
Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос
В древнегреческой медицине после Гиппократа продолжались противоречивые споры о природе болезней, и методах их лечения. Последователи Гиппократа изучали естественную природу болезни человека и находили природные способы лечения, последователи идеалистической философии Платон (428—374 гг. до н. э), наоборот, отвергали реальный мир как источник познания.

Академия Платона, изображенная в мозаичном стиле, из Помпеи.
Благодаря Платону в мире появились собственные школы (греч. σχολή) первоначально означала «досуг» в древние времена. Позже «школы Платона» превратились в университеты — «группу, которой читали лекции». Платон создал в 428-427 гг. до н.э. первую в истории академию, названную Академия (греч. Ἀκαδημία). К сожалению, Платонова академия была разрушена римским императором Суллой в 86 году до нашей эры.
По учению Платона всё, что существует в реальном мире, является только тенью мира идей, всё несовершенно и преходяще. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков, составляющие сверхчувственные прообразы вещей. Материальный мир — не настоящий, он лишь отражает истинный мир бесплотных, нематериальных идей.
В сво`м произведении «Тимей» Платон затронул близкие к медицине вопросы. Всё происходящие в здоровом и больном организме процессы Платон истолковывал влиянием мистической силы. Платон, долго живший в Египте, был знаком с египетскими воззрениями. В «Тимее» он развил учение о пневме, божественной душе. По Платону, пневма проникает в тело человека, и в мозгу сообщает ему способность чувствовать и мыслить, в сердце согревает человека и в печени питает.
Здоровье и болезнь, по Платону, определяются потусторонними мистическими силам, таинственным началом, божественной душой—пневмой. Превращениями пневмы в организме и её влиянием на различные органы Платон объяснял патологические явления.
Причину болезни Платон видел в «божественном наказании», ниспосланном с неба, а исцеление — «дар богов». Лекарства не имеют никакого значения, а исцелять больного могут только магические обряды, ритуальные гимны и музыка.
Платон в «Законах» предлагал заботиться о предупреждении болезней только среди привилегированных сословий, правителей и государственных стражей.
Древние эллины считали, что на здоровье человека влияют социальный класс, диета, окружающая среда, климат, убеждения и мышление самого человека.
Платон рекомендовал лечить ремесленников только при лёгких заболеваниях, а при тяжёлых заболеваниях для ремесленников, по мнению Платона, «лучше благодетельная смерть».
Согласно учению Платона, рабам не нужны ни знания, ни настоящая медицинская помощь.
Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был самым видным учёным древности. Сын врача, Аристотель был настоящим энциклопедистом в различных областях знания — в физике, зоологии, философии, истории, он получил и медицинское образование. В сочинении Аристотеля «Истории животных» излагалась описательная зоология, в сочинении «О частях животных» — строение органов животных и их функции, работа «О происхождении животных» трактовала начала эмбриологии. В теориях Аристотеля преобладают материалистические взгляды, но наряду с этим характерной для Аристотеля было телеологическое учение о целенаправленности:
«Природа ничего не делает лишнего… природа производит все ради чего-нибудь».
В средние века церковная философия эпохи феодализма использовала это учение Аристотеля и Платона о предсуществующих идеях, для основания схоластической философии, господствовавшей в средневековой медицине.
По Аристотелю, источником суждений являются наблюдение, опыт и наведение, служащих орудием познания природы. Телеология, как онтологическое учение об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин, и отвечающее на вопрос: «зачем, с какой целью?», приводило Аристотеля к фантастическим объяснениям в области анатомии, эмбриологии и физиологии. Например, по Аристотелю грудобрюшная преграда имеет назначение защищать благородные органы грудной клетки от влияния вредных газов, поднимающихся из желудка. Телеология Аристотеля проникла в медицину эпохи упадка рабовладельческого общества и длительно господствовала в схоластической медицине средневековья. В средние века Аристотель считался непререкаемым авторитетом в области естествознания, учение Аристотеля в течение двух тысячелетий пользовалось величайшим почётом.
Заключительный период истории Древней Греции носит название периода эллинизма (IV—I века до н. э.).
Медицина в Александрии.
После завоевательных походов Александра Македонского в IV веке до н. э. культура и влияние Греции распространилось на Египет, Переднюю и Среднюю Азию. Поработив население восточных стран, греко-македонские завоеватели создали ряд новых политических, экономических и культурных центров. Недолго просуществовавшая огромная монархия Александра Македонского распалась на несколько государств. Для эпохи эллинизма характерно сочетание культуры покоренных восточных стран с эллинской культурой. Крупнейшим среди эллинистических центров была Александрия.
Правители Александрии — Птоломеи в связи с экономическими и военными запросами государства покровительствовали развитию разнообразных областей знания.
