Херлуф Бидструп (дат. Herluf Bidstrup; 10 сентября 1912, Берлин — 26 декабря 1988, Аллерёд, Дания) — датский художник-карикатурист и общественный деятель, коммунист. Автор свыше 5 тысяч рисунков
Херлуфа Бидструпа знают и ценят не только его соотечественники в маленькой Дании, где он жил и работал. Творчество этого смелого и неутомимого художника-карикатуриста снискало уважение и признательность всех людей доброй воли, борющихся за освобождение человечества от пут капитализма, за свободу прогресс, демократию и счастье людей на всей земле.
Херлуф Бидструп — одаренный художник, удивительный знаток человеческой психики. Его рисунки отличаются остроумным, своеобразным решением, только ему присущим восприятием жизненных явлений, неповторимой художественной выразительностью.
Манеру своего творчества сам художник определяет так:
«Серии своих юмористических рисунков я стараюсь создавать так, чтобы их можно было «читать», как газету — слева направо. Персонажей этих рассказов я представляю читателю в действии, наподобие кинокадров без слов. От рисунка к рисунку я изображаю движения своих фигурок».
Бидструп высмеивает… Высмеивает мещанский образ жизни и мышления буржуазного общества, его лживую мораль и показную добродетель, неудержимую алчность, выкрутасы буржуазного модернистского искусства.
В его творчестве нет и намека на надоедливое нравоучение, назидание, но видна его острая сатира, бичующая пороки общества.
Херлуф был коммунистом и сочувствовал сражающимся за независимость народам. Партия была запрещена в Дании, и художник рисовал карикатуры для нелегальной газеты и открыток, отправляя заработанные деньги на поддержание коммунистической партии.
В его работах раскрывается суть классового общества и буржуазного строя, начинающего войны ради своих сверх прибылей.
Бидструп борется. В его рисунках отражены актуальные общественные и политические проблемы и идеи.Он борется против капиталистического хищничества, против тех, кто разжигает войны и угнетает народы.
Во время Второй Мировой войны его карикатуры становятся настоящим оружием изобличения олигархов и промышленников, зарабатывающих на военных заказах, на смерти солдат.
Хлёсткие изображения высмеивают хищнические цели и пороки капитализма. Его искусство борется против фашизма, политических авантюр империализма и жестоких, кровопролитных воин.
Лишь после Второй мировой газета компартии была легализована, а в 1952 году Бидструп посетил СССР, где его творчество сразу приобрело огромную популярность.
В Советском Союзе с глубочайшим уважением относились к творчеству Херлуфа Бидструпа. Его работы отмечены международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами».
Карикатуры Бидструпа, подчас отображающие лишь отдельные события обыденной и политической жизни, его рисунки никогда не устаревают, не теряют своей злободневности.
Художник находит образы отражающие свою эпоху, многие изображённые события и людей легко узнаваемы.
Каждый из нас встречал в жизни подобные ситуации, стоит лишь быть внимательным и замечать всё , что происходит вокруг нас в жизни.
В 1952 году Херлуф Бидструп впервые посетил СССР. Впоследствии он неоднократно бывал в СССР, встречался с советскими деятелями искусства и культуры.
Во многих городах Советского Союза организовывались выставки его карикатур. Не раз издавались и сегодня издаются сборники его не стареющих карикатур.
Популярность творческой деятельности Херлуфа Бидструпа продолжает расти и в наши дни.
В сотрудничестве с режиссёром-мультипликатором Львом Атамановым Херлуф Бидструп принял участие в создании мультфильма «Скамейка».
Драматургический мотив «скамейки», мимо которой, ненадолго задерживаясь, проходят самые различные люди. Сюда приходит спать, подстелив газету, бездомный. Идут школьники и рабочие, дворник и пьяница. Устало дремлет, оперевшись на свою палку, пожилой господин, а птицы тем временем «разбирают» верх его соломенной шляпы, строя из него на соседнем дереве гнездо.
