Религия минойского Крита

бык-солнце

Характерной чертой минойского Крита было отсутствие храмов – это обстоятельство, отличало минойскую религию от египетской и месопотамской. Минойцы поклонялись своим богам на открытых площадках, у ручьев, в маленьких часовнях на вершинах гор, в священных пещерах, в «утробе Земли-Матери», приносили жертвы на алтари в домашних святилищах.

апи-козы-рожь-подвеска

Изящная подвеска из слоновой кости из Угарита с изображением богини плодородия, кормящей двух коз травой и пшеничными колосьями.

Великая Богиня-Мать в минойской религии была олицетворением вечно живой природы. Силы природы воплощались в образе женщины- Матери, кормилицы, покровительницы плодородия, урожая, повелительницы всего животного и растительного мира, домашнего хозяйства, подземного мира, она была покровительницей городов и поселений.

апи-богиня со змеями-Knossos (ca. 1500 BC.) крит
Великая Богиня Рея часто изображалась в окружении различных животных, в её поднятых руках извивались змеи, символы подземного царства, иногда она держала за горло львов, лебедей, иногда она кормит коз и в руках её сноп пшеницы или ржи, три маковые головки.

В микенском языке имя богини Реи упоминается и, как «А-ро-а = a-ro-a»; «А-ро-е = а-ro-е»; «А-ро-йо = a-ro-jo», что означает «Арий, Арья, Арийская» — и в словаре ведического санскрита имеет значение «arioa, arioes» — превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос — αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός -‘хороший’).

1-апи-рогатая-богиня

У Великой Матери много имён, на Крите она именовалась Апи, впоследствии в Элладе её имя стало АФИна, она носила на груди эгиду в виде покрытой змеями головы Гаргоны, своей прародительницы, аналог богини-матери индоевропейской Скифии — змееногая богиня Апи, распространённой в Северном Причерноморье в Ямной культуре (3600—2300 до н. э.). В Месопотамии её называли Иштар или Астарта, в Древнем Египте – Исида, в Древней Греции – Кибелла.

козы сидят на вершине храма
Коза в минойском Крите была священным животным и антропоморфным воплощением матери — кормилицы. Изображение двух отдыхающих на вершине храма коз на ритоне из Като Закро 2-я половина XVI в. до н.э.

козы-родос-милет-7 в. до н.э.
козы-саркофаг из Агиа ТриадыНа фреске саркофага изображены две козы спокойно лежащие под алтарём во время похоронного ритуала.

На другой фреске изображён храм на горе, вершину которого венчают две лежащие козы.

Невозможно предположить, чтобы к алтарю или храму было допущено какое-либо другое животное кроме священного, которое рассматривается как воплощение самого божества или Матери-кормилицы.

фреска-козы-Santorini -греция

Не случайно, именно, на Крите возник миф о рождении Зевса в одной из пещер горы Дикте, как в природной «утробе Земли-Матери».

knossos-рога-crete-быка

Младенца Зевса, оставленного богиней Реей, выкормила божественная Коза — Амалфея. В младенческом возрасте Зевс смог защитить себя от змей, задушив их. Имя Зевс, др.-греч. Ζεύς, род. п. Диос, Διός, греч. Диас -Δίας, микен. di-we «Дий», происходит от его древнейшего предшественника др.инд.- Шива (Siva), трёхликое, рогатое божество с трезубцем в руках, окружённое зверями — в 3-2 тысяч. до н. э.; др. рус. Жив, или Див; что происходит из ведического санскрита от «Dyaus pitar» — «Деус-отец», Отец Божий..

воины в рог-шлемах-marsh-voinov

Минойские воины на Крите носили шлемы, сделанные из рога козы или быка, они украшали щлемы одним или двумя рогами, как священными оберегами.

bull-labrys

Сакральным символами власти Зевса Критского Солнце-бога была секира или двусторонний рогатый топор тапара (инд.) > топор (рус.)> табарна (хет.) = лабарна (хет.), лабар > лабрис (крит. λάβρυς )— лабрис, на лидийском наречии означает «секира». По-английски топор — ax (экс), бык — ox (окс).

В санскрит-русском словаре: рат — raT — топор;  ратати — raTati — рубить топором (родственное слово в рус. яз. ратник)
паразу — parazu — топор, топор дровосека; (родственное слово в рус. яз. поражу)
паразу-дара — parazudhara — обладатель топора
паразу-аста -parazuhastA — с Топором в руках, женское оружие.
паразу-мат — parazumat — имея топор (в RV — Риг-Веда). (родственные слова в рус. яз. поразить, поражать, и иметь, мать)

(Источник: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/scans/MWScan/tamil/index.html  — Словарь Санскрито-английский)

свят-реликвии-топоры

Сагарий или сагарис – σαγαρις – скифский топор (секира), упомянут Геродотом, как «топоры-сагари» — это «топоры-секиры» — оружие древних славян. Носители критской иероглифической письменности принадлежат к индоевропейцам.

свят.-реликвии
Наряду с бессмертной богиней-матерью в минойской картине мира был бог, который рождался, умирал и снова воскресал. Таким божеством на Крите был божественный Солнце-бык, его рождение и умирание ассоциируется с природными циклами, бычьи рога – его главный атрибут и объект поклонения. Рождённый на Крите Зевс, первоначально был олицетворением Солнце-быка.

На Крите возникла легенда о Критском быке, жившем в лабиринте дворца царя Миноса – это Минотавр (др.греч. Μῑνώταυρος (Минос – Μίνως и Таврос – ταύρος – бык), латин: Минотаврус — Minotaurus, на этрусском: Тавро-минес — Θevrumineś).

