В музее Ватикана есть один артефакт, который выглядит неуместным среди богато украшенных саркофагов и мраморных статуй — это мозаичный пол, который покрыт остатками еды после богатого пира. Когда вы впервые смотрите на мозаику, она выглядит так, как будто кухонный мусор нарочно разбросали по полу вдоль стен трапезной — здесь и ореховые скорлупки, оливковые косточки, кожура фруктов, виноградные стебли, куски камня и осколках стекла. Это очень искусно сделанная мозаичная обманка (лат. trompe l’oeil)….
Неприбранный пол — отдельный жанр античных мозаик. Эти изображения разбросанных объедков и остатков еды предназначались для украшения залов, где проходили пиры. Как сообщает древнеримский писатель Плиний Старший, этот жанр создал мастер по имени Сосий, живший во II веке до н. э. в Пергаме. Работы самого Сосия не сохранились — в отличие от множества подобных полов, украшавших дома в самых разных уголках античного мира.
Этот образец украшал одну из вилл Авентинского холма в Риме и был выполнен Гераклитом (его подпись выложена в нижней части мозаики). Мастер использовал мелкие мраморные и стеклянные тессеры.
На мозаике представлен богатый ассортимент римской кулинарии объедки выглядят реалистичными, предметы объёмны, они отбрасывают тени, и возникает впечатление, будто в зале только что закончился пир — блестящие раковины, кажутся мокрыми, шелуха каштанов ощетинивается шипами, а виноград покрыт мягким бархатистым налётом, куриные ножки, косточки, ракушки, клешни лобстеров, рыбьи головы, скорлупы морских ежей.
Гераклит изобразил даже мышь, которая прибежала попробовать упавший грецкий орех.
Интересно, что неприбранный пол, как правило, образовывал лишь бордюр или край общей композиции, дополняя другие сюжеты.
Согласно сохранившемуся описанию Плиния Старшего, в мозаику «Неприбранный пол» входило центральное изображение голубя, пьющего воду и затемняющего её тенью от головы. Другие голуби греются на солнце и чистят перья, усевшись на краю чаши. Можно предположить, что на оригинальной мозаике Сосия сцена с голубями тоже составляла центральную эмблему, окруженную «Неприбранным полом». Среди сокровищ виллы Адриана — мозаичная эмблема, изображающая чашу с голубями, созданная в первой четверти II века н. э. Считается, что композиция Чаша с голубями из виллы Адриана восходит к знаменитому произведению мастера Сосия из Пергама, работы которого не сохранились.
На мозаике «Неприбранный пол», помимо объедков, были изображены театральные маски (во входной зоне) и пейзаж с рекой Нил — распространенный мотив римских мозаик, вдохновленный Древним Египтом.
Мозаики, подобные этой, украшали полы триклинии, столовой в Древнем Риме, где гости отдыхали на диванах, угощаясь дорогими деликатесы. Мозаичный пол даже сейчас он излучает атмосферу одного из тех длинных римских банкетов, когда гости могли разбрасывать объедки по краям комнаты.
Неосвещенная комната
Этот мотив ‘неприбранного пола’ в мозаике был удивительно популярен и достаточно распространен во 2 веке до н.э., чтобы иметь своё собственное название по-гречески: asarotos oikos — ”неосвещенная комната».
Объедки на мозаике отбрасывают длинные беспорядочные тени в разные стороны, словно освещенные пляшущим мерцанием масляных ламп, и даже в глазу маленькой мышки, грызущей орех в углу, виден белый отблеск отраженного света лампы.
Греческие мастера и художники придумали первые мозаики с сюжетом ‘неприбранного пола’, как иллюстрацию греческой традиции развлечений для гостей — игра «коттаб» = «катапульта» (греч. καταπέλτης, лат. catapulta) — греческий термин, обозначающий любую метательную машину. Игра «коттаб» носила довольно игривый характер развлечений знатных эллинов на дружеских мужских пирушках — «симпосиях» (др.-греч. συμπόσιον), сопровождавшихся буйным весельем. Исследователи считают, что название и игра «коттаб» или «còttabo» возникла у этрусков, а затем, как и игра в кости, получила широкое распространение во всём древнегреческом мире.
Цель игры «còttabo» заключалась в том, чтобы с помощью меткого броска винного осадка, оставшегося на дне килиха, попасть в выбранную цель в центре комнаты или «андрона». Естественно, весь пол в конце пирушки был залит остатками вина и, видимо, в конце пирушки подвыпившие гости бросали друг в друга и объедки пищи, которые и запечатлел художник в мозаике на полу.
В музеях сохранились только более поздние римские копии мозаики ‘неприбранного пола’, которые были созданы во время увлечения римлян древнегреческой культурой.
Символ высокого статуса
Видимо это был своего рода хитроумный символ статуса богатого хозяина дома. Рассмотрим мусор, представленный в коллекции Профанского музея — это мусор и объедки самого роскошного пира. Здесь есть свежие морепродукты, прибывшие сюда с побережья — шелковица из Азии, имбирь из Индии и инжир с Ближнего Востока, омары, устрицы и даже колючая раковина Murex Brandaris, которая была источником знаменитого Тирского пурпура. А пурпурную одежду разрешалось носить только элите римского общества. Изображены, разбросанные по полу, трофеи римской империи.
Нарушение римских законов
Мозаика ‘неприбранный пол’, как свидетельство роскошного пира, нарушающего римские законы о роскоши, которые ограничивали возможности римской аристократии, в затратах на любой банкет. Lex Orchia, принятый в 182 году до н. э., ограничивал число гостей, которые могли быть приглашены на один пир, а позже римские законы запретили употребление откормленной птицы, моллюсков и свиного вымени, любимого римского лакомства. Судя по сохранившимся рассказам о римских праздниках, эти законы и правила часто нарушались римской аристократией.
Реалистичными объедками, изображёнными в мозаике, римляне создавали историю своих застолий, хозяин дома хотел удивить гостей, похвастаться и произвести впечатление на гостей богатством и разнообразием еды на пирушках.
Мозаика ‘неприбранного пола’, как напоминание о быстротечности жизни.
Историки искусства связывают этот интересный древнегреческий обычай с другой римской традицией столовой: memento mori — «Помни о смерти». Миниатюрный танцующий скелет из бронзы, называемые larva convivalis (гусиная личинка), также известная как «банкетный призрак», дарили гостям на званых обедах в Древнем Риме.
Это было частью веселья на Римском пиру и появилось в Сатириконе, когда гость исполнял танец на столе, а хозяин декламировал:
“Увы мы смертны, там все будем,
когда мир вниз заберёт нас.
Так давайте же жить,
пока всё идёт хорошо.”
Мозаика была демонстрацией философской мысли о бренности нашей жизни, о том, что даже самый прекрасный пир быстро заканчивается, а дорогостоящие деликатесы превращаются в объедки и мусор под ногами, точно так же, как весело пирующие гости со временем превратятся в кости, пыль и тлен. Другими словами, веселитесь пока живы и наслаждайтесь вкусной едой на жизненном пиру, потому что пир может быть вашей последней трапезой.