Мультфильм «Скамейка» был удостоен особого приза за «анимацию» («одушевление») международным жюри на кинофестивале в Мамайе (1968).
Совместно с X. Бидструпом и по его рисункам Л. Атаманов сделал еще одну картину — антивоенный фильм-плакат: «Это в наших силах».
Ненадолго скамейка оказывается во власти молодёжи, лихо отплясывающей твист и разбредающейся попарно в разные стороны.
С немолодым и безразличным ко всему, кроме спиртного, мужчиной тщетно заигрывает тоже уже немолодая искательница приключений. Затем появляется пожилая супружеская пара, погружённая в свои сентиментальные воспоминания. Их заставляет очнуться от этих идиллических снов грубый окрик полицейского.
Многие сюжеты и рисунки Бидструпа нашли яркое воплощение в мультфильме «Скамейка» (1967), совместной работе с режиссером Львом Атамановым, одним из самых опытных и талантливых мастеров советской рисованной мультипликации.
В Советском Союзе ожили на экране рисунки Бидструпа и стал еще заметней главный герой его карикатур — Лирика. «Скамейка» выступает в фильме, как символ жизни, где старость сменяется молодостью, грубость комична, а любовь вечна.
Над скамейкой появляется огромный сказочно-романтический месяц, и ею овладевают молодые влюблённые. Их сменяет все тот же бездомный понурый человек, которому негде спать, — ему скамейка принадлежит ночью.
Несколько комических историй, увиденных и зарисованных X. Бидструпом, превратились в драматургический цельный и глубокий по мысли мультфильм.
Мультипликация способна быть наблюдателем социально зорким и художественно действенным не только в плане гротескного, преувеличенного образа, но как размышление художника-карикатуриста с пером в руках, словно невзначай подсмотревшего несколько случайных уличных сценок.
Удивительно прост и выразителен мультипликационный рисунок Херлуфа Бидструпа, рассказывающий нам различные истории из жизни.
Размышления художника многообразны и эмоциональны — в них смешаны трогательное и смешное, грусть и издёвка, ирония и гнев, ярость сатиры и мягкий юмор.
В этих эмоционально ярких, волнующих и запоминающихся, при всей своей кажущейся мимолётных образах перед нами проходит целый мир, увиденный вдумчивым художником.
В воображении художника возникает композиция, которая складывается из многочисленных характерных деталей, зарисовок отражающих различные смешные, забавные или печальные ситуации.
Датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп мастер с добрым сердцем, любовью к людям и острым глазом психолога, стал «чрезвычайным и полномочным послом смеха» в современном обществе, как назвал его один из искусствоведов.
Художник тонко сочетает трогательное и смешное, гнев и ярость сатиры и мягкий юмор.
«Для меня такая поездка — это поездка из прошлого в будущее», — говорил Херлуф Бидструп, посетив Москву в 1964 году.
Об СССР он так и говорил: «Здесь люди добрые, одеты красиво, а дети съедают столько мороженого — «снег» в переводе с датского, что его просто не останется на зиму.»
«В Дании — это привилегия высшего класса, пить шампанское для нас поразительно, когда люди в простой одежде, после работы пьют шампанское», — делился впечатлениями от поездки в Москву Херлуф Бидструп.
«У него нет злобы — вот что отличает его работы. Он хорошо понимает, да таков человек. И человек видит себя со стороны. Почему реакция мгновенная — потому что эффект узнавания», — говорит режиссер-мультипликатор, народный артист России Юрий Норштейн.
«У меня создалось впечатление, что советский зритель лучше понимает глубокий смысл моих работ, чем зритель датский«, — говорил Херлуф Бидструп.
За свои политические взгляды и принципиальное нежелание отказаться от них, у себя на Родине он оказался изгоем, да и сейчас Херлуф Бидструп мало известен в Дании.
Зато его именем названа звезда, открыл новую звезду его внук астроном.
110 лет назад родился Херлуф Бидструп.