Трудно себе представить, что в середине XIX века Ялта была маленькой рыбацкой деревенькой. С переездом летней столицы России в Ливадию деревня стремительно застраивалась великолепными усадьбами аристократов, которые, казалось, соревновались в изысканности проектов загородных резиденций. Своей архитектурной уникальностью Ялта обязана трём зодчим. Их гений проявил себя при строительстве не только Ливадии, но и южнобережных усадеб царских вельмож.
Швейцарцы в России и в Крыму. Первый архитектор ливадийского имения Карл Эшлиман родился в Швейцарии в 1808 году. После окончания Пражской академии художеств двадцатилетний Карл Эшлиман отправился в Крым, чтобы сопровождать больного испанского графа в усадьбу Анны Сергеевны Голицыной.
Узнав об образовании Карла, княгиня познакомила его с графом М.С. Воронцовым, который предложил ему должность казённого архитектора в Крыму. Через несколько лет в благодарность за эту должность Карл Эшлиман спроектировал и возвёл для графа Воронцова несколько домов в Алупке.
Первой ялтинской постройкой молодого архитектора Карла Эшлимана стала временная деревянная карантинная застава Ялты. По его проектам были построены Байдарские ворота в Форосе и церковь в Кореизе.
Карл Эшлиман был участником проекта собора Александра Невского в Ялте, а также работ по реконструкции храма Иоанна Златоуста на Поликуровском холме. Эшлиман выполнял и частные заказы, среди которых дом О.С. Нарышкиной в Мисхоре и ливадийская дача графа Потоцкого.
Однако главной работой Эшлимана стало руководство застройкой Ялты, как российского курорта. Карл Эшлиман был автором первого плана застройки города Ялта.
В 25 лет Карл Эшлиман стал владельцем дома в Ялте (ныне это ул. Свердлова, 39), но мечтает жить ближе к морю в дачном доме. Долгое время он и его семья снимали дачу, которую впоследствии сдавали выдающемуся русскому учёному Владимиру Ивановичу Вернадскому. Дача располагалась в двух километрах от Ялты, между шоссе Ялта-Массандра и деревушкой Ай-Василь. Позже недалеко от этого места Карл Эшлиман купил участок земли у графа Сухтелена. Здесь он наконец получил возможность построить дом, о котором мечтал. Он назвал его в модном восточном духе того времени — «Планжи-Сарай», что означает «Дом архитектора».
Карл Эшлиман посвятил свою жизнь крымской земле и мечтал быть похороненным в ней. Сегодня в обзорные экскурсии по Ялте включено посещение мемориального кладбища, на котором похоронены Карл Эшлиман, художник Ф. Васильев, основатель российского кинематографа А. Ханжонков и другие знаменитости.