В ходе строительства трассы «Таврида» в районе поселка Зуя Белогорского района была обнаружена крупная карстовая полость. Крымский спелеолог, председатель Российского союза спелеологов Геннадий Самохин считает, что найденная пещера – самая большая в предгорном Крыму.
«Природный объект уникален. В Крыму нет пещер с такой морфологией, минералогией и палеонтологией . Мы сделали топографические съемки, и установили, что длина пещеры составляет 1015 метров. До этого самой большой предгорной пещерой в Крыму считалась Таврская в Бахчисарайском районе – 500 метров. А эта – уже километр, и это не предел. Замеры показали, что ещё дальше находится большая галерея, которая нами пока что не исследована», – рассказал специалист.
По информации Геннадия Самохина, пещера была обнаружена около месяца назад. Она состоит из нескольких магистральных галерей, соединенных между собой лабиринтовыми переходами. Средняя высота галерей пещеры составляет 6-8 метров, ширина – 4-5 метров. На некоторых участках высота пещеры достигает 12 метров, а ширина галерей — 8 метров.
По словам спелеолога Самохина, пещера интересна тем, что в ней находятся «чистые и красивые известняки нетипичной для Крыма формы». По всем критериям пещера заслуживает создания на её базе научного карстолого-спелеологического стационара.
Работающие на месте палеонтологи обнаружили в пещере большое количество фрагментов костей и зубов древних животных, в частности, мастодонтов (вымершие млекопитающие из отряда хоботных). Возраст останков оценивается приблизительно в 75-100 тысяч лет.
«В пещере найдено большое количество трубчатых костей животных, расщепленных вдоль. Животные обычно такого не делают. То есть возникла гипотеза, что это делал человек. Если мы найдем какое-то каменное орудие, то наше предположение о том, что в этой пещере жили древние люди, подтвердится», – отметил спелеолог.
Помимо спелеологов и палеонтологов, в пещере работают микробиологи и другие ученые. Для исследований находки планируется также привлечь специалистов из Москвы и Санкт-Петербурга.
Сложность заключается в том, что все галереи пещеры залегают в непосредственной близости от поверхности, а часть из них – прямо под дорожным полотном строящейся автомагистрали (около 150 метров), поэтому полотно трассы «Таврида» уже просело почти на метр. В выявленных галереях отмечены свежие обвальные отложения, вызванные обрушением свода залов под участками автодороги.
Как отметил Самохин, главная задача – сохранить пещеру и при этом обезопасить автотрассу «Таврида». Он заверил, что заказчик и подрядчик строительства трассы тесно взаимодействуют с учёными, с пониманием относятся к ситуации и внимательно относятся к рекомендациям специалистов.
«Заказчик приостановил работы на этом участке до того, пока мы не предоставим результаты спелеологичесских исследований. Заказчик и подрядчик ждут наших рекомендаций. Пока наиболее приемлемый вариант – устройство эстакады или мостового перехода над пещерой. Возможно, есть и другие пути, например, изменение маршрута трассы. Мы еще находимся в стадии разработки проекта рекомендаций. Пока что ведется активное обсуждение», – рассказал учёный.
У этого природного объекта крайне выгодное географическое положение для создания туристско-экскурсионного объекта и организации на его базе научного стационара.
«Мы понимаем, что трасса «Таврида» – это колоссальный трафик движения. Если бы мы смогли создать экскурсионный объект под условным названием «Пещера Трасса «Таврида» с созданием соответствующей туристической инфраструктуры (кемпингов, гостиницы и так далее), его посещаемость была бы чрезвычайно высокой», – убеждён Самохин.
Об уникальной находке спелеологи Крыма уже сообщили руководству Русского географического общества (РГО) и властям Республики. Специалисты попросили президента РГО Сергея Шойгу оказать содействие в исследовании пещеры и оказать помощь в организации на её базе спелео-туристического экскурсионного комплекса.
Найденную в зоне строительства трассы «Таврида» карстовую пещеру изучат специалисты, для этого по поручению главы Республики Сергея Аксенова будет создана специальная комиссия с участием ученых, представителей заинтересованных министерств и ведомств, заказчика и подрядчика для оценки сложившейся ситуации и принятию мер по недопущению аварий на данном участке после сдачи трассы «Таврида» в эксплуатацию.