Величайший учёный античного времени, «отец истории» Геродот оставил нам свои впечатления о Северном Причерноморье 5 века до н.э. Геродот совершил своё морское путешествие в греческие колонии Северного Причерноморья в 455-445 гг. до н.э.
В его путевые заметки вошли многочисленные рассказы Причерноморских эллинов, купцов и мореходов, хорошо знакомых со скифскими обычаями, языком скифов и их бытом. Из его описаний мы узнаём о взаимоотношениях народов, населяющих древнюю Скифию до нашей эры. «Страна скифов представляет собой богатую травой и хорошо орошаемую равнину. По этой-то равнине протекает почти столько же рек, сколько каналов в Египте»- пишет Геродот (кн. IV, 47).
«Кроме множества огромных рек, нет в этой стране больше ничего достопримечательного» (кн. IV, 82). Трудно привязать описания Геродота к карте местности, но археологические находки в Северном Причерноморье позволили определить границы существования
Геродотовой Скифии по тем рекам, которые он перечислил в «Истории» «Геродот о реках Скифии.»
» Истр с пятью устьями, затем Тирас и Гипанис , и Борисфен , и Пантикап, и Гипакирис, и Герр, и Танаис.»
Отец истории Геродот ( 5 в. н.э.) в своей «Истории», книге четвертой – «Мельпомена», определяет место «исконной Скифии» от устья Истра, к югу « до города, называемого «Керкинитида» или Каркинитидой». Керкинитиди — город скифский.
На IV — III веках до н.э. – происходит экологический стресс – это время затопления городов в низинах Боспора Киммерийского ( в Керченском проливе) и Нижней Ольвии. Это время расцвета Херсонеса Таврического, время появления его новых колоний на западе и северо-западе Крыма, это время основания Танаиса.
Танаис (греч. Τάναϊς) — античный город (III в. до н. э. — V в. н. э.) в устье р. Дон. В первые века н. э. г. Танаис входил в Боспорское царство. Расположен у посёлка Недвиговка, в 30 км. западнее Ростова-на-Дону. Танаис -Ταναις – река в Скифии (Геродот IV 47.), в настоящее время – река Дон.
В описаниях Геродота мы видим не только описание природы Северного Причерноморья, но и как жило население, черты особого образа жизни, взаимоотношения и границы племён, населяющих Северное Причерноморье в VIII — III веках до н.э.
По свидетельству Геродота, «греки, живущие около Понта, рассказывают», что скифы произошли от Геракла и мифической женщины, наполовину девы, наполовину ехидны, которая родила трёх сыновей и назвала их — Агафирс, Гелон и Скиф.
Агафирс – легендарный сын Геракла и змееногой девы – дочери реки Борисфен. По скифской легенде от него произошли агафирсы. (Геродот IV 9, 10.)
Агафирсы – название народа, родственного скифам. «Северные части Скифии вверх по Истру (р. Дунай) граничат с агафирсами«. (Геродот IV 100, 104.)
Древнеримский историк Аммиан Марцеллин (330-395гг) отмечал сходство обычаев агафирсов с фракийцами. Агафирсы живут на болотистом восточном побережье Меотиды (Азовское море), за азиатскими владениями Боспорского царства.
Гелон – сын легендарного Геракла и змееногой девы из страны Гилея – дочери реки Борисфен (р. Днепр). Гелон – старший брат Агафирса и Скифа, от него происходит племя гелонов.( Геродот IV 9, 10.)
Гелон – деревянный город гелонов сожжён персами во время похода персидского царя Дария в Скифию. Остатки города Гелона обнаружены у села Бельск. (Геродот IV 108)
Гелоны – народ, проживающий во времена Геродота в земле будинов. Гелоны «занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб». «Гелоны изревле были эллинами, говорят они частью на скифском языке, частью на эллинском«.(Геродот IV 108, 109, 120;)
Царём стал Скиф –младший из братьев и возникла новая легенда, по которой Скиф — сын не Геракла, а самого бога Зевса (у Диодора), сыновья Скифа – Пал и Нап, разделили Скифию. Плиний Старший рассказывая о народах Средней Азии, пишет: «Там напеи, как говорят, были уничтожены палеями». Напы – земледельцы. Войны Палы — поляне.
