – отмечает летописец. Не было единства и среди бояр, что привело к ослаблению военной мощи Новгорода.
Московский великий князь Иван III пытался повлиять на Новгород дипломатическим путем через представителей церкви. Митрополит упрекал новгородцев в предательстве и требовал отказаться от «латинского государства», но вмешательство церкви только усилило разногласия и политическую борьбу в Новгороде. Действия новгородцев были расценены в Москве как «измена православию». Несмотря на то, что князь Михаил Олелькович в марте 1471 покинул Новгород и уехал в Киев, Московский Великий князь Иван III принял решение организовать общерусский «крестовый поход» на Новгород. Религиозная окраска этого похода в защиту православия должна была сплотить всех его участников и заставить всех князей прислать свои войска на «святое дело», рассылались «размётные грамоты».
По словам профессора Р. Г. Скрынникова, «в глазах московских книжников только монархические порядки были естественными и законными, тогда как вечевая демократия представлялась дьявольской прелестью. Решение Новгорода отстаивать свою независимость любой ценой они постарались изобразить, как заговор бояр Борецких, нанявших „шильников“ и привлекших на свою сторону чернь. Само вече, под пером московского писателя, превратилось в беззаконное скопище „злых смердов“ и «безыменитых мужиков».
Быстрое наступление московских войск помешало новгородцам завершить переговоры по заключению союза с польским королем и литовским князем Казимиром IV. Договор не был утверждён королём, занятым в это время борьбой за чешский престол, и Литва уклонилась от войны с Москвой. К московским войскам присоединились полки союзного Великого княжества Тверского, Пскова, а также правитель Касимовского ханства Данияр с дружиной.
Новгородцы организовали Новгородское ополчение, во главе которого встали Василий Казимир и Дмитрий Борецкий, сын Марфы Посадницы. Несмотря на численное превосходство новгородского войска, Московское войско наголову разбило новгородское ополчение, одержав решительную победу 14 (27) июля 1471. Одной из ударных сил московских войск великого князя Ивана III была татарская конница Касимовского хана Данияра, разбившая новгородскую пехоту. Дмитрий Борецкий был взят в плен и казнён, многие представители новгородской знати подверглись жестоким репрессиям. По словам летописи, «обретеся нятцов (пленников) 1000 и 700 человек».
Поражение при Шелони сделало неизбежным конец независимости Новгородской земли и конец Новгородской республики и новгородской демократии. Бояре присягнули на верность Москве, вскоре Новгород вошёл в состав Московии.
8 февраля 1478 года “князь великий велел колокол вечный спустити и вече разорити.” “Вечю колоколу… не быти, посаднику не быти, а государство всё нам держати”. Вечевой новгородский колокол казнили, вырвав ему язык.
Новгородский Вечевой колокол приказано было вывезти в Москву, но до столицы его не довезли… Легенда рассказывает о том, что Вечевой колокол не пошел “в плен московский на позорище”, а добравшись до пределов Новгородской земли, выбрал на Валдае крутую горочку, и покатился под неё, разбиваясь о камни, он убился насмерть, вскрикнув умирая: “Воля!” и рассыпаясь на мелкие кусочки, обломки колокола собирали и переплавляли в «валдайские колокольчики». Весть о народной вольности разнесли по всему миру под звон валдайских колокольчиков, которые никогда не звучат поодиночке, а звучат только в дружном хоре.
Новгородская демократия сводилась к господству денежных мешков, к подкупу горлопанов на вече, к бесконечной и изнурительной борьбе партий. Историк Дм. Иловайский пишет: «Жалобы на недостаток правого суда и обиды от богатых бедным, вражда простого народа к боярству, партии, раздиравшие вече, заметная вялость правительственных лиц, явное ослабление воинского духа, вытесняемого духом торгашества, — все эти внутренние причины немало способствовали наступившему падению самобытности…»
Не должно быть забыто, что Шелонская битва была спасением для Русской земли. Она открыла нашему Отечеству, Москве и Новгороду, путь к единству и независимости. Старая удельная Русь умерла на Шелонском берегу. 545 назад родилась новая Русь, единое централизованное государство.
Утвердив свою власть в едином российском государстве, русский царь Иван III Васильевич позаботился о утверждении единой государевой печати.
На лицевой стороне государственной печати 1497 года изображен знак московских князей – ездец, или всадник, поражающий копьем дракона (змея). На оборотной стороне – двуглавый орёл, каждая голова которого увенчана короной.