Любимой музой, другом и помощником французского художника Анри Матисса более двадцати лет жизни оставалась Лидия Делекторская.
Осенью 1932 года, Лидия Делекторская пришла в мастерскую знаменитого художника Матисса по объявлению: «Художнику требуется ассистент», в то время Анри Матисс работал в Ницце над большим полотном «Танец»….
22-летняя девушка уже успела испытать голодное и сиротское детство на родине в Томске в годы русской революции и Гражданской войны, пожить в семье тётушки в Харбине, в Маньчжурии и, переехав во Францию, неудачно выйти замуж за русского эмигранта, с которым его связывал только родной русский язык и тоска по России.
Оказавшись в мастерской и доме Матисса, Лидия Делекторская готова была выполнять любую работу по дому, быть ассистенткой и натурщицей французского художника.
Обладающая естественной красотой Лидия, уроженка Сибири, вскоре стала олицетворением идеала женской красоты Анри Матисса, тонкого ценителя женственности и красоты, воспетой на его чувственных полотнах.
Если первые модели Матисса были смуглые и темноволосые южанки, то появившаяся в его доме белокожая, тихая голубоглазая блондинка, ошеломило его необычайной грацией неторопливых движений. Художник вдруг неожиданно для себя прозрел, глядел и изумлялся, увидев в Лидии ту неизведанную и экзотическую, страстную красоту, что открылась ему, и которой он не переставал восторгаться до конца своей жизни.
Анри Матисс разглядел в этой юной молчунье, так естественно и непринуждённо умевшей класть голову на руки, скрещенные на спинке стула, умевшей с особой русской грацией рук подхватывать копну своих светлых, слегка вьющихся волос. Художника впечатлило её одухотворённое живое лицо, грустные глаза, в которых порой отражалась глубинная славянская грусть по родине, её ясный профиль и благородная грациозная осанка, увидев которую уже трудно забыть.
Лидия стала для Матисса не только терпеливой моделью, долгими часами безмолвно позирующей художнику, но и преданным другом, необходимым ему во всём. Лидия терпеливо ухаживала за его женой во время болезни, вела все домашние дела, создавая уют в семье и доме, была пунктуальным и аккуратным секретарём. Матисс не скрывал ни привязанности к Лидии, ни полной своей зависимости от неё.
Матиссу тогда было 63 года, а Лидии всего 22 года.
В молодости художнику Анри Матиссу тоже довелось испытать немало трудностей и лишений, он хорошо знал истинную цену деньгам, заработанным честным трудом.
Прекрасно понимая, что у Лидии нет больше никакого другого дохода, кроме работы в его доме и мастерской, Анри Матисс ежегодно преподносил Лидии ко дню её рождения и Новому году в качестве подарка один из своих рисунков. Этими рисунками великий художник хотел обеспечить её будущее, ведь, он был уже немолод , а она по-прежнему оставалась одинокой, да к тому же безо всякой материальной поддержки в чужой стране.
С начала 1935 года до лета 1939 года, Лидия почти ежедневно позировала для Анри Матисса, и художник написал множество рисунков, эскизов, набросков и около 90 картин. Во многих произведениях Анри Матисса мы легко узнаём воздушный образ прекрасной славянки с большими миндалевидными глазами, волевым подбородком, округлыми плечами, удивительной природной красотой лица и особой грацией движений.
Этот высоко духовный союз двух чутких, тонко чувствующих друг друга людей — юной Музы и модели, боготворившей своего Мастера, и стареющего Художника, боявшегося спугнуть свою вдохновительницу Музу, обогатил мировое искусство десятками картин, рисунков, скульптур. Этот творческий союз славянской Музы и великого французского художника, невольно, но бескомпромиссно разделил жизнь Лидии на «до» и «после».
До встречи с Матиссом у Лидии было почти стершееся из памяти детские годы в Томске, раннее сиротство, эмиграция в чужую страну, жизнь впроголодь. А «после» встречи с Мастером в жизни Лидии был только Он и его Искусство, постепенно захватившее всю её жизнь. Искусство переполняло Лидию настолько, что она просто не могла владеть им одна, и она щедро делилась тем, что имела со своей исторической родиной.
Всё, что выставлено сейчас в Двенадцати колонном зале Нового Эрмитажа, подарено Эрмитажу Лидией Николаевной Делекторской.
Многие задаются вопросом, была ли Лидия Делекторская женой художника Анри Матисса. На это она сама ответила в одном из своих писем.
«… Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».
Сказано это очень по-русски, известно, что на Руси муж называл жену «светом его очей», а жена называла мужа — «Душа моя», именно такую душевную связь с Мастером чувствовала Лидия всю жизнь.
Матисс дожил до 85-летнего возраста в гармонии с собой и миром, а когда он умер, смысл жизни для Лидии был потерян, но оставались его картины, рисунки, воспоминания, и духовная связь с Мастером.
Лидия Николаевна Делекторская умерла в 1998 году в Париже, урна с её прахом была привезена на родину, в Россию и покоится на сельском кладбище в Павловске под Петербургом. На памятнике Лидии Делекторской надпись: «Матисс сохранил её красоту для вечности».