Развитие сети трамвайных линий в Евпатории

Лазоревская-трамвай-гранд-отель

Впервые городская Дума рассмотрела вопрос об организации электрического трамвая в Евпатории 1887 году, но вопрос был вскоре забыт. Лишь в 1907 году Дума вернулась к рассмотрению проекта электрического трамвая в нашем городе. Для строительства трамвайного депо и служб трамвайного управления городская Дума выделила часть квартала (13 соток земли), северная сторона участка проходила по ул. Шакаевской (ныне — ул. Белинского). На этой территории начали обустраивать тяговую подстанцию и площадку для стоянки трамвайных вагонов.

edddkvIKJBE

Здание трамвайного депо представляло собой двойное каменное строение, построенное из местного камня ракушечника, к которому с северной стороны были проложены трамвайные рельсы. Стены здания не были оштукатурены. Ныне не оштукатуренным сохранён только восточный фасад. В депо вели большие деревянные ворота с северного фасада: в левом корпусе трое ворот с симметрично расположенными тремя воротами на южном фасаде; в правом корпусе – двое ворот на северном фасаде, стена южного фасада — сплошная с одним арочным окном. С южной стороны от депо для трамваев, во внутреннем дворике было построено одноэтажное каменное здание – ремонтное помещение со специальными станками и оборудованием.

депо - трамваи

В 2023 году «Здание трамвайного депо, 1912-1914 годы» (г. Евпатория, ул. Белинского, 1, литер «А») внесено в Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Крым.

трам-депо

16 декабря 1911 года Городская Дума утвердила проект строительства трамвайных линий, разработанный Русским электрическим обществом «Вестингауз» (г. Москва). Строительство трамвайной линии в Евпатории оценивалось в 320 тысяч рублей, но городской бюджет не располагал данной суммой, и часть денег пожертвовали жители города.

1914 год-театр-дачи

В декабре 1912 года в Евпатории было начато строительство трамвайного депо. В июне 1913 года начали поступать шпалы, контактный провод, началась укладка рельсов.

депо--

Первыми вагонами были сцепы из электровагонов Мытищенского завода и вагонов конки из Одессы, дверей в этих трамваях не было, пассажиры могли на ходу запрыгивать на подножку трамвая или также покидать вагон.

евпаторийский трамвай

Трамвайная линия шла от Городского театра имени Пушкина и заканчивалась у грязелечебницы возле озера Мойнаки (сегодня это часть первого маршрута).

В январе-феврале 1914 года в город прибыло 10 моторных двухосных вагонов. 31 марта 1914 года вагоны были испытаны по городу. 2 мая 1914 г. состоялось освидетельствование сооружения Евпаторийской трамвайной линии, в том числе депо и электростанции.

трамвай-1950

Регулярное движение трамваев в Евпатории началось 10 мая 1914 г. и до сих пор трамвай в нашем городе пользуется большой популярностью у местных жителей и отдыхающих. Газета «Евпаторийские новости» 11 мая 1914 г. писала:

«Со вчерашнего дня открыто для публики трамвайное движение… Вагоны шли большей частью переполненные. Публика, очевидно, интересуется трамваем как новинкой, и в большинстве случаев просто катается».

Во время Гражданской войны в 1918 году Крым был оккупирован кайзеровской Германией и движение трамваев по Евпатории было остановлено. Контактные электросети были разрушены. Только в 1923 году было всё восстановлено, и по Евпатории вновь пошли трамваи.

В годы Великой Отечественной войны работа трамваев также была остановлена. После освобождения Евпатории от немецко-фашистских оккупантов 13 апреля 1944 года, было частично восстановлено движение городских трамваев, а  ремонт трамвайных путей закончили только к 1952 году.

маршрут трамвая

В ноябре 1950 года Дачную линию продлили до озера Мойнаки, образовав современную линию второго маршрута. Впоследствии для разворота трамвая было построено трамвайное кольцо «Грязелечебница Мойнаки» (1951) и «Улица Симферопольская» (1953).

стар. трамвай

В 1957 году в Евпаторию поступают узкоколейные вагоны из ГДР – двусторонние «Gotha» (Гота – по названию города) – «Т57» и «В57». Вскоре начали поставлять и другие модификации – с двумя и одной кабиной в вагоне, с дверями на одну и две стороны.

В Советском Союзе трамвайные вагоны для узкоколеек больше не производилось, так как таких трамвайных трасс в стране было очень мало (Львов, Винница, Калининград, Житомир и Пятигорск), а в Европе, напротив, достаточно широкое применение получила именно колея 1000 мм для трамваев. К 1972 году в Евпатории остались одни немецкие трамваи «Gotha» .

