«Ракета» на подводных крыльях.

Комета

Во всём мире признанно считать советского кораблестроителя Ростислава Евгеньевича Алексеева (18 декабря 1916 — 9 февраля 1980) отцом высокоскоростных транспортных средств на динамической «воздушной подушке», то есть создателем  судов на подводных крыльях (СПК), экранопланов и экранолётов.

Высокоскоростные суда на «воздушной подушке» летящий в пределах действия аэродинамического экрана, то есть на небольшой высоте от поверхности воды, земли, снега или льда разрабатывались многими инженерами и конструкторами в разных странах мира. В 1957 году Ростиславу Алексееву удалось создать первый высокоскоростной теплоход «Ракета» на подводных крыльях, обладающих подъёмной силой, поднимающей судно над поверхностью воды. Только через 4 года нечто подобное сделали в США. Ракета-1

Первые речные или морские суда на подводных крыльях (СПК) были спроектированы и построены в 1957 году коллективом Центрального конструкторского бюро завода «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Свой первый рейс высокоскоростной теплоход «Ракета-1» с 30 пассажирами на борту, совершил 25 августа 1957 года по маршруту Горький – Казань — 420 километра за 7 часов. Профиль подводного крыла изогнут так, что при движении катера в воде он создает суммарную силу, направленную вверх, то есть выталкивающую судно из воды. За счёт уменьшения сопротивления воды, судно могло  развивать высокие скорости.

В 1958 г. на заводе «Красное Сормово» был построен катер «Волга», удостоенный Золотой медали на Брюссельской выставке. В 1960 году появился высокоскоростной теплоход «Метеор», а в следующем году — первый морской теплоход на подводных крыльях «Комета».Циклон В последующие годы на заводе «Красное Сормово» были построены теплоходы «Спутник», «Вихрь», «Чайка» и турбоход «Буревестник». В народе все они назывались «ракетами» – по имени первенца.

В 60-х годах прошлого века Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов, насчитывающий  более 1000 катеров. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию.

Серийный выпуск высокоскоростных теплоходов «Ракета» на  подводных крыльях (СПК), был налажен в 1959 году на феодосийском судостроительном заводе «Море» в Крыму. С 1959 по 1976 год в Феодосии, на судостроительном заводе «Море» было построено 389 теплоходов «Ракета», в том числе 32 СПК — на экспорт.

Метеор

Теплоходы «Ракета» на подводных крыльях были очень популярны в Крыму, на Чёрном море, их название стало нарицательным, и означало «скорость и комфорт» для 64 пассажиров. Активный отдых на море обязательно включал круизные рейсы  на теплоходе «Ракета» из Евпатории до Ялты, или прогулку вдоль живописных берегов Южного берега Крыма.

Морское путешествие было одним из любимых, хотя и недешёвых видов семейного отдыха в Крыму. Цены билетов на суда такого типа заметно превышали цены на пригородные электрички. Из Евпатории в Севастополь на «Ракете» можно было добраться всего за 2 часа, надышавшись морским воздухом и полюбовавшись морскими пейзажами.

Ракета

СПК «Ракеты» потребляли чрезвычайно много топлива во время старта и финиша, но в СССР топливо стоило 30 коп/тонна. Со времени распада СССР «Ракеты» стали нерентабельны, особенно, на коротких маршрутах. СПК «Ракеты» потребляли 103 кг/час на крейсерской скорости. Сейчас такого зверя не прокормишь…

«Укрречфлоту»  достались  все СПК «Ракеты» Крыма, но с 1996 транспортная компания полностью обескрылена. Пассажирский флот передавался Фонду госимущества, а тот распродавал СПК «Ракеты» Крыма и Украины греческим, китайским, вьетнамским, голландским коммерсантам, скупающим  по дешевке в Украине огромное количество теплоходов «Ракета». Почему избавлялись от чудо техники? Наверное,  потому что чудеса дорого стоят…

raketa4_министерская Ракета

У Рыбальского острова в Киеве видели последнюю действующую СПК «Ракету» на закрытой территории. Судно на подводных крыльях «Хвиля» предназначена для служебного пользования чиновниками Министерства транспортаа. Говорят, в этом году СПК «Хвиля» раза 4 плавала в Канев по служебным делам.

В Евпатории планируется наладить морское сообщение теплоходами с помощью  «морских трамвайчиков» и «морских такси», а также прогулочных и экскурсионных катеров и восстановлению линии пассажирских катеров между крымскими городами. «В Крыму поставлена задача вернуть на Чёрное море скоростные катера «Метеоры» для перевозки пассажиров из Севастополя в Ялту за 45 минут. Сейчас министерство транспорт рассматривает этот вопрос.

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org