На берегу Чёрного моря или на корабле Айвазовский делал только подготовительные наброски, где намечал абрис берега, форму облака, направление волны, очертание парусника, а также цветовую гамму трёх стихий — неба, воды и земли. Обладая высоким дарованием, феноменальной памятью, фантазией и колоссальной работоспособностью, в мастерской он создавал сотни картин на основе пленэрных зарисовок.
«Радуга» — настоящий шедевр. Первоначальное название картины — «Восход солнца на Чёрном море«.
В основе композиции лежит сюжет кораблекрушения, который в 1870 году был разработан Айвазовским в совершенстве. Художник сознательно отказался от яркой палитры, свойственной его ранним произведениям, придавая большое значение проработке тончайших тональных переходов в изображении натуры.
Бедствие терпит, судя по красному цвету флага, турецкая шхуна, которую застигла жестокая непогода у чужих крымских берегов. Моряки отчаялись причалить в такую бурю к спасительному берегу и решили бросить судно. Несколько моряков в лодке, выбиваясь из сил, уже гребут к берегу, остальные торопятся покинуть тонущий корабль. В пейзаже нет покоя, нет статики, всё в движении: порывистый ветер взметает мельчайшие брызги с гребней волн, сильно накренились мачты корабля, потоки воды заливают лодку.
Фрагмент картины
Зритель оказывается эмоционально вовлеченным в мир разыгрывающейся драмы. Этот эффект достигается автором точкой зрения сверху без изображения берега. Художник предлагает нам рассмотреть катастрофу с неба, выше полёта птицы, на уровне облаков, где первый свидетель гибели или спасения людей — Творец.
В этой битве за жизнь есть надежда на чудо, о чём свидетельствует изображение радуги. Во многих мировых культурах радуга — знак бесконечного милосердия и любви Бога к людям.
Творческая интуиция Айвазовского помогает расположить радугу на границе воды, неба и земли перед моряками. Радуга — как символ спасения, как маяк для терпящих бедствие, как стрелка компаса в сторону близкой земли. Мерцание радужных переливов, едва заметное на полотне, повторяется в цветовом калейдоскопе бушующих волн, морских брызг, во влажной пелене воздуха. Сквозь облачную завесу пробивается солнечный поток. Игра рефлексов и взаимодействие разных цветов, отличающихся перламутровыми, лимонными, серебристыми, лиловыми оттенками, передают природную красоту морского пейзажа.
«Радугу» по праву можно называть ключевым произведением мариниста Ивана Айвазовского, соединившим в себе главные принципы его творческого метода.
Непревзойденным мастером лунного света называли Айвазовского.
Лунный свет, пожалуй, и был тем, что особенно привлекало зрителей. Воссоздание его считалось одной из труднейших живописных задач.
«Всё стараюсь поймать луну... Трудная штука луна… мерцание природы под этими лучами — целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья, на высокий душевный строй: я могу сделаться на это время лучше, добрее, здоровее, словом, предмет для искусства достойный».
Иван Айвазовский, к 200-летию со дня рождения, 2016 и С.Л.Капырина, ГТГ.