Сказочный мастер Иван Билибин

100-лет-50 руб

Творчество художника Ивана Билибина известно и близко каждому русскому человеку. Достаточно взглянуть на российские деньги любого достоинства и вы увидите двуглавого орла над словами «Банк России». Это работа Ивана Билибина от 1917 г. Двуглавый орёл предназначалась для Государственной печати Временного правительства. Однако, не всё измеряется деньгами.
Попробуйте представить себе Василису Прекрасную, Бабу-ягу или сказочный город. С большой вероятностью это будут образы, созданные Иваном Билибиным, создавшим канон иллюстраций к русской сказке и русский декоративный стиль.

Билибин Иван Яковлевич Аленушка

Джон Толкиен, признанный специалист по северному эпосу, автор «Властелин Колец», в середине XX в. писал:

«Рисунки, изображающие волшебную страну, обязательно должны иметь рамку, чтобы нарисованное воспринималось как мир, увиденный через окно. И они ни в коем случае не должны быть похожи на фотографии. Скорее уж на витражи».

Эти принципы изображения сказочного окна в волшебный мир или особой рамки для иллюстрации были сформулированы Иваном Билибиным на 40 лет раньше.

Билибин Иван Яковлевич-всадник

Все иллюстрации Билибина сделаны именно так — рамка и витраж, для которой характерна техника точно выверенной линии, создающей кружево сказочных образов. Билибин достиг совершенства, работая по 6-8 часов в день, за что получил от коллег прозвище Железная рука.

василиса

Художественное право

А ведь этого могло не быть. Отец, помощник главного док­тора Санкт-Петербургского морского госпиталя, надеялся, что сын повторит карьеру деда — успешного юриста (задатки того были — учился мальчик хорошо, гимназию окончил с серебряной медалью). И настоял, чтобы Ваня поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В семье со старинными купеческими корнями — род калужских промышленников Билибиных восходит к началу XVII веку и перечить родителям было не принято. В 1896 г. Иван Яковлевич стал студентом -правоведом. Крымские пейзажи Ивана Билибина.

Иван Билибин змей Горыныч

На питерском юрфаке в те времена подобралась уникальная компания. Вот лишь несколько имён — Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Иван Билибин  — художники, творцы определившие новое направление в русской культуре, которое мы называем Серебряным веком. Можно представить себе отчаяние профессора Василия Ефимова, преподавателя римского права, его выпускники — сплошь художники. В 1898 г. — Рерих, в 1900 г. — Билибин.

Билибина «Суд во времена Русской Правды»

Билибина «Суд во времена Русской Правды»

Поразительно достоверна в деталях работа Билибина «Суд во времена Русской Правды». В архивах университета сохранилось заявление студента Билибина на посещение лекций Николая Дювернуа, автора монографии «Источники права и суд в Древней России». Специалисту по римскому праву, кем должен был стать Билибин, этот курс не нужен. А вот художнику Билибину, увлечённому Древней Русью, он весьма пригодился. Равно как и дотошность, и скрупулёзность, и стремление к точности — свойства истинного правоведа.

василиса

Очень скоро эти качества юриста нашли прямое применение в художественном творчестве Билибина. По заданию этнографического отдела Русского музея в 1902-1904 гг. Билибин совершил ряд экспедиций по Архангельской, Вологодской, Тверской, Олонецкой губернии, чуть позже побывал в Карелии и Кижах. От художника в таких случаях ожидают этюдов, набросков, новых идей. Билибин же в ходе экспедиции, как настоящий учёный, создал не только фото­архив деревянной архитектуры, но и привёз в Санкт-Петербург набойки, кружева, прялки, посуду, ларцы, вышивки и даже огромные пряничные доски. Вот его впечатления:

«Только недавно открыли, точно Америку, старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен порыв открывших её — вернуть! Вернуть!»

Иван Яковлевич Билибин Садко-

«Я — националист!»

В этих путешествиях Билибину явно открылось что-то особенное, что позволило ему стать не просто художником-иллюстратором, но и постигнуть сокровенный смысл сказки, мифа и былины.

В очень похожей былинной манере Билибин выступал впоследствии, когда был штатным художником ОСВАГ — ОСВедомительного АГентства вооружённых сил Деникина и Врангеля.

Иван Билибин революционные карикатурыИзвестен его злой и обидный для советской власти плакат 1919 г. «О том, как немцы большевика на Россию выпускали». Но современным поклонникам белогвардейцев рано записывать художника в «свои».

Билибин - журнал жупел

В 1906 г. Билибин был арестован и целые сутки просидел в «Крестах» за другое произведение — карикатуру из журнала «Жупел». На ней в окружении императорских царских регалий и грифонов с герба Дома Романовых красовался осёл — символ глупости и идиотизма. Что же выходит? Билибин — «борец с царизмом»? Едва ли.

золотой петушок

Принципы художника Билибина просты и понятны. Он не стеснялся демонстрировать их при каждом удобном случае.

«Я стал более ярым националистом, чем когда-либо, насмотревшись на всех этих «носителей культуры» — англичан, французов, итальянцев и пр».- пишет он из Каира, первого эмигрантского пристанища, в 1921 г. « Я — русский националист», — пишет он чешскому издателю из Парижа 5 лет спустя.

Иван Билибин художник

Иван Билибин объяснял свою позицию:

«Так как я большой националист и очень люблю Россию, то я люблю также и всех тех, кто любит Россию‚ русскую культуру. Национальное есть мощь народа, если оно основано на любви к лучшим духовным проявлениям нации, а не на приверженности её случайной внешней политической обстановке».

Иван Билибин Иван Царевич и Жар птица

То, что эти слова не пустой звук, Билибин доказал, когда вернулся из эмиграции на Родину. И, когда Родина попала в беду, в сентябре 1941 г. нарком просвещения РСФСР Владимир Потёмкин предложил Билибину покинуть Ленинград, вокруг которого почти сомкнулось кольцо блокады. 65-летний художник остался жить и работать в подвале Ленинградской академии художеств, так как его квартиру разрушило во время фашистской бомбёжки.

вольга и микула

Художник ответил: «Из осаждённой крепости не бегут. Её защищают». И защищал — одной из последних работ Билибина стал рисунок «Русские витязи гонят рыцарей». Он умер на своём посту в осаждённом фашистами Ленинграде от голода и холода 7 февраля 1942 г.

Жар-птица. Билибин.

Иван Билибин

царевна

Иван Билибин Василиса прекрасная

Иван Билибин Марья Моревна

Иван Билибин Царевна лягушка

Иван Билибин-город

иван царевич Иван Яковлевич Билибин Садко

иван-билибин-волк

иван-царевич

сказки

царевна лягушка

Both comments and pings are currently closed.

Comments are closed.

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org