В произведениях Булгакова, будь то пьесы или романы, реальные события повседневной жизни часто невероятно переплетаются с ярким художественным вымыслом. Страсть Булгакова к фантастическим мистификациям, магическим фокусам, неожиданным превращениям приводит писателя к созданию очень театральных, эффектных произведений. Непременный атрибутом его творений является создание призрачного пространства фантасмагорий, способного в любую минуту трансформироваться.
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» всегда будоражил умы кинематографистов, и лишь немногие из них отважились снять фильмы по этому сложному произведению:
1). «Пилат и другие», 1971 год, режиссёр Анджей Вайда .
2). «Мастер и Маргарита», 1972 год, режиссёр Александр Петрович .
3). Мини-сериал «Мастер и Маргарит», 1988 год, режиссёр Мацей Войтышко .
4). «Мастер и Маргарита», 1994 год, режиссёр Юрий Кара.
5). «Мастер и Маргарита», 2005 год, режиссёр Владимир Бортко.
Роман «Мастер и Маргарита» пользуется дурной славой среди актёров. В большинстве своём все исполнители заглавных ролей безвременно и скоропостижно уходили в мир иной. Практически ни одна постановка не обходилась без гибели актеров, занятых в киносъёмке. В чём причина таких событий никому не известно. Неужели, действительно на романе «Мастер и Маргарита» лежит какое-то проклятие?
Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» более 12 лет, и создал уникальное произведение, ставшее загадкой ХХ столетия. Мистическая история любви, запечатленная автором на фоне фантасмагорических образов и событий, исторических персонажей, будоражит умы многих людей вот уже 50 лет. Практически, все философские вопросы, поставленные перед человечеством, — добро и зло, жизнь и смерть, вера и безверие, любовь и предательство — затрагивает Булгаков в этой книге.
«Что я мог бы написать после «Мастера»? — говорил о книге сам автор.
М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»
«Сейчас придёт гроза, последняя гроза, она довершит всё, что нужно довершить, и мы тронемся в путь…»
«Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
«Человек без сюрприза внутри, в своем ящике, неинтересен»
«Да, человек смертен, но это еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»
«Тот, кто ещё недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике».