В прошлом веке в Евпатории было две синагоги: старая Торговая (купеческая) синагога, построенная 1895 года на деньги купцов первой и второй гильдии и Ремесленная синагога («Егия-Капай»), построенная на средства, выделенные Евпаторийской Городской Думой в 1912 году. Обе синагоги спроектированы архитектором А.Л. Генрихом.
В апреле 1911 года было принято решение разобрать старое здание Торговой синагоги, так как она находилась в ветхом состоянии и была слишком мала и уже не могла вместить всех прихожан еврейской общины. Прихожане решили на её месте возвести новую, по проекту городского архитектора Генриха Адама Людвиговича.
Торжество по случаю начала строительства Ремесленной синагоги («Егия-Капай»), сопровождаемое хором певчих, состоялось в июне 1911 года.
Свитком Торы раввин М.Х. Маркус благословил и освятил место закладки камней. О том, как именно проходил этот религиозный обряд, написано в журнале «Караимская жизнь»:
«Положить первый камень приглашают старейшего члена местной общины [Германа Ильича] Соломоновича. Второй камень кладёт престарелый [Самуил Моисеевич] Панпулов, духовный глава всех караимов. Третий камень закладывается почтенным директором Александровского караимского духовного училища И.И. Казасом, четвёртый — председателем земской управы П.А. Бендебери, пятый — депутатом Государственной Думы Муфти-Заде, шестой — Г.Б. Шварцем. Городскому голове А.И. Нейману оказывают честь нести обратно свитки Торы».
В июле 1912 года главная городская Ремесленная синагога была построена и торжественно освещена.
Ремесленная синагога(«Егия-Капай») — двухэтажное здание из мамайского камня, с тремя входами, левый вход вёл на второй этаж, на хоры, где молились женщины. По фасаду здание синагоги украшено полуколоннами и стрельчатыми окнами, двускатная крыша была покрыта красной черепицей. Над входом в центральную часть здания находились каменные скрижали, их фрагменты были обнаружены при археологических исследованиях в 2003 году.
Внутренний интерьер синагоги довольно прост, зал делился пополам четырьмя квадратными колоннами, которые поддерживают настил галереи, идущей по трём сторонам храма, на уровне второго этажа. Эта галерея была предназначена для женщин еврейской общины.
Главное украшение синагоги – алтарь (гехал), где хранились Святые Свитки. Алтарь был украшен резными колоннами располагался на восточной стене зала. Над алтарём светилось круглое окно с рамой в виде шестиугольной звезды Давида.
Перед входом в синагогу был выстроен бассейн (миква) для ритуальных омовений и очищения и две торговые лавки. Купеческая (или торговая) синагога располагалась вблизи главных крепостных ворот города, где всегда шла бойкая торговля, было множество лавок и базарная площадь.
16 мая 1916 года российский император Николай 2 посетил Евпаторию и был торжественно встречен на вокзале представителями городских властей и депутаций национальных общин города. От имени еврейской общины императора приветствовал Элькинд Шлема Иосифович.
Царский кортеж останавливался у стен еврейской синагоги, «роскошно декорированной тканями национальных цветов и зеленью». «В момент проезда Государя и Царской Семьи по Караимской улице, мимо синагоги весь хор во главе с кантором, выстроившись на балконе синагоги, убранном коврами и цветами, исполнил гимн, трижды повторенный при громких кликах „ура!”»
После гражданской войны главная синагога была действующим храмом в Евпатории, а 12 декабря 1922 года она была официально передана по договору с Исполкомом Совета рабочих и крестьянских депутатов « в бесплатное пользование» еврейской общине города.
По описи имущества, кроме каменного двухэтажного здания в комплекс синагоги входили миква, сарай для топлива и двор. В самой синагоге находилось 98 деревянных скамей, шкаф с книгами религиозного содержания, два стола для чтения Торы, деревянный амвон и киот, шойфор из бараньего рога и никелевый подсвечник (минора) для ханукальных свечей.
После крымского землетрясения, которое произошло в ночь с 11 на 12 сентября 1927 г. по стенам синагоги были замечены трещины и решено было провести ремонт.
В 1929 году Ремесленная синагога(«Егия-Капай») была закрыта, и её здание изъято из пользования еврейской общины и передано клубу кустарей. В тридцатых годах здание передали Евпаторийскому пивному заводу, который полностью перестраивает его под складские помещения и использует его как склад до начала 90-х годов. Так здание Купеческой синагоги окончательно потеряло свой первоначальный облик и считается не сохранившимся.
Городские власти планируют отреставрировать это замечательное творение архитектора Генриха А. Л. Архитектурным управлением города Евпатории разработан и утверждён «Проект перестройки Еврейской синагоги по ул. Караимской»
Сейчас в городе остаётся действующей только Синагога «Егие Капай», принадлежащая городской Еврейской общине прогрессивного иудаизма. Над входом расположено круглое окно с иудейской шестиконечной звездой. Выше окна вырезаны в камне библейские символы: стилизованное изображение Ковчега и скрижалей с десятью библейскими заповедями. Синагога «Егие Капай» (ремесленная синагога) является архитектурным историческим памятником культуры двадцатого века.
Общественная организация «Сохнут» находится по адресу ул. 60-лет ВЛКСМ, 30. тел. 5-66-80.
Общественная организация «Хэсэд Шолом» находится по адресу ул. 9 Мая, 53, 1 этаж. тел. 4-24-07 , тел. 4-24-06
Интересно знакомиться с вашими храмами. Похоже, словосочетание «Малый Иерусалим» закономерно используется по отношению к этим памятникам и экскурсионному маршруту, связанными со святыми местами иудеев. Мне очень видеоролик понравился — не только визуально, но и в плане звукового оформления, музыкального сопровождения. Синагога «Егие Капай» впечатлила невероятно — и сама по себе постройка, и внутреннее убранство. Солнца много, тепла. Как-то всё изнутри сияет, светится. Дизайн очень оригинальный (я в синагогах ни разу не бывала — мне всё внове…)
У нас самую крупную из городских синагог в пятидесятые пытались снести, даже взрывали фундамент, но он не разрушился, устоял — настолько был прочен. И здание в итоге использовали как кинотеатр. В нём и сегодня все кинопремьеры идут, хотя кинотеатры себя давно не окупают.
Предполагаю, в реализации проекта перестройки Еврейской синагоги по ул. Караимской вам помогут спонсоры из Израиля — без них редко такие планы осуществляются, в силу нашей сегодняшней бедности. Или я ошибаюсь? (В городе, где я живу, именно на их средства строилась последняя синагога).
Похоже, Евпатория с каждым годом становится всё привлекательней для туристов. Пусть бы так было и дальше — причём в гораздо более быстрых темпах. Я искренне вам этого желаю.
Да, Вы правы, Татьяна! «Малый Иерусалим» в Евпатории- это храмы разных религиозных конфессий, сосредоточенные, как в Иерусалиме, на территории не более одного километра.
Здание ремесленной синагоги действительно замечательно реставрировано, а в прошлом году, на территории синагоги открыто кафе-музей традиционной еврейской кухни, где подают кошерные блюда. http://www.evpatori.ru/evrejskij-kulturno-etnograficheskij-centr.html Все реставрационные и строительные работы в синагоге финансированы «Американским объединенным еврейским комитетом по распределению помощи» — «Джоинт».
В ремесленной синагоге собирается община прогрессивного иудаизма, допускающая равенство между мужчинами и женщинами в ведении религиозной службы, то есть раввином в синагоге может быть женщина и она была в Евпатории.
В нашем городе две религиозные еврейские община http://www.evpatori.ru/religioznye-obshhiny-iudaizma-v-evpatorii.html