Море для Айвазовского было некой тайной мироздания, хаоса, рождения жизни, всепоглощающей стихией. Оно несло в себе огромное количество эмоциональных оттенков – от ласкового, спокойного, тихого, нежащегося под лучами предрассветного солнца, до штормового и опасного, несущего гибель всему живому.
Айвазовскому не нужно было стоять на берегу моря с мольбертом, пытаясь удержать его от порывов ветра, чтобы написать самый сильный шторм, ураган и бурю. Все свои морские пейзажи он писал в огромной мастерской своего дома, где ни одно окно не выходило в стороны моря. Во время работы ему не нужно было видеть само море, живописец знал все морские оттенки и все цвета, передающие настроение моря в любую погоду и время года, он рисовал только по памяти. Айвазовский много путешествовал, был замечательным наблюдателем, а прекрасная память помогала ему создавать морские шедевры дома.
На могильной плите Айвазовского написано: «Рожденный смертным — оставил по себе бессмертную память». Бесспорно, это так!
Известный критик, Александр Бенуа предлагал из шести тысяч морских и сухопутных пейзажей Ивана Айвазовского отобрать сотню лучших, а все остальные его работы сжечь, приравняв их к малярству.
«Одно имя Айвазовского сейчас же вызывает воспоминание о какой-то безобразной массе совсем тождественных между собой, точно по трафарету писанных, большущих, больших, средних и крошечных картин. Все волны, волны и волны, зеленые, серые и синие, прозрачные как стекло, с вечно теми же на них жилками пены и покачнувшимися или гибнущими кораблями, с вечно теми же над ними пасмурными или грозовыми облаками.- писал Бенуа, — Он разменял все свое большое дарование и свою истинно художественную душу на продажный вздор. Он перешел все границы приличия и сделался прямо типом «рыночного» художника, имеющим уже, скорее, что-то общее с малярами и живописцами вывесок, нежели с истинными художниками».
Мог ли вначале 20 века, искусствовед Александр Бенуа предполагать, что не пройдет и ста лет, как полотна прославленного мариниста будут продаваться на международных аукционах за миллионы долларов. Айвазовского можно смело назвать одним из самых значимых российских живописцев. Сегодня полотна великого мариниста стоят целое состояние. Тому подтверждение — Лондонские торги в 2004, 2006, 2012 года, ноябрь 2021 года.
1-е место — «Вид Константинополя и Босфора» (1856)
В 2012 году на лондонском аукционе торгового дома Sotheby’s был установлен рекорд для картин российского мариниста. Полотно под названием «Вид Константинополя и Босфора», передающее турецкий колорит, ушло в частную коллекцию за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на доллары составляло 4,1 миллиона, а на рубли — более 270 миллионов.
Айвазовский, назначенный в 1845 году на пост художника Адмиралтейства, посетил Стамбул в составе Средиземноморской географической экспедиции. Столица Османской империи произвела на художника неизгладимое впечатление. За несколько дней пребывания в Стамбуле художник сделал немало эскизов, послужившие основой для его 40 картин, которые художник написал на заказ правящему султану Абдул-Азизу. А спустя 10 лет живописец по памяти, как и большинство своих полотен, восстановит вид константинопольского порта и мечети Топхане Нусретие в своей работе «Вид Константинополя и Босфора».
2-е место «Американские суда у скалы Гибралтара» (1873)
«Американские суда у скалы Гибралтара» — вторая по дороговизне работа русского мариниста. В 2007 году эту картину продали с аукциона торгового дома Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов, что приравнивалось к 3,5 миллионам долларов. Эту картину Айвазовский также писал по памяти.
«Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину», — так художник говорил своем творческом методе.
Это «воспоминание» живописец также привез из путешествий к берегам британской колонии и хранил в памяти около 30 лет, прежде, чем перенес на полотно.
3-е место «Варяги на Днепре» (1876)
Картину Айвазовского «Варяги на Днепре» приобрёл частный коллекционер за 3 миллиона 300 тысяч долларов в 2006 году.
Сюжет картины – путь варягов по Днепру — главной торговой артерии Киевской Руси. На переднем плане картины – ладья, на которой стоят сильные и отважные воины, и среди них, судя по всему, сам русский князь. Героическое начало сюжета подчёркивается вторым названием картины: «Варяжская сага – путь из варяг в греки».
