У Сакского химзавода был очень солидный предшественник: Сакские соляные промыслы графа Ивана Петровича Балашова (1842–1919).
Сама по себе добыча самосадочной поваренной соли было традиционным занятием ещё с античных времён, добыча соли продолжалась и в средние века, как крымское ремесло.
В эпоху раннего российского капитализма XVIII и XIX веков на Сакском озере, которое в те времена было ещё единым водным объектом, соль добывали дедовским способом по 5-6 самостоятельных промышленников, получивших в откуп отдельный участок озера.
В 1883 г. в работе Сакских промыслов произошли значительные изменения в соледобыче и эксплуатации озера, стремительно изменившие инфраструктуру водоема и облик глухого села Саки. В 1883 году новым хозяином Сакского озера стал крупный промышленник, принадлежащий к высшим военно-аристократическим кругам России граф Балашов, соратник премьер-министра Российской империи Петра Столыпина. Самым главным качеством Ивана Балашова была его творческая, новаторская предприимчивая натура, умеющая найти источники дополнительных капиталов.
К началу XX века Балашовы стали крупными земле- и заводовладельцами. Балашовым принадлежали 522 тысячи десятин земли, а также многие заводы. В Таврической губернии граф Балашов владели соляными промыслами на Сакском озере и на Сиваше.
Став новым хозяином Сакского озера за очень большую по тем временам годовую арендную плату 112 тыс. рублей. Иван Балашов внёс коренные изменения в технологию соледобычи, перестроив её по самому передовому в то время образцу южнофранцузских промыслов Камарги в Провансе. Для реконструкции предприятия Сакских соляных промыслов были приглашён известный инженер-гидротехник Андрей-Людвиг Владимирович Конради (1853–1898), назначенный управляющим, и инженер-химик А.Русте.
В своей книге «Сакский соляной промысел егермейстера И. П. Балашова в Крыму» (С.-Петербург, 1896 г.) Андрей Конради сообщает:
В 1886 г. вдоль всего промысла построена конно-железная узкоколейная дорога протяженностью восемь верст, выходящая на морскую пристань. Бугры добытой соли размещали вдоль этой дороги. Прямо с бугра в пятипудовых мешках по 100 пудов на вагонетку грузили соль. В поезд, состоящий из двух вагонеток, впрягалась лошадь, которая доставляла груз на весовой помост пристани. Дальше соль грузили в баркасы и на суда. Провозоспособность этой дороги, при 100 вагонетках, составляла до 50 000 пудов в день.
В короткое время Сакское озеро было превращено в сложный комплекс гидротехнических сооружений. Подготовлены и очищены от донных илов промышленные бассейны (ныне Накопитель-Испаритель и Ковш). За несколько лет построены капитальные дамбы на Сакском озере, существующие и ныне, и каналы для усиления запаса солей из озера Сасык-Сиваш и Чёрного моря.
Вдоль территории Сакского соляного промысла проведена конно-железная узкоколейная дорога длиной 9 км, по которой ходили 100 вагонеток общей грузовой мощностью более 50 тыс. пудов в день.
Сакское озеро было соединено каналом с Сасык-Сивашем, что позволило самотёком питать соляные бассейны свежей рапой, используя то, что озеро Сасык-Сиваш по уровню на 0,7 м выше Сакского озера. Каждую весну на сбор соли прибывали рабочие Орловской, Тульской, Черниговской, Полтавской, Подольской, Херсонской губерний. Добыча составляла до 3 млн, а иногда и до 5 млн пудов высококачественной соли в год.
Полученные немалые доходы от соляного промысла граф Балашов расходовал на расширение и модернизацию производства, а также благоустройство сакского поселения. Были пробурены артезианские скважины для водоснабжения. Возводились дома для служащих и рабочих промысла.
Появились церковь и первое общеобразовательное учреждение — церковно-приходская школа. Строились дороги, озеленили село и окружающую степь — 300 десятин лесопосадок.
