В Евпатории существует две религиозные еврейские общины – Община Прогрессивного Иудаизма (Ремесленная синагога Эгия-Капай) и Религиозная еврейская Ортодоксальная община «Яаков», которая пока не имеет своей синагоги.
Евпаторийский горсовет принял в коммунальную собственность здание Купеческой синагоги по улице Караева, 7 А, пока там только фасадные стены. Купеческая синагога Евпатории – это памятник архитектуры местного значения, в котором предстоит провести реставрационные строительные работы, для придания историческому зданию первоначального облика.
Евпаторийская религиозная еврейская ортодоксальная община «Яаков» обратились к властям Евпатории с просьбой о создании музейной экспозицией «Истории иудаизма».
В планах городских властей создание в Купеческой синагоге Музея «Истории Иудаизма», который временно разместится на базе действующей ремесленной синагоги Егия-капай, в еврейском этнографическом центре, но договорённость пока не достигнута. Городской бюджет Евпатории возьмёт на себя расходы по созданию Музея «Истории Иудаизма».
>
Прогрессивный Иудаизм — либеральное течение в иудаизме, истоки которого лежат в древней истории. Идеологические корни либерального течения в Иудаизме лежат в литературе Пророков Израиля, в творениях еврейских мудрецов Устной Торы («хазаль»).
В те давние времена была заложена уникальная система живого, творческого, подхода к священным текстам Торы. Слово Бога, было дано народу Израиля на горе Синай, и закреплено в письменных источниках Израиля.
Живая полемика мудрецов прекратилась и застыла на месте с завершением записи Вавилонского Талмуда раввином Аши в 6 веке н.э. Талмуд имеет блистательную школу логичных рассуждений о вере, участники дискуссии имели право высказать собственное, часто отличающееся от других мнение, превратился в объёмную и не лёгкую для восприятия книгу.
Талмуд с его множеством трактатов стал основной книгой, которую изучают в еврейском мире ученые и раввины, выводящие практические законы, регулирующие все аспекты еврейской жизни, от рождения и до смерти.
Талмуд был кодифицирован и стал путеводителем по еврейской жизни. Из трактатов Талмуда вывели Галаху (еврейский закон) и постепенно был утрачен интерес к культуре дискуссий и споров, представленных на страницах трактатов Талмуда.
В 16 веке появился на свет монументальный труд раввина Йосефа Каро «Шульхан Арух», который фактически конец всем дискуссиям.
Авторитетов Галахи (еврейского закона) до появления «Шулхан арух» в 16 веке, стали называть «ришоним» («первые»). Всех учёных и раввинов, писавших свои труды после издания «Шулхан арух», стали называть «ахроним» («последние»).
Все писания и мнения раввина Йосефа Каро — автора «Шулхан арух» и труды «ришоним» стали считаться неоспоримыми истинами для всех последующих поколений раввинов и учителей – это фактически «сковало» иудаизм.
Ортодоксальный Иудаизм (от греческого orthodoxia — «правильное мнение»), общее название тех течений в иудаизме, последователи которых считают себя единственными законными носителями еврейской религиозной традиции, и продолжателями еврейского религиозного мировоззрения, сформировавшегося к 16 веку.
Впервые термин «ортодокс» возник в конце 18 века и стал в устах прогрессивных немецких евреев презрительным прозвищем противников всех изменений в религиозной и общественной жизни еврейства.
Центральным местом в религиозной концепции Ортодоксального иудаизма является Галаха в том виде, в каком она кодифицирована в своде «Шулхан арух» в 16 веке, и зафиксирована в Устном Законе (в Талмуде ). Как религиозное течение, Ортодоксальный иудаизм сложился в начале 19 века, в ответ на возникновение реформизма в иудаизме, провозгласившего идеи возвращения к культуре свободного творческого подхода и живой дискуссии в иудаизме.
Наряду с Ортодоксальным Иудаизмом в Восточной Европе получил широкое развитие Прогрессивный Иудаизм. Сейчас в Польше, Чехии, Венгрии, республике Беларусь, России, Украине существуют многочисленные общины Прогрессивного иудаизма, получающие материальную поддержку американского общества «Джойнт». Банки Москвы на карте города помогут клиентам успешно осуществить банковские операции на выгодных условиях. Украинские раввины общин Прогрессивного Иудаизма проходят подготовку в раввинских семинариях в Киеве, где создаются новые профессиональные кадры для дальнейшего роста и развития общины.
Многовековой авторитет Талмуда, как застывшего догмата и Галахи (еврейского закона) и сейчас оспаривается. В самых разных кругах еврейского просвещенного мира идут дискуссии, допускающие, что каждое новое поколение должно будет по-своему осмысливать Иудаизм, приспосабливая его к месту и времени.
В 50 годах 19 века прошли конференции, обсуждающие вопросы синагогального богослужения, положившие начало постепенного развития реформ иудаизма в Европе, особенно в Германии.
В 19 веке в Северной Америке радикально настроенные элементы взяли верх. Американская реформа в иудаизме почти полностью отбросила Галаху (еврейский закон), как возможный фундамент своего развития, возведя в наивысшие ценности иудаизма «автономию личности».
Американский Прогрессивный Иудаизм (реформистский) – это продукт эпохи прагматизма, отразивший все веяния и требования эпохи. Прогрессивный Иудаизм вначале отбросил все ритуалы иудаизма, как устаревшие. К устаревшим ритуалам иудаизма были отнесены — соблюдение кашрута, ношение головного убора во время молитвы, наложение тфилин, облачение в талит и др. Практика показала, что это была ошибка, и американский Прогрессивный Иудаизм вновь вернулся ко всему тому, что когда-то было объявлено устаревшим.
Современным евреям крайне необходимы атрибуты религиозной службы и внешняя оболочка службы интересна не меньше, чем внутреннее духовное содержание.
В независимом государстве Израиль была создана благоприятная почва для Прогрессивного Иудаизма, который был принесён на Землю Обетованную репатриантами из стран Центральной Европы (Германии) и США. Во время религиозных служб слышался немецкий или американский акцент, но вскоре идеи Прогрессивного Иудаизма привлекли в общину и коренных израильтян – сабр. Сегодня в Израиле насчитываются 24 общины Прогрессивного Иудаизма и 2 киббуца в пустыне Арава, сообщает Раввин Стас Войцехович.
Вчера, 23 февраля еврейская община Евпатории отпраздновала Пурим, театрализованным пурим-шпилем, а также традиционным фейерверком песен, танцев, хороводом.
Еврейская Общественная организация «Сохнут» находится по адресу ул. 60-лет ВЛКСМ, 30. тел. 5-66-80.
Еврейская Общественная организация «Хэсэд Шолом» находится по адресу ул. 9 Мая, 53, 1 этаж. тел. 4-24-07 , тел. 4-24-06