18 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения гениального и всенародно любимого, скромного и бесконечно доброго советского актера и артиста цирка Юрия Никулина. Страна узнала и полюбила Юрия Никулина как комедийного киноактера, снявшегося в десятках фильмах, ставших классикой, а его роли в кино навсегда вошли в историю отечественного кинематографа.
А ещё Юрий Никулин говорили, что его лицо не подходит для кино, однако он завоевал всенародную любовь зрителей…
Первая роль Никулина в кино состоялась в 1958 году музыкальной комедии «Девушка с гитарой» в фильме, режиссера Файнциммера. Никулину досталась роль пиротехника, который показывает отборочной комиссии свой коронный номер — фейерверк.
На успешный дебют Никулина обратил внимание другой режиссер с «Мосфильма» — Юрий Чулюкин. Он предложил артисту роль пройдохи Клячкина в своей комедии «Неподдающиеся».
Знаменитым в мире кино Юрий Никулин стал в начале 60-х благодаря короткометражке Леонида Гайдая «Пёс Барбос и необычный кросс». При первой же встрече, внимательно оглядев актера со всех сторон, Гайдай сказал:
«В картине три роли. Все главные. Это Трус, Бывалый и Балбес. Одну хотим предложить вам».Своим же ассистентам он заявил: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин — идеальный балбес».
Короткометражный фильм породил уникальный эксцентрический феномен трёх героев-масок советского кинематографа — Балбеса, Труса и Бывалого, принеся настоящую славу легендарной троице: Никулин — Вицин— Моргунов.
Леонид Гайдай в 1961 году вновь использовал их в своей новой короткометражке, которая называлась «Самогонщики». А идею этого фильма подбросил Гайдаю Юрий Никулин. Троица постепенно превращалась в культовый символ советского кинематографа…
В 1961 году Юрий Никулин снялся в одной из лучших своих картин – фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». Это была первая драматическая роль актера. Никулин сыграл Кузьму Кузьмича Иорданова, который, потеряв во время войны семью, совершенно опустился. Режиссёр попросил его:
«Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! Будьте сами собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет…»
Фильм «Когда деревья были большими»вышел на экраны страны в 1962 году, вызвав большой успех у зрителей. Именно после этого фильма режиссеры изменили отношение к Юрию Никулину. Они увидели в нём актера, который способен играть не только комические роли типа Балбеса, но серьезные драматические роли.
В 1962 году Леонид Гайдай снял Никулина в роли жулика в картине «Деловые люди» по новеллам О. Генри. Затем актер появился в лирической комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» и еще в нескольких картинах.
В 1964 году режиссер Семен Туманов предложил Юрию Никулину роль лейтенанта милиции Глазычева в киноповести «Ко мне, Мухтар!»
Во второй половине 60-х годов Юрий Никулин вновь снялся в роли Балбеса в комедиях Леонида Гайдая. Первоначально это была новелла в киноальманахе «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», а затем знаменитая троица, наконец, появилась в полнометражном фильме «Кавказская пленница».
«Кавказская пленница» стала лучшей комедией, где снялась троица Никулин — Вицин — Моргунов. Практически все фразы и скетчи из фильма «ушли в народ».
Простоватый Балбес — король смешных эпизодов, реплики которого становились крылатыми. Многие фразы и афоризмы ушедшие в народ Юрий Никулин придумал сам. В народ уходили и песни, исполненные Никулиным на экране. Это песни про султана, паровоз, и, конечно, про зайцев.
В 1966 году, как раз между съемками в «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» Никулин снялся в серьезной драматической роли монаха Патрикея в знаменитой картине «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского.
В 1969 году Леонид Гайдай сделал фильм «Бриллиантовая рука» специально для Юрия Никулина. Впервые Гайдай доверил Юрию Никулину роль не жулика, алкоголика, балбеса, а тихого и скромного экономиста, фронтовика, семьянина Семена Семеновича Горбункова.
Феерический каскад трюков, шуток, музыкальных номеров в исполнении блистательных комедийных актеров. Все мы любим этот прекрасный фильм, добрая половина фраз из которого перешла в разряд «народных». В фильме не было гайдаевской троицы, но был не менее гениальный дуэт — Андрей Миронов и Анатолий Папанов.
Искрометный юмор, тонкая ирония режиссера. Тот самый фильм, который знаешь наизусть, но не переключаешь канал. Комедию «Бриллиантовая рука» можно по праву считать лучшим художественным фильмом Леонида Гайдая.
В 1970 году Никулин сыграл роль дворника Тихона в комедии «Двенадцать стульев».
В 1971 году Никулину довелось сыграть следователя прокуратуры Мячикова в комедии «Старики-разбойники».
В фильмографии Юрия Никулина не только комедийные роли.
В 1974 году Сергей Бондарчук доверил Никулину роль солдата Некрасова в фильме «Они сражались за Родину».
В 1975 году режиссер Алексей Герман пригласил Никулина на драматическую роль военного журналиста Лопатина в фильме «Двадцать дней без войны» в актерском дуэте с Людмилой Гурченко .
Юрий Никулин был уникальным артистом. Он сочетал в себе и драматического актера и клоуна. Он не мог отказаться ни от цирка, ни от кино.