трамвайное управление Пятецкого

В 1969 году в Евпаторийское трамвайное управление назначен новый руководитель Иван Александрович Пятецкий, более 30 лет руководивший предприятием. С 2006 года трамвайное управление носит его имя.

трамвай в Симферополе

трамвай в Симферополе

В 1970 после закрытия трамвайного движения в Симферополе часть вагонов была передана в Евпаторию.

13 июня 1981 года было открыто движение по новому участку трамвайной линии «ул. Симферопольская – Новый пляж», по которому был пущен сезонный маршрут № 4. Его протяжённость составила 1700 метров.

В 1987 году в трамвайное управление Евпатории поступили новые вагоны «Tatra» KT4SU из Чехославакии.

фильм "Менялы" -трамвай №13Евпаторийский трамвай «снимался» в художественных фильмах «Менялы», «Приключения маленького папы» и «17 левых сапог» и др.

В 1990 году в эксплуатацию ввели новый участок от озера Мойнаки до трамвайного кольца на улице Интернациональной. На новый участок была продлена трасса маршрута № 2.
В марте 1991 года в Евпатории появилась первая двухколейная трамвайная линия, которая связала Интернациональную и микрорайон Спутник-2. По новой линии был запущен пятый маршрут трамвая. Однако его жизнь оказалась недолгой, так как через несколько месяцев его поглотил маршрут № 2.

трамвайное движение в селе Молочное

трамвайное движение в селе Молочное

Тогда же, в 1991 году, 4 вагона были переданы на трамвайную линию в село Молочное, в пансионат «Береговой». Пансионат «Береговой» имел самое маленькое трамвайное хозяйство в мире, подвозящее отдыхающих от пансионата к морю, на пляж.

После развала Советского Союза евпаторийский трамвай испытывал серьезные финансовые трудности. Государственные дотации сократились, образовались задолженности в зарплате, задолженности в электроэнергии, дефицит кондукторов и водителей. В городе много льготных пассажиров, и лишь в летний сезон приезжает большое количество отдыхающих.

Парк трамвайных вагонов сильно устарел, срочно требовался капитальный ремонт как минимум половине немецких вагонов. В трамвайном парке в Евпатории находились в эксплуатации в основном трамваи производства Чехословакии и ГДР, государств, которых уже не было. Средний возраст вагонов составлял 35 лет. Они часто ломались, из-за чего сбивался график движения.

В самые неблагоприятные годы (с 1993 по 1997 гг.) трамвайная линия на Новый пляж не работала.
В 1995 году до микрорайона Спутник был продлён первый маршрут, а «двойка» вернулась к своему старому маршруту до Мойнак.

трамвай-

В 1996 году в трамвайное депо поступили два вагона «Gotha» (Гота) из Цвикау, где их, как морально устаревшие модели, раздавали бесплатно. К 2006 году все старые вагоны «Gotha» были отремонтированы силами работников депо.

трамвай желаний

С августа 1997 года совместно с фирмой Айлант был запущен экскурсионный маршрут №5 («Трамвай желаний»). Чешский трамвай «Tatra» ездит по историческим местам города со специально оборудованным экскурсионным салоном.

0-трамвай-нов

Евпатория является одним из семи городов на территории бывшего СССР, где по сей день в ходу метровая трамвайная колея.  На АО «Уралтрансмаш» была разработана специально для Евпатории модель нового узкоколейного трамвая 71-411.

В декабре 2021 года «Уральский завод транспортного машиностроения» завершил поставку 27 узкоколейных трамваев в Евпаторию.

В декабре 2021 года в Евпатории получили 20 одно-секционных вагонов модели 71-411 и семь односекционных вагонов челночного исполнения с двумя кабинами 71-411-03, которые спроектированы специально для городов, имеющих трамвайную колею 1 000 мм. Обе модели трамваев оснащены современной медиа-системой для демонстрации схемы движения по маршруту, системой обогрева и анти-вандальными сиденьями, вместимость вагонов — 179 человек.

депо-трамвай

Сегодня Евпатория – единственный крымский город, где остался узкоколейный трамвай, как один из видов городского транспорта. Именно трамвай стал визитной карточкой нашего города, известного далеко за пределами полуострова. Ведь практически каждый, кто приезжает в Евпаторию, хоть раз да проедет по евпаторийским улицам в узкоколейном трамвайном вагончике.

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org