
Муки творчества
Херлуф Бидструп (дат. Herluf Bidstrup; 10 сентября 1912, Берлин — 26 декабря 1988, Аллерёд, Дания) — датский художник-карикатурист и общественный деятель, коммунист. Автор свыше 5 тысяч рисунков
Херлуфа Бидструпа знают и ценят не только его соотечественники в маленькой Дании, где он жил и работал. Творчество этого смелого и неутомимого художника-карикатуриста снискало уважение и признательность всех людей доброй воли, борющихся за освобождение человечества от пут капитализма, за свободу прогресс, демократию и счастье людей на всей земле.

Перед зеркалом девчушка лет пяти,
Хохотушка и вертушка лет пяти,
Корчит рожицы, не хочет отойти!
Перед зеркалом девчушка лет пяти…
Смотрит в зеркало невеста не спеша…
И, вздохнув печально, женщина прошла…
И когда успела внучка подрасти?
Херлуф Бидструп — одаренный художник, удивительный знаток человеческой психики. Его рисунки отличаются остроумным, своеобразным решением, только ему присущим восприятием жизненных явлений, неповторимой художественной выразительностью.

Четыре темперамента — холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.
Манеру своего творчества сам художник определяет так:
«Серии своих юмористических рисунков я стараюсь создавать так, чтобы их можно было «читать», как газету — слева направо. Персонажей этих рассказов я представляю читателю в действии, наподобие кинокадров без слов. От рисунка к рисунку я изображаю движения своих фигурок».
Бидструп высмеивает… Высмеивает мещанский образ жизни и мышления буржуазного общества, его лживую мораль и показную добродетель, неудержимую алчность, выкрутасы буржуазного модернистского искусства.

Закон бумеранга — зло возвращается
В его творчестве нет и намека на надоедливое нравоучение, назидание, но видна его острая сатира, бичующая пороки общества.
Херлуф был коммунистом и сочувствовал сражающимся за независимость народам. Партия была запрещена в Дании, и художник рисовал карикатуры для нелегальной газеты и открыток, отправляя заработанные деньги на поддержание коммунистической партии.
В его работах раскрывается суть классового общества и буржуазного строя, начинающего войны ради своих сверх прибылей.
Бидструп борется. В его рисунках отражены актуальные общественные и политические проблемы и идеи.Он борется против капиталистического хищничества, против тех, кто разжигает войны и угнетает народы.
Во время Второй Мировой войны его карикатуры становятся настоящим оружием изобличения олигархов и промышленников, зарабатывающих на военных заказах, на смерти солдат.
Хлёсткие изображения высмеивают хищнические цели и пороки капитализма. Его искусство борется против фашизма, политических авантюр империализма и жестоких, кровопролитных воин.
Лишь после Второй мировой газета компартии была легализована, а в 1952 году Бидструп посетил СССР, где его творчество сразу приобрело огромную популярность.
В Советском Союзе с глубочайшим уважением относились к творчеству Херлуфа Бидструпа. Его работы отмечены международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».
Карикатуры Бидструпа, подчас отображающие лишь отдельные события обыденной и политической жизни, его рисунки никогда не устаревают, не теряют своей злободневности.

Модная песенка скоро надоедает
Художник находит образы отражающие свою эпоху, многие изображённые события и людей легко узнаваемы.
Каждый из нас встречал в жизни подобные ситуации, стоит лишь быть внимательным и замечать всё , что происходит вокруг нас в жизни.

Портной снимает мерку с заказчика
В 1952 году Херлуф Бидструп впервые посетил СССР. Впоследствии он неоднократно бывал в СССР, встречался с советскими деятелями искусства и культуры.
Во многих городах Советского Союза организовывались выставки его карикатур. Не раз издавались и сегодня издаются сборники его не стареющих карикатур.

Гости приехали на дачу.
Популярность творческой деятельности Херлуфа Бидструпа продолжает расти и в наши дни.
В сотрудничестве с режиссёром-мультипликатором Львом Атамановым Херлуф Бидструп принял участие в создании мультфильма «Скамейка».