То, что Юрий Никулин работает в цирке клоуном, для многих было откровением. Клоун и балагур, Юрий Никулин играл в школьной самодеятельности и мечтал стать артистом. Он прошёл трудный путь ради мечты — делать людей счастливыми, ведь он умел рассмешить кого угодно. Его призвали в армию сразу после окончания средней школы, служил семь лет, воевал сначала в Финской войне, и затем прошёл всю Великую Отечественную войну. О своей воинской службе он вспоминал:
«Ко мне поначалу некоторые относились с иронией. Больше всего доставалось во время строевой подготовки. Когда я маршировал отдельно, все со смеху покатывались. На моей нескладной фигуре шинель висела нелепо, сапоги армейца смешно болтались на тонких ногах юноши…»
Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде взвод Никулина отражал огнём из зениток по фашистским самолетам, которые прорывались к Ленинграду, закидывали Финский залив глубинными минами. В составе зенитной батареи Никулин воевал до весны 1943 года, дослужился до звания старшего сержанта.
«Его комбат вызвал и говорит: «Я тебя представил к ордену, но пока дойдёт, пока подпишут, убьют не дай Бог. А орден «За отвагу» я сам могу дать». Было такое право у командира. Вот эта медаль», — рассказал сын Юрия Никулина, директор цирка на Цветном бульваре Максим Никулин.
Затем он дважды побывал в госпитале – после воспаления легких и после контузии. Служа в армии, он принимал активное участие в художественной самодеятельности. Считал своим долгом выводить людей из депрессии и уныния. Его однополчане были просто в восторге от комического таланта Никулина. «Юрка, тебе надо в артисты!» — говорили сослуживцы.
Вернувшись с фронта летом 1946 года Юрий Никулин попытался поступить во ВГИК. Сейчас это звучит смешно, но ему отказали:
«В вас, конечно, что-то есть, но для кино вы не годитесь. Не тот у вас профиль, который нам нужен. Скажем вам прямо: вас вряд ли будут снимать в кино. Это мнение всей комиссии.»
Никулин поступил на курсы клоунады при цирке на Цветном бульваре. На арену он вышел уже прожив целую жизнь на фронте и имея нешуточный багаж боевого и жизненного опыта.
В цирке Юрий Никулин встретил и свою будущую супругу Татьяну. Она была ветеринаром, привела на представление лошадь, под которую и попал Никулин во время номера, и оказался в больнице. Девушка навестила артиста в палате, а через полгода они поженились, позже и сама Татьяна стала выходить на арену вместе с мужем.
Цирк на Цветном бульваре был его родным домом, в котором не просто работают, а живут. В кабинете Юрия Никулина висит портрет Чарли Чаплина, которого он считал величайшим комиком, сотни сувениров привезенных с цирковых фестивалей по всему миру и награды.
Люди хотели увидеть киноартиста не только на экране телевизора, но и в живую в цирке.
Один из лучших клоунских дуэтов в истории — Юрий Никулин и Михаил Шуйдин выходили на арену в течение рекордных 30 лет. За годы творчества, репризы Юрия Никулина и Михаила Шуйдина стали классикой циркового искусства. Рабочие, которые несут бревно на съёмочной площадке — один из самых знаменитых номеров клоунского дуэта. Порою, смеяться публика начинала, просто когда Никулин выходил на арену цирка.
«Это высший пилотаж, когда человек ни сказав ни слова может быть очень смешной, и как раз Никулин это прекрасно делает», — рассказал Генеральный директор Большого Московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный.
Однажды Никулин решил, что больше не может быть клоуном, и ушел, но не на пенсию. В 1984 году Юрий Владимирович был назначен на пост директора Московского цирка и занимался строительством цирка.
«Он был удивительным и не меркантильным человеком. Я помню, как он приходил к председателю Совмина Рыжкову и просил достроить цирк и он так просил, что отказать было нельзя. Хотя ему и просить особо не надо было, потому что любовь к нему была такая, и прежде всего за счёт скромности и деликатности», — вспомнил Народный артист России Геннадий Хазанов.
Здание цирка на Цветном бульваре Юрий Никулин построил для своей труппы и теперь этот цирк носит имя Никулина.
В январе 1997 года в интервью газете «Совершенно секретно» Юрий Владимирович признался:
«Про меня уже врут, пишут: великий клоун. Это про меня. Но какой «великий», когда клоуны были лучше меня. Лёня Енгибаров вобрал в себя многое великое, что полагалось нашему веку. Да, мы были хорошими клоунами, добротными клоунами. Но популярным меня сделало кино. Публика видела во мне Балбеса, и я публике подыгрывал. Я не считал Балбеса отрицательным героем, я его любил: странного, неунывающего, добродушного. Когда предлагали играть предателей или шпионов, я отказывался…»
Человек с большим и добрым сердцем. И именно сердце великого клоуна не выдержало. Известнейшие специалисты страны находились рядом с ним днём и ночью, использовались лучшие в мире медикаменты и самая совершенная аппаратура, все усилия оказались тщетными. Чуда не произошло — 21 августа 1997 года в 10 часов 16 минут утра сердце Юрия Никулина остановилось…
Великого клоуна провожала вся Москва, как никого до этого. Очередь на арену цирка, где проходило прощание, стояла три дня. Голос Юрия Никулина и сегодня звучит в цирке на Цветном бульваре. Именно он объявляет о начале представления. Великий клоун, которому исполняется ровно 100 лет, будто и сам незримо присутствует под куполом легендарной арены цирка на Цветном бульваре.