4-е место «Вид Константинополя» (1852)
Четвёртая картина-миллионер кисти Айвазовского – «Вид Константинополя», ещё одна картина написана в 1852 году по впечатлениям от поездки 1845 года. Её цена на аукционе составила 3 миллиона 150 тысяч долларов.
Вскоре после окончания Крымской войны 1856 г. Айвазовский возвращался из Парижа, где состоялось открытие его персональной выставки. Путь художника лежал через Стамбул. Там художник был принят турецким султаном и пожалован орденом «Нишан Али» IV степени. С тех пор завязалась тесная дружба Айвазовского с султанами Стамбула. Он приезжал сюда не раз: в 1874, 1880, 1882, 1888 и 1890 годах встречался с правителями Турции, получал от них награды и устраивал свои выставки.
5-е место «Исаакиевский собор в морозный день» (1891)
Картина «Исаакиевский собор в морозный день» была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 125 тысяч долларов в 2004 году. Это один из редких городских пейзажей художника-мариниста.
Айвазовский родился и большую часть жизни прожил в Крыму, в Фиодосии, однако в 16 лет он поступил в Академию художеств в Петербурге. Вскоре, благодаря своим успехам, молодой живописец завязывает знакомства с ведущими художниками, писателями, музыкантами, был знаком с Пушкиным, Жуковским, Глинкой, Брюлловым. В 27 лет Айвазовский стал академиком пейзажной живописи Петербургской Академии художеств. В течение жизни, Айвазовский много раз приезжал в российскую столицу и писал завораживающие зимние пейзажи.
6-е место «Константинополь на рассвете » (1851)
Шестое место занимает ещё один вид Константинополя, на сей раз «Константинополь на рассвете». Он продан был в 2007 году за 1 миллион 800 тысяч долларов. Эта картина является самой ранней из «константинопольских миллионерш» Айвазовского.
7-е место «Девятый вал» (1850)
Невзирая на то, что великого мариниста большинство знает по его шедевру «Девятый вал», это полотно в рейтинге аукционных продаж занимает лишь 7-е место. В 2005 году за её продали на аукционе за один миллион 704 тысячи долларов. И это не удивительно, художник написал несколько таких картин, первая из них хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Известный коллекционер Павел Третьяков заинтересовался успехами Айвазовского. Картина «Девятый вал» ему понравился особенно, и он собирался купить её у художника. В одном из писем Третьяков писал Айвазовскому:
« …дайте мне только Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передавала Ваш бесподобный талант! Уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции!».
Однако Третьякову не повезло. Картину купил император Николай I для Эрмитажа. В 1897 году она была передана в создававшийся тогда Русский музей. Там она находится и сейчас.
На картине запечатлён момент страшной бури, которую Айвазовский видел в Бискайском заливе в 1844 году, находясь на борту корабля. Только чудом ему удалось спастись, причем в некоторых газетах уже успели сообщить о гибели русского живописца во время шторма. Однако сильно поврежденное судно спустя несколько дней вернулось в порт. Айвазовский домыслил сюжет гибели корабля и изобразил несколько моряков, спасшихся на обломках корабля во время разбушевавшейся стихии. Храбрецы, уцепившись за мачту, остались живы, однако на них надвигается девятый вал… Восходящее солнце обещает морякам спасение, шторм скоро прекратится.
8-е место «Генуэзские башни на Чёрном море» (1895)
И наконец, картина, проданная на лондонском аукционе в ноябре 2021 года. Торги были организованы британским аукционным домом Christie’s на «русской неделе», которая традиционно проходит в Лондоне два раза в год: в мае — июне и ноябре — декабре. Это морской пейзаж — «Генуэзские башни на Чёрном море». Оценочная стоимость картины на аукционе составляла $940 000 — $1,2 млн (700 000 — 900 000 фунтов стерлингов), в итоге её продали за $1,15 млн (862 500 фунтов стерлингов). Картина находилась в частной коллекции в Калифорнии, где хранилась более 40 лет. Имя покупателя не известно.
Картина была написана Айвазовским в 1895 году и посвящена Феодосии — эти места художник очень любил. На холсте изображены башни Генуэзской крепости XIV века на береговой линии Феодосии. Полотно было хорошо известно и выставлялось при жизни художника.