Города Скифов и их соседей, существовавшие до новой эры (по Кольцову И.Е.)1 – скифы приднепровские; 2 – невры; 3 – агафирсы; 4 – андрофаги; 5 – меланхлены; 6 – гелоны; 7 – будины; 8 – сарматы; 9 – тавры; 10 – тиссагеты; 11 – иирки; 12 – скифы отколовшиеся; 13 – аргиппеи; 14 – исседоны; 15 – аримаспы; 16 – гипербореи; 17 – предки калмыков; 18 – массагеты; 19 – скифы царские; 20 – скифы енисейские; 21 – скифы индигирские; 22 – скифы заволжские; 23 – скифы волго-донские.
Подробная картина расселения скифских народов, данная Геродотом, доказывает существование своеобразного военного и торгово-экономического союза разных племён, называемых одним общим именем — скифы . Племена скифов, привычно занимающихся земледелием на реках между Пантикап и правым берегом реки Борисфен, Геродот называет скифами-пахарями.
Племена скифов-кочевников мирно кочуют по левому берегу Борисфена, а племена, называвшие себя «царскими скифами» обитали между Герросом, местом захоронения скифских царей, и Меотидой (Азовское море), в самой сухой части степей.
Греко-скифский мир Северного Причерноморья контролировал все торговые дороги, ведущие к морю, в гавани, в портовые города, они контролировали дороги, ведущие к зимними переправами и бродам через реки. Этот цельный экономико-географический и военный союз греко-скифских племён, существовал на протяжении 1000 лет.
Сухопутные пути скифских племён пересекались с морскими торговыми путями эллинов на озере Борисфен, в гаванях Керкинитиды, в Кремнах (в районе нынешнего Никополя – Каменское городище), в независимой Ольвии и Пантикапее.
Геродот отметил, что военное могущество скифов заключается в их хорошей военной организации и высокой мобильности. Геродот пишет о скифах:
» захватить их невозможно: (3) ведь они не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота; жилища у них на повозках. Как же им не быть непобедимыми и недоступными для нападения?» («История» IV, 46. (2).
Столица царских скифов перемещалась вместе с войсками, а не располагалась на одном месте. На р. Борисфен и других гаванях, скифские племена владели богатыми домами и имели возможность останавливаться в своих подворьях.
Геродот в V веке до н.э. пишет о жителях понтийских степей, что они льют воду, настроенную на травах, на раскалённые камни и парятся в шатрах. Обычай «лить воду» характерен именно для славян, обряд омовения явно имел и религиозный древний смысл.
После природного катаклизма и затопления Древней Скифии, очень сильно изменился ландшафт местности. В результате этого природного изменения, Керкинитида стала для торговли второстепенным городом с тупиковой дорогой, заканчивающейся на морском побережье. Мелководный Каламитский залив замерзал зимой и по толстому льду залива можно было перейти и перевезти товар в дельту Дуная, во Фракию.
Геродот в «Истории» (IV, 99.) пишет:
«Перед скифской землей лежит Фракия, выступающая в море. От залива, образуемого этой землей, начинается Скифия, и здесь в нее втекает Истр, поворачивая устье навстречу юго-восточному ветру.
(2) Начиная от Истра, я буду описывать приморскую часть самой скифской страны с целью измерения. От Истра идет уже древняя Скифия, лежащая к югу в направлении южного ветра до города, называемого Каркинитидой.
(3) Далее — от этого города обращенную к этому же морю страну, гористую и выступающую к Понту, населяет племя тавров до полуострова, называемого Скалистым ; этот полуостров выдается в море, обращенное в сторону восточного ветра.»
Военные союзы скифских племён не только успешно отбивал набеги соседних племён, но и сами совершали военные походы и набеги в другие государства, они воевали с государствами Древнего Востока – Урарту, Ассирией, Палестиной, совершали набеги и на запад через Карпаты, и в степи Дуная. Известны имена скифских царей возглавлявших эти походы.
