Сакский тренажёр НИТКА для подготовки лётчиков корабельной авиации

Нитка Саки аэродром военный

«НИТКА» — Наземный Испытательный Тренажёр Корабельной Авиации.
Учебно-тренировочный комплекс, предназначен для отработки лётчиками корабельной авиации техники взлёта и посадки самолёта на палубу авианосца. Тренажёр НИТКА позволяет выполнять испытания новых самолётов и корабельных авиационно-технических средств до их допуска к опытно-испытательной эксплуатации с палубы настоящего авианосца.
Полигон НИТКА представляет собой наземный комплекс корабельных средств укороченного взлёта и посадки самолётов.

Полигон НИТКА сформирован 1 сентября 1980 года. Первое его название — ИУТК КА ВМФ СССР (Испытательный учебно-тренировочный комплекс корабельной авиации Военно-Морского Флота СССР).

План строительства комплекса утвержден 30 апреля 1976 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР по намеченной программе постройки в 1978—1980 годах двух «больших крейсеров с авиационным вооружением проекта 1153 с водоизмещением корабля до 65000 тонн с атомными энергетическими установками, двумя катапультами и аэрофинишерами».
Строительство наземного учебно-тренировочный комплекс корабельной авиации ВМФ СССР на аэродроме Саки в Крымской области было аналогом американского центра „Лэйкхерств штате Нью-Джерси.

Корабельные средства наземного комплекса: взлётно-посадочный блок (ВПБ) с аэрофинишерами, трамплин, катапульта. Габариты ВПБ эквивалентны габаритам лётной палубы тяжёлого авианесущего крейсера „Адмирал флота Советского Союза Кузнецов“.Нитка - Наземный испытательный тренир

В СССР НИТКА обеспечила испытания самолётов и корабельных авиационно-технических средств для первого тяжёлого авианесущего крейсера проекта 1143.5.
Во времена СССР комплекс обеспечивал испытания самолётов и корабельного оборудования для первого тяжёлого авианесущего крейсера, а также подготовку лётного и инженерного состава военноморской палубной авиации.

В июле 1982 г. на комплексе НИТКА начались первые испытания прототипов палубных Су-27 и Миг-29.
21 августа 1982 г. лётчик-испытатель ММЗ им. А. И. Микояна А. Г. Фастовец выполнил на МиГ-29 первый взлет с экспериментального трамплина. 28 августа 1982 г. лётчик МЗ им. П. О. Сухого Н. Ф. Садовников на Т10-3 выполнил первый взлет с трамплина с задержников.

30 августа 1984 года В. Г. Пугачёв на самолёте Т-10-25 впервые выполнил посадку на посадочный блок БС-2 с зацепом за трос аэрофинишера и с использованием ОСП „Луна-3“.

Нитка Новофедоровка аэродром

В августе 1986 года на базе комплекса образован Центр боевого применения корабельной авиации, подчинённый Николаевскому ЦБП и ПЛС морской авиации ВМФ СССР.

В период с 1986 года по 1991 год на комплексе НИТКА были проведены испытания разгонного устройства (корабельной катапульты). Произведено 753 пуска катапульты, из них 165 холостых.

В декабре 1988 г. экипаж в составе лётчиков-испытателей И. В. Вотинцева и А. В. Крутова выполнил на комплексе первую аэрофинишную посадку на самолёте Су-25УТГ.

В 1989 году по итогам испытаний сделано заключение о возможности посадки истребителя на палубу корабля и запуска самолёта Су-27К в серийное производство. Испытательные полёты выполняли летчики-испытатели: Вотинцев И. В., Пугачев В. Г., Фролов Е. И., Мельников С. Н., Крутов А. В., От ВВС Лавриков А. В., Фокин А. И. Сёмкин Ю. А., Россошанский В. А.

1 ноября 1989 года специалисты комплекса приняли участие в подготовке первой аэрофинишной посадки самолёта Су-27К на палубу ТАВКР „Тбилиси“. По данным вахтенного журнала посадка самолёта Су-27К (Т-10К-2) бортовой номер № 39 состоялась в 13ч. 46 мин в точке с координатами: широта 45° 02′ 6» с.ш., долгота 33° 11′ 8″ в.д. (Каламитский залив, южнее мыса Евпаторийский), в условиях пасмурной погоды (ветер 8 м/с, 260 град.; волнение моря — 1 балл; видимость — 4,6 мили; облачность 9 баллов). Самолёт пилотировал летчик испытатель ОКБ Сухого Пугачёв Виктор Георгиевич.

К концу 1991 года по программе государственных испытаний палубного самолёта Су-33 было выполнено более 80 полётов. Подготовлено два первых строевых лётчика Апакидзе Т. А. и Яковлев А. П., выполнивших первые самостоятельные посадки на ТАКР «Адмирал Кузнецов» 26 и 27 сентября 1991 года.

17 марта 1992 года Министр обороны Украины своим приказом подчинил комплекс НИТКА Государственному авиационному научно-испытательному центру ВВС г. Феодосия.

нитка в Саках

1 февраля 1994 года комплекс переформирован в испытательный полигон взлётно-посадочных систем НИТКА.

8 июля 1994 г. подписан контракт об использовании комплекса в интересах РФ от заказчика — государственная компания «Росвооружение» от исполнителя — ВВС Украины. В июле 1994 года на полигоне возобновилась подготовка личного состава морской авиации ВМФ РФ

7 февраля 1997 г. подписано Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации «Об использовании полигона взлётно-посадочных систем «Нитка», министрами обороны Родионовым Н. и Кузьмуком А. И. За оказание услуг военного назначения в подготовке лётного состава и проведении испытаний авиационной и морской техники Российской Федерации Украина получает документацию, запасные части, агрегаты и комплектующие изделия к самолётам типа «Су» на сумму, эквивалентную затратам Украины на поддержание полигона в исправном состоянии.

7 июля 1998 года на полигоне НИТКА находилась делегация командования авиационных систем ВМС США.

3 сентября 1999 года совершена первая посадка на аэрофинишер полигона самолёта Су-27КУБ (Т10КУБ-1) бортовой № 59. Экипаж В. Г. Пугачёв, Р.Кондратьев. Главный конструктор К. Х. Марбашев.

9 августа 2008 года МИД Украины — в связи с российско-грузинским конфликтом — выступил с заявлением о нецелесообразности дальнейших тренировок российских летчиков на тренажере в Крыму.

нитка в ейске

В августе 2010 года главком ВМФ Владимир Высоцкий заявил о строительства аналога НИТКА на территории РФ в Ейске. В сентябре 2010 году тренировочные полёты морской авиации ВМФ РФ возобновились.
С февраля 2011 года в Ейске началось формирование учебного центра морской авиации аналог комплекса НИТКА, запустили осенью 2013 года.

В 2012 году Министерство обороны РФ перечислило на валютный счёт МО Украины 1 млн 373 тыс. 809 долларов США в качестве оплаты за ранее предоставленные услуги по использованию полигона НИТКА.

В марте 2014 года комплекс палубной авиации «НИТКА» вошёл в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, над комплексом был поднят флаг Российской Федерации.
Начальник учебно-тренировочного комплекса НИТКА— полковник Зырин Александр Юрьевич

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org