Модели часов индустриального дизайна появились в конце XIX — начале XX века и стали ярким явлением в области часового искусства. В первую очередь к моделям такого стиля относятся часы в виде различных устройств — паровой машины, парового молота, паровоза, дирижабля, автомобиля, велосипеда и других технических новшеств. Необычные по форме и основным конструктивным элементам, памятники часового искусства воплотили достижения, составившие основу промышленной революции, которая началась в последней трети ХVIII века в Великобритании, в текстильном производстве, а в ХIX веке захватила другие страны.
Корпус часов «Автомобиль» выполнен в виде автомобиля-таксомотора, причем это собирательный образ автомобилей марок «Рено», «Юник» и «Форд». Кузов с длинной прямоугольной крышей, на которой помещена арматура из двух прутьев с закругленными концами для багажа. На самой машине искусно обозначены ручной тормоз, сцепление, руль, клаксон, фонари, кожаное сиденье, тканевые занавески в двух окошках.
⠀
При заводе автономного механизма колеса передней и задней подвесок приходят во вращение. Сам часовой механизм с эмалевым циферблатом, римскими цифрами, обозначающими часы, двумя стальными стрелками, вмонтирован в дверцу кузова. Под ним расположен барометр-анероид.
Эра паровых котлов началась на рубеже ХVII—ХVIII веков в связи с бурным развитием горнодобывающей промышленности. Изобретателем промышленного парового котла считается французский физик Дени Папен. Со временем конструкция устройства менялась.
Часы «Паровой котёл» выполнены в виде упрощенной модели реального парового котла с отводными трубами. Справа установлен водоразборный кран, наверху — вентиль аварийного сброса давления пара и регулятор Уатта с двумя позолоченными грузами в виде шаров. При заводе автономного механизма регулятор Уатта начинает вращаться. Котел установлен на основании из чёрного мрамора с золоченым бронзовым плинтом.
Часовой циферблат с римскими цифрами находится в дверке топки парового котла, снабженного паропроводящими трубками из меди, краниками, вверху — регулятором Уатта в виде двух латунных шариков на фигурной стойке, приходящих во вращение от завода автономного механизма.
Слово «Квартер-дек» (англ. quarter-deck от Прото-ИЕ корня *kwetwer- ЧЕТЫРе от санскрита: чатура — Catura – четыре; стар.латин. quartus «четвертая часть; латин. quartarius «четвертая часть», от quattuor «четыре»; deck — ДОСКА, палуба)
Итак, «Квартер-дек» в 1620-е годы — это «часть лонжерона военного парусного корабля между ютом и грот-мачтой», первоначально «меньшая палуба, возвышающаяся над полупалубой», покрывающая четверть или около четверти судна. На парусных судах на кормовой части палубы парусного корабля «меньшая палуба использовалась только офицерами для прогулки», отсюда 1867 году появилось разговорное морское существительное «четверть-палубный» (англ. quarter-decker), то есть «офицер, приверженец мелких правил этикета, а не искусный моряк»
Часы «Квартер-дек» в виде кормовой части палубы парусного корабля с имитацией деревянного настила палубы помещена посеребренная бронзовая фигура рулевого моряка — штурмана, держащего в руках штурвал, перед ним стоит тумба с компасом. Ход часов сопровождается покачиванием фигуры штурмана, являющейся видимым элементом конструкции маятника, скрытой в кубрике шхуны.
В нижней части «Квартер-дек», куда ведёт небольшая латунная лестница, находится фигура моряка, разматывающего корабельный канат, выполненная, как и фигура рулевого, в технике бронзового литья, с золочеными и серебреными деталями костюма.
Механизм часов с недельным заводом, пружинным двигателем, двумя барабанами хода и боя, анкерным спуском, гонговым боем часа и получаса (счет на гребенке).
Государственный Исторический музей (ГИМ)