Первая мировая война внесла свои коррективы во все сферы жизни государства. С начала войны Иван Балашов задумал на сырьевой базе соляных озёр организовать производство жидкого брома, и уже к 1916 году появилась первая опытно-промышленная установка. Не обошлось и здесь без участия французских союзников по Антанте. Для руководства работой был командирован инженер Жозеф Русте, сын инженера-химика А. Русте, работавшего на заводе. Оборудование для сакского химзавода доставлялось из Франции. Строительство здания и монтаж первого в России бромного производства в составе шести бромных колонн с производительностью до 650 кг в сутки жидкого брома, и отделения выработки бромбензилцианида, было подготовлено к пуску осенью 1916 года.
Бром (от др.-греч. βρῶμος — «зловонный», «вонючий») — химический элемент с атомным номером 35, представляет собой красновато-бурую едкую жидкость, обладающую острым, тяжело переносимым запахом, напоминающим йод и хлорку.
В то же время к работам подключился известный петербургский химик, ученик великого Менделеева — профессор В. Ильинский. Российских знатоков столь сложного производства не было, в состав бригады местных специалистов привлекали образованных людей того времени.
Усилиями такой разношерстной группы в течение осени 1916 — весны 1917 года было выработано около 15 тонн первого российского чистого брома.
Следует отметить, что начало производства брома было вызвано не просто извлечением нового вида прибыли для промышленника Балашова, тогда это было необходимой мерой для усиления обороноспособности России. Дело в том, что в сражениях первой мировой войны Германия — лидер мировой химии — разработала и впервые успешно применила для «эффективного» убийства русских, французских и английских солдат отравляющие вещества на основе бромных соединений. Создание своего бромного производства было необходимой мерой обороны и защиты людей, а балашовские промыслы — наиболее подходящей и подготовленной сырьевой базой, расположенной на крымском берегу Чёрного моря.
Дальнейшие разрушительные события различных великих и мелких революций и последующих смутных времён прервали начатые работы. Солепромыслы и завод были разворованы и разрушены.
После Первой мировой войны стало понятно, что России нужно своё химическое оружие, и было решено сделать его у нас, в Крыму во «всероссийской кузнице здоровья», и рядом с «всесоюзной детской здравницей». Рапа, особая водоросль Сакского озера, идеально подходит для создания брома. Ни у кого и в мыслях не было навредить курортному строительству в грязелечебнице в Саках и «всесоюзной детской здравнице» в Евпатории, вредили бездумно!
Бром использовали не только как химическое оружие. В СССР соединения брома применялись для обеззараживания зерна, одежды и древесины. Да и сам завод был не только градообразующим – это был ещё и стратегический объект всей страны.
В начале Второй мировой войны Сакский химзавод эвакуировали за Урал, где было в кратчайшие сроки налажено производство. Война закончилась – химзавод в Саках восстановили, и он стал градообразующим предприятием, и кормил весь город. Более 2 тысяч предприятий Советского Союза получали продукцию Сакского химического завода. Продукцию Сакского завода закупали в Венгрии, Румынии, Англии, Бельгии, Франции, Финляндии, Индии,
В ЮНЕСКО небольшому населенному пункту с населением около 25 тысяч человек, при СССР разрешили производить отравляющие вещества. Такую квоту от ЮНЕСКО получили два завода в мире – Сакский завод и завод в Израиле, который работал на базе рассолов Мёртвого моря. Но наш бром, как говорят жители города, был лучше.
На Сакском химзаводе в разные годы СССР производили магнезиальный огнеупорный кирпич, ядохимикаты, перекись водорода, соду и другие вещества. При Украине это был государственный химический завод единственный производитель бромистого метила в СНГ.
С 2000 года на украинском Сакском химзаводе было полностью прекращено производство перманганата калия и перекиси водорода, а с октября 2002 года — бромистого метила. Долги предприятия составляли около 17 миллионов гривен. После того как предприятие было решено ликвидировать, оно перешло под управление Совета министров Автономной Республики Крым. К 2010 году от химзавода мало что осталось.
После 2014 года территорию Сакского химзавода более 50 га земли хотели рекультивировать, то есть очистить от химических отходов опасных для жизни, но пока в этом направлении ничего не сделано, все вредные химикаты разрушенного завода валяются на земле под ногами.