Для мировой истории Крым стал известен за много веков до нашей эры. В древнейшие времена, полуостров называли Таврикой. Это название зафиксировал византийский историк VI века нашей эры Прокопий нз Кесарии. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» приводит несколько видоизмененную форму этого названия — Тавриания. Только в XII веке татары, завоевавшие полуостров, назвали Крымом греческий город Солхат (теперь Старый Крым), ставший центром их владений. Постепенно, на протяжении XIV—XV веков, это название распространилось на весь полуостров. Названия греческих колоний, возникших в Крыму в VI веке до н.э. нельзя считать самыми старыми крымскими топонимами. До прихода греков в Крым здесь проживали многочисленные племена, оставившие след в истории, археологии, и топонимике.
Крым принадлежит к тем немногочисленным местам на земле, где с незапамятных времен появились люди. Здесь археологами открыты их стоянки эпохи палеолита — раннего каменного века.
Учёные считают, что до начала расхождения народов — около 3700 г. до н.э. на всей территории Прикаспийских степей Восточной Европы и Западной Азии единым языком общения был Протоиндоевропейский язык, корни которого лежат в Ведическом санскрите.
Корни самых древних названий крымских мест, рек, гор, озёр следует искать в Прото-индоевропейском языке – ведическом санскрите: Крам — kram — крепость, опора, оплот, башня, вышка, пилон. (родственное слово в Др. Русском яз.: КРОМЪ – замок, укрепление, укромный, скрытый от…; Кромный – внешний край (кромка); КРОМА – край, кусок хлеба;) В корне слова Крам — kram — крепость, глагол «kR» и «krta» — создать, построить, сделать, то есть Крам и Кромъ — это рукотворное сооружение — Крепость, Кремль.
Историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности» Любора Hидерле утверждал, что «…среди упомянутых Геродотом северных соседей скифов не только невры … но и скифы именуемые пахарями и земледельцами … были, несомненно, славянами, которые испытывали влияние греко-скифской культуры». Геродот о праславянских племенах.
Первым известным нам из древнегреческих источников населением Крыма были Скифы, Тавры и киммерийцы, которые были родственны скифским племенам или фракийским.
Тавры (греч. «Ταύροις») — звучит как *Ταυρο-ρως (тавро-рус),что-то вроде «тавро-росы» (греч. Ταυρος — «бык», русск. тур, слав. *turь), *tur-ros– или *tur-rus-, от корня *ros/*rus– «белый», в том числе в составе сложения *tur-rus– «Тур светлый», греческого ξανθός — «светлый», «светловолосый». Весь крымский полуостров «Χερσόνησος Ταύροις» — Херсонесом Таврическим, то есть «полуостровом тавров», возможно, тавро-русы были коренными жителями Тавриды.
Во все времена население Крыма было пёстрым. На протяжении многих веков здесь жили и оставили памятники материальной культуры греки, скифы, готы, сарматы, гунны, хазары, славяне, печенеги, половцы, итальянцы, татары, караимы. Этот перечень может быть продолжен. Они поддерживали оживленные экономические взаимоотношения с античными Грецией и Римом, позднее — со средневековыми Византией, Русью, Персией, Египтом, городами Италии. За всю историю Чёрное море было известно под разными названиями.
Древние греки называли Чёрное море было Аксинским (Негостеприимным) или Скифским, Эвксинским (Гостеприимным), Русским морем, Синим и даже Святым морем. В античные времена греки называли скифов «аксейназ» (недружелюбные), море «аксейнос» – негостеприимное, оба слова сходные по произношению и по смыслу. Чувствуя враждебное отношение скифов к себе, колонизаторы Причерноморья — греки и генуэзцы называли Чёрное море — Скифским морем, то есть Понт Аксинский (Море Негостеприимное). Заметный след в истории полуострова оставили древние греки, основавшие на полуострове свои первые колонии в VII веке до нашей эры, крупные полисы — Пантикапей, столица Боспорского царства, Нимфеи, Мирмекий, Феодосия, Балаклава, Херсонес.
В юго-западной части Крымского полуострова, в 15 км от Севастополя, находится древний город Балаклава, имеющий богатую историю, насчитывающую более 2500 лет.
Балаклава с древнейших времён была мощной военной крепостью, созданной самой природой. Балаклавская гавань закрыта высокими скалами со всех сторон от морских штормов, а узкий вход в гавань надёжно защищает её от неприятельских вторжений с моря. В «Истории» Геродот сообщает о том, что в горах Тавриды жили многочисленные воинственные племена тавров, знающих толк в воинском искусстве.
В пределах днепровского Левобережья есть, два топонима древнего славянского вида – Перекоп, у Срезневского – Перекопь, возможная калька реликтового индо-арийского *кrtа – «сделанный (то есть – вырытый вручную)», отсюда происходит название Крым. Примерно в том же месте, у основания Крымского полуострова есть др.-русск. Олешье, один из «заселённых мест» у моря, которое с незапамятных времён – от геродотовской Гилеи (‘Y – «лесная») до нынешних Алешковских (!) песков – стойко донесло и сохранило образ этого «лесистого» пятачка среди окружающих безлесных пространств.
Название «Балаклава» происходит от слова «Бала» -bala — «власть, сила, мощь, энергия, сила, военная сила, войско, армия». Слово «Бала» происходит из Ведического санскрита (Риг-веды — RV). Возможно, название гавани «Бала+клава» — происходит от «Бала» — военная, «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») , то есть БалаКлава — Военная Крепость.
Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название гавани и военной крепости БалаКлава с именем сына скифского царя Скилура (II в. до н. э.) Палак — «сильны воин». Имена бога войны в древней Греции — Паллас (Pallas), эпитет богини Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости, и имя скифского царевича Палак — «воин», происходят от одного корня.
В V веке на обоих берегах Керченского пролива возникает могущественное Боспорское царство, жители которого состояли из представителей различных народов — греков-колонистов, скифов, меотов. Господствующая династия Спартакидов была фракийского происхождения, из фракийцев же состояла и царская гвардия. Праславянские корни культуры древних фракийцев. В Прото-индоевропейском языке лежат корни языка скифов, киммерийцев, греков, готов, именно поэтому находили общий язык и общие корни в культуре, допуская на полуострове взаимопроникновение культур и языковые заимствования, например, у германский племён — готов и праславянских племён — скифов, которые состояли в едином готском союзе племён в Крыму.
Роль готов в жизни Крыма была весьма значительной, так как даже в византийских средневековых источниках Крым называли Готией. Готский язык принадлежит к индоевропейской группе языков. Немногочисленные укрепленные остготские поселения сохранялись в Причерноморье в западной горной части Крыма, заселенной греками и подчиненной Византии, а также с V века в Приазовье на Таманском полуострове остготы в конце IV века оказались отрезанными нашествием гуннов и других кочевников в Причерноморье. Византийский Император Юстиниан I построил в Крыму для защиты поселений остготов (восточных готов) линию укреплений. В Тавриде (Крыму) был готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос), Феодоро, торговцев готов-трапезитов, живущих на «столовой горе» (близ Алушты).
В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. В Крыму долгое время сохранялся крымско-готский язык, восходящий к остготскому диалекту племён восточных готов, пришедших в Причерноморье и в Приазовье в 150 – 235 гг., и живших в соседстве с греческими переселенцами и скифами. Фламандский монах В. Рубрук, который свидетельствует в 1253 г., что готы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum — «язык таврический»).
Распространение власти киевских князей Древней Руси на довольно большую часть полуострова тесно и на продолжительное время сблизило население Крыма с древнерусским государством. Здесь были своеобразные ворота, через которые Киевская Русь выходила па общение со странами Востока. В первые столетия нашей эры в Крыму появились славяне. Их переселение на полуостров естественнее всего объяснять так называемым великим переселением народов в II—VII веках.
О славянах в Таврии время от времени вспоминают византийские источники. Но более полное представление об их жизни на полуострове ученые смогли получить, лишь начиная с эпохи Киевской Руси. Археологи обнаружили в Крыму остатки материальной культуры, фундаменты архитектурных сооружений, близкие к тем, которые строились в городах Киевской Руси. Более того, фресковые росписи и сама штукатурка крымских русских церквей по своему составу очень напоминает фресковые росписи киевских соборов XI-XII веков.
Многое о древнерусском населении Крыма становится известным из письменных источников. Из «Жития Стефана Сурожского» узнаем, что в начале IX века русский князь Бравлин завладел крымскими городами Корсунем (или Херсоном, так в средневековье стал называться Херсонес) и Судаком. А в середине того же века древние руссы надолго осели в Приазовье, овладев византийским городом Таматархой позднее Тмутараканью, столицей будущего древнерусского княжества Тмутаракань, часть земель которого простиралась в Крыму. Постепенно русское княжество распространяет свою власть северо-западную часть его на околицу Херсона, весь керченский полуостров.
Тмутаракансиое княжество сложилось в середине X века. Удаленное от других русских земель, оно находилось под постоянным давлением Византии, но сумело сохраниться. Удачный поход Владимира Святославича на Херсон в 989 году расширил древнерусские владения в Крыму. По русско-византийскому соглашению, Киевская Русь смогла присоединить к Тмутараканскому княжеству город Боспор с околицей, который получил русское наименование Корчев (от слова «корча» — кузня, нынешняя Керчь).
На Таманском полуострове был найден Тмутараканский камень, на которым была высечена надпись о том, что в 1068 году русский князь Глеб Святославович «мерил море по льду от Тмутараканя до Корчева. 10000 сажень и 4000 сажень».
Арабский географ Идриси называл Керченский пролив «устьем русской реки». Там ему был даже известен город с названием «Россия». Средневековые европейские и восточные географические карты Крыма зафиксировали немало топонимов, названий городов и поселений, свидетельствующих о давнем и продолжительном пребывании руссов в Крыму: «Косаль ди Росиа», «Россиа», «Росмофар», «Россо», «Россика» (последняя вблизи Евпатории) и др.
В конце XII века навала кочевников-половцев, завладевших степями северного Причерноморья, надолго отрезала Крым от Киевской Руси. Тогда же половцы уничтожили Тмутараканское княжество, по значительная часть русского населения удержалась на полуострове. Одним нз его опорных пунктов стал город Судак (русские название Сурож). Согласно сообщениям арабского писателя Ибн аль-Асира. В конце XII — начале XIII веков в Крыму жило много русских купцов и Чёрное море называлось море Русское.
Русскому населению полуострова, так же, как и представителям других местных народов, нанесло непоправимый удар завоевание полуострова монголо-татарами после 1223 года.