Дар поэта всегда был чем-то большим, чем просто умение подбирать друг к другу рифмованные слова. Это был дар Божий, умение предвидеть и предчувствовать все перипетии развития человеческой судьбы, недаром А.С. Пушкин назвал «пророком» поэта владеющего словом, уподобляя его святым Ветхого Завета.
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Владимир Соловьёв писал, что «Пророк» воплощает в себе «идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании». Булгаков писал об этом стихотворении Пушкина: «В зависимости от того, как мы уразумеваем Пророка, мы понимаем и всего Пушкина…. Божие призвание к пророческому служению. Тот, кому дано было сказать эти слова о Пророке, и сам ими призван был к пророческому служению»
Так или иначе, в русской поэзии часто бывало так, что поэт предсказывал либо свою трагическую судьбу или же участь, которая ждала его современников. Не исключением стал и русский поэт Сергей Есенин, чья короткая и яркая жизнь и творчество до сих пор отзываются радостью и болью в сердцах многих людей.
Как известно, Сергей Есенин происходил из крестьян, при этом он смог получить неплохое образование для человека его социального происхождения. Есенин был необыкновенно талантлив и поражал окружающих своим природным умом и обаянием.
Оказавшись в Петербурге, он бросился к самому известному тогда поэту Александру Блоку, который с интересом выслушал его стихии и предсказал поэту будущую литературную славу.
Путь к славе крестьянский парень начался с нелепого маскарада. Вместе с поэтом Николаем Клюевым Сергей одевался в вышитую рубаху и простые штаны, завивал свои светлые волосы и играл роль «сказочного крестьянского Леля», человека из народа, который стремится показать себя образованной публике. Его выступления имели успех у публики, что позволяло молодому поэту безбедно жить в Петербурге.
Но в 1914 году грянула Первая мировая война. В 1915 году Сергея должны были призвать на воинскую службу в армию, а там передовая и возможно скорая смерть.
Однако Высшие силы его хранили. Помощь пришла, откуда не ждали. Судьбой юноши заинтересовался всесильный старец Григорий Распутин, который спас Сергея Есенина от фронтовой службы, он дал Есенину и Клюеву записку, адресованную начальнику санитарной роты полковнику Д.Н. Ломану. Записка была следующего содержания:
«Милой, дорогой, присылаю к тебе двух парешков. Будь отцом родным, обогрей. Робяты славные, особливо этот белобрысый. Ей Богу, он далеко пойдёт» (1915).
Определили юного поэта санитаром в полевой Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Позже Есенину довелось служить в лазарете № 17 для раненых воинов в Царском Селе, учрежденным Великими княжнами Марией и Анастасией.
Несмотря на свою молодость, Есенин уже стал настоящим поэтом, выпустившим свой первый сборник стихов «Радуница». В этом сборнике все самые чистые и светлые произведения: о любви к родной земле, о красоте Божьего мира, о вере в бессмертие, о Христе, который по русским дорогам ходит простым странником.
Сами эти произведения больше похожи на дивные русские духовные стихи, которые Сергей любил слушать с детства.
Видя перед собой каждый день великих княжон, Есенин искал возможности познакомить их со своим творчеством. Такая возможность предоставилась и поэт прочёл свои стихи юным царевнам, выросшим во дворцах, рассказал им о настоящей России.
На одном из поэтических вечеров присутствовала императрица Александра Федоровна. Стихи произвели на неё огромное впечатление. Она сказала о том, что стихи прекрасны, но очень грустны.
«Такова Россия», — ответил царице поэт.
Сборник своей «Радуницы» Есенин оставляет для Александры Федоровны, делая на нем надпись в древнерусском стиле:
«Ея Императорскому Величеству Богохранимой царице-матушке Александре Феодоровне от баяшника соломенных суемов словомолитвенного раба рязанца Сергея Есенина»
Мы видим, что поэт называет себя «баяшником», то есть Баяном, легендарным сказителем, который создавал свои сказы как для народа, так и для властителей.
А молодым царевнам – юным красавицам, которым все пророчили счастливую и долгую жизнь, Есенин посвящает тревожное и прекрасное стихотворение.
В 1916 году Сергей Есенин написал стихотворение, в котором он предсказал дочерям Николая II их судьбу …
В багровом зареве закат шипуч и пенен,
Берёзки белые горят в своих венцах.
Приветствует мой стих младых царевен
И кротость юную в их ласковых сердцах.
Где тени бледные и горестные муки,
Они тому, кто шёл страдать за нас,
Протягивают царственные руки,
Благословляя их к грядущей жизни час.
На ложе белом, в ярком блеске света,
Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть…
И вздрагивают стены лазарета
От жалости, что им сжимает грудь.
Всё ближе тянет их рукой неодолимой
Туда, где скорбь кладёт печать на лбу.
О, помолись, святая Магдалина,
За их судьбу.
Поэт просит помолиться за судьбу царевен Марию Магдалину, верную спутницу Христа, тем самым отсылая слушателей к Евангельским событиям, к образу Голгофы и мукам Распятия.
Авторитетный исследователь творчества Есенина профессор О.Е. Воронова, анализируя это стихотворение, обращает внимание на его особую цветовую гамму. Дело в том, что багровый цвет заката в народном представлении это прообраз страшного события в будущем. Сами царевны видятся поэту как белые берёзки в «горящих венцах». Безусловно, это предчувствие мученической гибели, которая ожидает юных красавиц. При этом цвет их белых одеяний свидетельствует о том, что они станут невинными жертвами преступления.
Так вольно или невольно поэт за 2 года до гибели всех царевен предчувствует их печальную участь, постигшую царскую семью в Ипатьевском доме.
А сам Есенин помнил о своих встречах с дочерьми царя всю оставшуюся жизнь, рассказывая своей поклоннице Надежде Вольпин о своей влюблённости в младшую из них – Анастасию…
Правда это была или вымысел сегодня сказать трудно. Недаром поэт считал себя одновременно и сказочником, и героем русской сказки. А в сказке царевна непременно должна полюбить крестьянского сына. А как иначе?