Значительное развитие в Александрии получила медицина, главным образом анатомия и хирургия. Особенно большой след в области изучения нервной и сердечно-сосудистой системы оставили исследования александрийских врачей Герофила и Эразистрата. Врачи Александрии наряду с лечебной практикой занимались запрещёнными в те времена вскрытиями трупов и даже вивисекцией (от лат. vivus — живой и sectio — рассекание) — проведение хирургических операций на живых животных с целью исследования тех или других внутренних органов тела. Александрийский врач Герофил считается основателем описательной анатомии, врач Эразистрат — сделал первые шаги в изучении патологической анатомии.
В I веке до н. э. политический и экономический центр древнего мира переместился в Римскую империю, завоевавшую и поработившую эллинистические государства Востока. Однако культурное влияние эллинизма и особенно Александрии сказывалось во многих странах на протяжении нескольких веков.
Александрия сохранила известное значение в качестве медицинского центра. В Александрии и других эллинистических государствах были аптеки, в которых работали врачи. Несомненно влияние александрийской школы на виднейшего представителя медицины в Риме — Галена.
Врачи александрийской школы своими исследованиями способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Слабой, отрицательной стороной александрийской школы была идеалистическая направленность в их философских воззрениях, вследствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеализма.
Герофил (около 300 г. до н. э.) был приверженцем гуморальной теории и последователем Платона. Он считал, что организмом правит душа посредством «сил»: мыслящей, чувствующей, согревающей, питающей. Герофил много занимался анатомией, дал анатомическое описание сердца, кровеносных сосудов, легочной вены и артерии, оболочки головного мозга, сосудистые сплетения, венозные синусы, желудочки мозга (IV желудочек он считал местопребыванием души), описал сетчатку и стекловидное тело глаза, двенадцатиперстную кишку, проследил ход нервов, обнаружил их связь с головным и спинным мозгом. Он наблюдал сокращения сердца и различал систолу, паузу и диастолу, с помощью водных часов считал пульс и описал его свойства: наполнение, частоту, силу и ритм. В терапии Герофил ввёл много лекарственных средств, был предшественником учения о специфическом действии лекарств.
Греческий врач Эрасистрат из Кеоса или просто Эрасистрат (др.-греч. Ἐρασίστρατος, 304 до н. э. — 250 до н. э.) был внуком Аристотеля, учеником врача Хрисиппа Книдского.
Эрасистрат производил вскрытия человеческих трупов и на живых животных изучал функции органов пищеварения, наблюдал перистальтику желудка, считал, что пищеварение происходит благодаря «давлению» желудка на пищу, путём механического перетирания пищи, описал печень и желчные ходы, клапаны сердца и крупных сосудов, высказал предположение о сообщении между артериями и венами, различал двигательные и чувствительные нервы.
Эразистрат принимал учение о пневме. Пневма, «жизненный дух», входит в тело с воздухом, проходит в левую половину сердца и далее распространяется по артериям. Пневму Эразистрат считал причиной биения сердца, источником теплоты в теле, процессов питания и пищеварения. Избыток или недостаток пневмы, неправильное и задержанное движение, по мнению Эразистрата, является источником многих болезней.
Эразистрат различал в теле две системы: 1) сосудистую систему, артерии и брюшные органы и 2) нервную систему. Эразистрат считал, что артерии содержат пневму, вены—кровь. Вены, которые после смерти находили наполненными кровью, считались носителями теплоты. Артерии же, представляющиеся после смерти пустыми, казались египтянам, а позднее грекам и даже средневековым врачам наполненными пневмой, и их центральными пунктами считались крылья носа. Нужная (годная) пневма поступает через нос, трахею и артериями при вдыхании доставляется органам.
Эрасистрат считается основателем особой медицинской школы, называвшейся по его имени.
Излагая взгляды Эразистрата, Гален писал: «Было бы непонятно, как природа, которая ничего ненужного (излишнего) напрасно не делает, вдруг создала бы два рода различных сосудов, которые должны были бы нести одну и ту же влагу (кровь). Непонятно было бы, куда девается масса воздуха, которую мы постоянно вдыхаем, если бы не было особых сосудов, разносящих её по всему телу, как бы совершались функции организма, какие при помощи этой пневмы, которая как учили все древние, служит местопребыванием жизненной силы тела».
Появление кровотечений при ранениях артерий Эразистрат объяснял тем, что при этом сначала со свистом выходит пневма, и дабы не образовалось пустое пространство, она тотчас же замещается кровью из соседних вен, сообщающихся с артериями посредством особых соединительных веточек, которые в норме — закрыты, а при патологических процессах открываются. Деятельность мускулов, их сокращение и расслабление Эразистрат ставил в зависимость от наполнения их воздухом или от освобождения их от воздуха.
Главной причиной болезней Эрасистрат считал плетору, появляющуюся в результате излишества в пище и несварения её. Избыточная или не переваренная пища засоряет сосуды, отсюда возникают воспаления, лихорадки, язвы и другие заболевания.