фреска-жертв. принош. козлы под столом

Фреска на саркофаге из Агиа Триады обряд жертвоприношения быка, лежащего связанным на алтаре. Под алтарём — две козы.

Женское начало выступает как символ вечности природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и оплодотворения летом, созревания – осенью, умирания – зимой. Природный цикл лежит в основе всех религиозных мифов, рассказанных по-разному различными народами, неизменным в мифах остаётся одно – жизнь побеждает, пройдя все этапы природного цикла от рождения, жизни, смерти, до нового рождения.

фрес-женщ--

На фреске изображён дворец в Кноссе, украшеный бычьими рогами. Белолицые женщины-жрицы, совершают ритуал, красным изображены мужчины, толпящиеся за пределами дворца.

Бычьими рогами, как оберегами и солярными символами, украшены стены дворцов Крита, фрески саркофагов и керамических сосудов. Украшения в виде бычьих рогов напоминают двустороннее остриё ритуального топора – лабриса.

бык-рога и секира
Жрицами Богини-Матери в Минойской культуре были только женщины-жрицы, они совершали все ритуалы и жертвоприношения на празднествах — такого обычая не было не в Египте, не в Месопотамии, ни у иудеев.

перстень Микены- 15 века до н.э. - шествие Лвов к царице

Золотой перстень-печать 1500 г. до н.э. с изображением Богини-Матери и царственных львов

 

1-рождество-божества с рогами на голове-+7 жён-мирраносиц

Печать из Махенджо-Даро — 2600 года до н. э. Изображена Богиня-Мать в рогатом головном уборе, стоящая в дереве Вечной Жизни, перед нею жрец и младенец Рудра (Красное Солнце), справа коза-кормилица, внизу 7 Плеяд из созвездия Тельца (Быка)- 7 звёзд Большой Медведицы в хороводе танца.

На Крите приносили на алтарь и «кровавые» жертвы — кровь жертвенных животных, собаки или быка. Вино подносили в особых сосудах – ритонах – искусно сделанных в виде бычьего рога.

фреска-жертвопр

В качестве жертвоприношений на алтарь приносили собак-далматинцев, они нарисованы на фреске саркофага. В изящных ритуальных сосудах, сделанных в виде керамических корзин, и украшенных ритуальными двусторонними топорами лабрисами приносили на алтарь  зерно пшеницы и ржи, вино несли в ритуальных ритонах.

керам-1500-1450 до н.э.-украшены пелекусами
Религиозные обряды в минойском обществе совершали в радостной и праздничной атмосфере.

фреска-жен-юн-кносс

Жители Крита устраивали пышные церемонии, шествия под музыку, с громкоголосым пением и танцами, отгоняя страх смерти, несли дары своей богине Матери, чтобы умилостивить силы природы, бога Посейдона.

керам-праздн.воины-поют ииграют на египетских муз инструм

Весёлые празднества и спортивные состязания  в прыжках через быка искусных атлетов — мужчин и женщин, были составным элементом религиозного культа в минойской культуре. Многие религиозные обряды впоследствии перешли к жителям материковой части Эллады, конечно, с изменениями и дополнениями в соответствии с новым мифотворчеством.

керам-праздн.воины-поют-ритуальное -шествие

керам-праздн.воины-поют-ритуальное шестви-е

 

керам-празднества-
Самым важным и в то же время самым опасным из культовых игр-обрядов был обряд тавромахии. Ефремов описывает его так: «священная и смертельно опасная игра с особой породой гигантских быков, выведенных на Крите и ныне исчезнувших. /…/ Длиннорогие пятнистые быки олицетворяли сокрушительного Колебателя Земли Посейдона», от гнева или милости которого зависело благополучие и жизнь минойцев.

бык-фреска-Minoan_Bull_Leaping_Toreador_Fresco_Artбык-Knossos_bull

«Девушки-таврополы представляли главных действующих лиц в этом священном ритуале, древний, позднее утраченный смысл которого заключался в победе женского начала над мужским, богини-матери над временным своим супругом. Мощь грозного животного растрачивалась в танце – борьбе с невероятно быстрыми прыгунами-девушками и юношами, специально подготовленными для балета смерти знатоками сложного ритуала. Критяне верили, что этим отводится гнев бога, медленно и неумолимо зреющий в недрах земли и моря».

бык-heraklion-knossos--
Ученый Рейнольдс Хиггинс описывает этот обряд как командную игру: «Молодые мужчины и женщины, разделившись на команды, по очереди старались схватить за рог нападающего быка и запрыгнуть ему на спину».

печать-ритуального танца. 1500 г. до н.э. -Crete

печать-рис

Такого равноправия и партнёрства между женщинами и мужчинами, как в минойской культуре Крита, не было ни в  культуре Месопотамии, ни в культуре Египта, ни в Древнегреческой культуре.

апи-женщ-жрица

А Райан Айслер добавляет: «Равноправное партнерство между женщинами и мужчинами, характерное для минойского общества, нигде, наверное, не проявлялось так ярко, как в этих священных играх с быками, когда молодые женщины и мужчины выступали вместе и вверяли друг другу свою жизнь. Эти ритуалы, сочетавшие в себе возбуждение, мастерство и религиозный пыл, также стали характерными для минойского духа и по другой важной причине: они были рассчитаны не только на личное удовольствие или спасение, но и на то, чтобы просить божественные силы о благополучии для всего общества».

апи-лабрисы-LabyrisWieldingPriestess

 

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org