Скамейка, как жизненная сцена, на которой выступают различные актёры
Драматургический мотив «скамейки», мимо которой, ненадолго задерживаясь, проходят самые различные люди. Сюда приходит спать, подстелив газету, бездомный. Идут школьники и рабочие, дворник и пьяница. Устало дремлет, оперевшись на свою палку, пожилой господин, а птицы тем временем «разбирают» верх его соломенной шляпы, строя из него на соседнем дереве гнездо.
Мультфильм «Скамейка» был удостоен особого приза за «анимацию» («одушевление») международным жюри на кинофестивале в Мамайе (1968).
Совместно с X. Бидструпом и по его рисункам Л. Атаманов сделал еще одну картину — антивоенный фильм-плакат: «Это в наших силах».
Ненадолго скамейка оказывается во власти молодёжи, лихо отплясывающей твист и разбредающейся попарно в разные стороны.
С немолодым и безразличным ко всему, кроме спиртного, мужчиной тщетно заигрывает тоже уже немолодая искательница приключений. Затем появляется пожилая супружеская пара, погружённая в свои сентиментальные воспоминания. Их заставляет очнуться от этих идиллических снов грубый окрик полицейского.
Многие сюжеты и рисунки Бидструпа нашли яркое воплощение в мультфильме «Скамейка» (1967), совместной работе с режиссером Львом Атамановым, одним из самых опытных и талантливых мастеров советской рисованной мультипликации.
В Советском Союзе ожили на экране рисунки Бидструпа и стал еще заметней главный герой его карикатур — Лирика. «Скамейка» выступает в фильме, как символ жизни, где старость сменяется молодостью, грубость комична, а любовь вечна.
Над скамейкой появляется огромный сказочно-романтический месяц, и ею овладевают молодые влюблённые. Их сменяет все тот же бездомный понурый человек, которому негде спать, — ему скамейка принадлежит ночью.
Несколько комических историй, увиденных и зарисованных X. Бидструпом, превратились в драматургический цельный и глубокий по мысли мультфильм.

Молодёжь и предки в разных поколениях
Мультипликация способна быть наблюдателем социально зорким и художественно действенным не только в плане гротескного, преувеличенного образа, но как размышление художника-карикатуриста с пером в руках, словно невзначай подсмотревшего несколько случайных уличных сценок.
Удивительно прост и выразителен мультипликационный рисунок Херлуфа Бидструпа, рассказывающий нам различные истории из жизни.
Размышления художника многообразны и эмоциональны — в них смешаны трогательное и смешное, грусть и издёвка, ирония и гнев, ярость сатиры и мягкий юмор.
В этих эмоционально ярких, волнующих и запоминающихся, при всей своей кажущейся мимолётных образах перед нами проходит целый мир, увиденный вдумчивым художником.
В воображении художника возникает композиция, которая складывается из многочисленных характерных деталей, зарисовок отражающих различные смешные, забавные или печальные ситуации.
Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп мастер с добрым сердцем, любовью к людям и острым глазом психолога, стал «чрезвычайным и полномочным послом смеха» в современном обществе, как назвал его один из искусствоведов.
Художник тонко сочетает трогательное и смешное, гнев и ярость сатиры и мягкий юмор.
«Для меня такая поездка — это поездка из прошлого в будущее», — говорил Херлуф Бидструп, посетив Москву в 1964 году.
Об СССР он так и говорил: «Здесь люди добрые, одеты красиво, а дети съедают столько мороженого — «снег» в переводе с датского, что его просто не останется на зиму.»
«В Дании — это привилегия высшего класса, пить шампанское для нас поразительно, когда люди в простой одежде, после работы пьют шампанское», — делился впечатлениями от поездки в Москву Херлуф Бидструп.
«У него нет злобы — вот что отличает его работы. Он хорошо понимает, да таков человек. И человек видит себя со стороны. Почему реакция мгновенная — потому что эффект узнавания», — говорит режиссер-мультипликатор, народный артист России Юрий Норштейн.
«У меня создалось впечатление, что советский зритель лучше понимает глубокий смысл моих работ, чем зритель датский«, — говорил Херлуф Бидструп.
За свои политические взгляды и принципиальное нежелание отказаться от них, у себя на Родине он оказался изгоем, да и сейчас Херлуф Бидструп мало известен в Дании.
Зато его именем названа звезда, открыл новую звезду его внук астроном.
110 лет назад родился Херлуф Бидструп.