Рассказывали, что в 20-е годы в Севастополе, куда приехал в составе пролетарской агитбригады поэт Владимир Маяковский, можно было наблюдать такую картину. Владимир Владимирович в ослепительно-белом костюме прогуливается с недавно прибывшим из Америки Давидом Бурлюком по местной набережной в сопровождении двух совершенно голых девиц, разумеется, украшенных красной лентой общества «Долой стыд!».
Михаил Булгаков пишет в своём дневнике: «Пятница. Яркий солнечный день. Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд». Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась».
Снова сцена в трамвае. «В трамвай, идущий по бульварному кольцу, в вагон, где была я, на остановке вошла голая пара, — вспоминала писательница Наталья Баранская. — Ничего, кроме красных полотнищ от бедра к бедру, на них не было. На полотнищах белая надпись — лозунг общества. Пассажиры взроптали, требуя у кондукторши остановить вагон и высадить бесстыжих, но, пока возмущенные шумели, трамвай подошел к остановке, и голая «агитбригада», раздавшая несколько листовок, вылезла сама. Возможно, это была кампания, проводимая комсомолом. Он круто взялся истреблять стыд».
В 20-е годы прошлого века в стране Советов множились идейные «люди новой формации», которые разгуливали по улицам голыми, громогласно заявляя, что стыд — это буржуазные предрассудки.
Движение «Долой стыд!», призывавшее сбросить одежду и стать равным среди равных, возникло раньше. Тут смешалось и влияние возникшего в начале ХХ века в Германии натуризма, проповедующего максимальное сближение с природой, и витавшее в воздухе ощущение вседозволенности.
Уже в 1922 году в Москве проводились Вечера обнаженного тела, выступления ораторов, которые доказывали, что подлинным олицетворением демократии может служить только нагота.
В октябре 1924 года харьковский журнал «Красная оса» шутливо сообщал: «Снова голые. Отделом демографической статистики зарегистрировано за вчерашний день появление в Харькове 18 голых. Роды во всех случаях прошли благополучно». Помимо Москвы, демонстрации общества «Долой стыд!» проходили еще в нескольких городах, в том числе Харькове, Саратове и Севастополе.
Самые массовые демонстрации голых, собиравшие до 10 000 человек проходили в 1924-1925 годах. Они выступали на площади с такими обращениями к народу: «Мы уничтожили чувство стыда! Посмотрите на нас, и увидите свободных мужчин и женщин, истинных пролетариев, сбросивших оковы символов буржуазных предрассудков!»
Раз уж октябрьская революция 1917 года сбросила с пьедестала многовековую монархию, то нет бога, нет традиционной семьи, следует и дальше рушить старые устои — жизнь должна быть новой во всех отношениях: «Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха. Мы уничтожили чувство стыда!».
Голые наводнили город.
По Красной площади в Москве движется колонна демонстрантов. Совершенно голых. Не считая красной перевязи через плечо. Они называют себя пролетариями, сбросившими оковы буржуазных предрассудков. Возглавляет колонну видный партийный деятель Карл Радек — идеолог общества «Долой стыд!».
Современники называли Карла Радека «эротоманом с крайне отталкивающей внешностью». По некоторым сведениям, к обществу имела отношение и Александра Коллонтай, проповедница свободной любви.
В конце 1924 года вся страна устно и в печати принялась живо обсуждать новое небывалое событие — демонстрации общества «Долой стыд!».
Бельгийский консул в России Жозеф Дуйе вспоминал: «В 1925 году при покровительстве советского правительства образовалось общество «Долой стыд!». Члены этого общества обязались отказаться от одежды и ходить голыми. Для пропаганды некоторые члены этого эксцентричного общества были посланы в поездки: в Харьков, Ростов, Минеральные Воды и т.д. Я видел их в костюме Адама и Евы в Ростове».
Если обычные граждане были против чего-нибудь, бунтари немедленно выступали «за». «Кто-то хохотал до слез, кто-то плевался. Старухи крестились, говоря: «Апокалипсис! Конец света!» — и растерянно спрашивали у прохожих: «Что ж это? И нас заставят раздеться?»», — вспоминала художница Наталья Северцова-Габричевская.
Несмотря на бурную реакцию общества на призывы голых бунтарей, обыватели с удовольствием воспользовались завоеванной для них свободой и «слились с природой».
Вот свидетельства лауреата Пулитцеровской премии, американского публициста Хьюберта Никербокера, с 1925-го по 1927 год работавшего в Москве, об увиденном на берегу Москвы-реки, неподалеку от Кремля: «Тысячи мужчин и женщин, девочек и мальчиков, дети на руках, бабушки и дедушки играют в игры, едят провизию, обычную для пикника, купаются в реке или просто принимают воздушные ванны, греясь на солнце… Большинство участников пикника, юных атлетов и более старших людей — полностью обнажены… Группа юношей соревнуется в прыжках в длину. Полусотня их находится в яме для прыжков либо ожидает своей очереди. Все они раздеты. Среди них нет девушек, но вскоре полдюжины девушек в легких летних платьях, проходя мимо, останавливаются, чтобы понаблюдать за прыжками… На другой стороне группа девушек играет в ручной мяч. Они обнажены… Ниже, в реке, несколько сотен женщин всех возрастов плавают, плещутся или просто беседуют, стоя по колено в воде. Никто не обращает на них особого внимания». Собственно, благодаря его фотографиям эта страница осталась в истории.
К началу 30-х гайки стали закручивать. Нарком здравоохранения Николай Семашко выступил в газете «Известия ВЦИК».
«Подобное поведение необходимо самым категорическим образом осудить со всех точек зрения, — заявил он. — Во-первых… жестоко ошибаются, когда думают, что если ходить голым.., то это будет самая настоящая «революционность»… Во-вторых, путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения… Улицы Москвы — не берег Черного моря… В-третьих, очень спорно, содействует ли это дикое новшество нравственности… Поэтому я считаю абсолютно необходимым немедленно прекратить это безобразие, если нужно, то репрессивными мерами». На том и порешили.
В целом же демонстрации натуристов 1924 года в СССР вовсе не были чем-то курьезным и случайным, несвойственным эпохе. Скорее наоборот, они были только верхушкой айсберга тех перемен, которые революция внесла в социально-бытовую и половую сферу жизни общества. Хотя после 1924 года нудизм в СССР и был вытеснен в сферу семейного отдыха, но и здесь его массовость производила в те годы на иностранцев неизгладимое впечатление.
Жаркое лето Владимира Маяковского в Крыму