Мечта — дело хорошее, но неплохо бы подкрепить её конкретными знаниями и чётким планом действий. В прежние времена в СССР этому помогала ранняя профориентация ещё со школьной скамьи. Сейчас системы профориентации в школах практически нет.
По данным опросов, школьники определяются с выбором будущей профессии только к концу учебы. Четверть школьников выбирает специализацию к 9 классу, 55% — в 10-11 классах. Еще 5% — сразу после окончания лицея или колледжа. 15% школьников делают выбор профессии в момент поступления в университет, некоторые (7%) ухитряются ещё и сменить специализацию во время учёбы в ВУЗе, курсе на втором или даже четвёртом. Лишь 7% школьников слушают советы своих учителей, а больше 70% делают выбор самостоятельно, но учитывают советы своих близких. Каждого двадцатого абитуриента убедила в выборе профессии реклама в интернете и СМИ, лишь 0,5% школьников приняли решение после дня открытых дверей в ВУЗе. В целом среди молодых специалистов меньше трети (30%) говорят, что школа помогла им выбрать профессию. 44% заявили, что такую работу с ними никто не вёл.
50 % выпускников не поступили бы в ВУЗ со школьными знаниями.
Неприятные цифры. Лишь половина выпускников 11 класса считают, что школа дала им достаточно знаний для успешной учебы в ВУЗе. 35% абитуриентов добирали недостающие знания с репетиторами, ещё 15% — сами.
По статистике за 2020 год, в ВУЗах РФ 15% выпускников получили красный диплом, хорошие оценки — 58%, среднюю успеваемость показали 27% выпускников. В ходе опросов выпускники честно признавались: школьных знаний им хватило бы в вузе лишь на «четвёрку» по русскому языку, на «твёрдую тройку» — по остальным предметам. А по химии, астрономии, иностранному языку, экономике и праву — на «тройку», близкую к «неуду».
Работодатели — вопреки общему мнению — вовсе не гонятся за гордыми обладателями красных дипломов и круглыми отличниками. И тоже горько жалуются на то, что выпускники школ отправляют результаты ЕГЭ в ВУЗы, где меньше конкурс, а затем понимают, что с выбором ошиблись. И если всё-таки продолжают учёбу, то имеют все шансы пополнить ряды «профессионального балласта», который, по оценкам экспертов, составляет сейчас от 15% до 25% студентов. Работать они пойдут, но всю душу в своё дело вкладывать не станут.
90% абитуриентов при поступлении в ВУЗ не думают, где будут работать
Согласно опросам, три четверти (75%) выпускников школ поступили именно на те факультеты университетов, куда и хотели. Выбрали похожую специализацию 15%, совсем другую — 10%. Чаще всего о такой смене курса говорили молодые люди из сёл, посёлков городского типа и районных городов, по причине того, что на учёбу нет денег.
Социологи выделили пять основных причин, по которым молодые люди меняют «жизненный вектор». Половина не прошла по конкурсу на нужный им факультет (50% ответов). Не хватило средств на оплату обучения — 25 %. Каждый десятый изменил своё отношение к выбранной специальности. Каждому десятому родители запретили уезжать далеко от дома. Каждому двадцатому не под силу было бы оплачивать проживание в городе, где расположен университет.
Нехватка денег на оплату обучения — причина того, что на компромисс со своим и родительским кошельком пошли 35-45% студентов, которые получают дипломы в сфере сельского, лесного, водного хозяйства, ветеринарии, образования, легкой промышленности, авиации, ракетостроения, архитектуры, строительства, электроники, связи, фотоники. Когда у нас опять (не дай бог, конечно) не взлетит ракета, высохнет озеро или построят уродливый дом, — вспомните эти цифры. Возможно, кто-то из ответственных лиц или горе-спецов просто мечтал о другой профессии, но у него не было денег оплатить учёбу…
Есть, конечно, и студенты, за которых ВУЗу платят предприятия и ведомства в среднем — около 380 тысяч рублей (в сфере производства электрооборудования и оптики — около 70 тысяч, в транспортной — до 670 тысяч). У них особая мотивация, но таких студентов немного — всего около 6%.
По материалам РГ
Образован, но не нужен.