Ишпакай (Išpakai) – предводитель скифов во время походов в Азию. Известен из ассирийских источников. Сестра Ишпакая – Шпако стала женой киммерийского царя Теушпы (Теиспа). Имена Ишпакай и Шпако происходит от скифского слова špaka – собака, Фасмер видит в имени Ишпакай авестийский корень «aspa» – лошадь. (Геродот I 110;)
Партатуа – царь скифов, известен по ассирийским источникам. Пришёл к власти после смерти Ишпакая в 673 г. до н. э. В 663 г. вступил в союз с Ассирией и взял в жены ассирийскую царевну. Отец Мадия (Мадиеса), который после смерти Партатуа в 653 году стал скифским царем. (Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)
Царь скифов Мадий, Мадиес — Μαδυης или Μαδυς – сын Партатуа (Прототия). Мадий получил власть после смерти Партатуа в 653 г. до н. э., его царствование обычно связывают с «28 летним господством скифов над Азией«.( Геродот I 103; Ф.Х. Гутнов. Скифские портреты // журнал «Дарьял», №3, 1999.)
По свидетельству Геродота в течение двадцати восьми лет скифы властвовали над Верхней Азией. Преследуя киммерийцев, они вторглись в Азию, лишив власти мидийцев. В ответ на это вторжение, персидский царь Дарий с многочисленными войсками предпринял поход против скифов в 513 г. до н.э.
Военно-политическое единство союза скифских племён и хорошо развитая торговля и дороги – связывали скифский мир с античным эллинским миром. Это была сложная экономически связанная структура отношений.
Геродот упоминает и о племенах не входящие в скифский союз – это агафирсы, «самые изнеженные из людей; они носят много золотых украшений» и их обычаи схожи с обычаями фракийских племён, живущих на берегах реки Пората (Πορατα) – река в Скифии, приток Истра, современная река Прут. (Геродот IV 47). Праславянские корни культуры древних фракийцев.
Невры, живущие в Полесье, отделённые от скифских земель непроходимыми болотами и глубоководными озёрами, но по сведениям Геродота (IV, 105. )
«Невры имеют скифские обычаи. Вышло так, что за одно поколение до похода Дария они совсем покинули свою страну из-за змей… Эти люди, по-видимому, оборотни. (2) Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние.»
Любор Hидерле, историк-славист, археолог, этнограф и лингвист, автор 11-томной энциклопедии «Славянские древности», утверждал, что «невры, скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами».
По сведениям Геродота, в лесах среднего течения реки Борисфен, живут Андрофаги-людоеды.Геродот сообщает ( IV, 106. ):
«У андрофагов самые жестокие нравы из всех людей; они не почитают справедливости и не имеют никакого закона. Они кочевники, одежду носят похожую на скифскую, язык же у них свой собственный. Из этих [племен] только они одни питаются человеческим мясом.»
В населённые ими леса не отваживаются заходить ни купцы, ни скифы. Леса Средне-Русской возвышенности, по Геродоту, заселены Тиссарегами.
Кочевники Сарматы( савроматы) жили на заливных лугах Меотиды до конца 4 в. до н.э. и говорили на родственном с царскими скифами языке, «на неправильном скифском языке». Сарматы не входили в союз племён, но в борьбе с персидским царем Дарием (521 – 485г.г. до н.э.), который пошёл войной на Скифию в 513 г. до н.э., сарматы были союзниками скифов.
Геродот пишет, что отделение сарматов от скифов произошло из-за союза мужчин-сарматов с амазонками. Амазонки участвовали в военных походах и управлении племени – это считается пережитком матриархата. Найдено захоронение богатой вооружённой женщины, возможно, царицы-амазонки.
Орпата, Эорпата- Οιορπατα – так скифы называли амазонок (Геродот IV 110.)– имя скифского царя, к которому, обратились за помощью царица амазонок Орифия, во время войны с греками в Аттике. В помощь амазонкам Сагилл отправил конное войско, во главе со своим сыном Панасагором (Панаса-Гор) (Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, по изданию в ВДИ, 1954, №2.)
Панасагор (Panasagorus) – сын царя скифов, Сагилла. Был послан отцом с конным войском на помощь амазонкам, когда те воевали с афинским царём Тесеем. (Юстин, Эпитома сочинений Помпея Трога, II, 4, по изданию в ВДИ, 1954, №2.)
Соседи сарматов синды – оседлые жители лесостепи Прикубанья были близкими по языку с жителями лесостепи Керченского полуострова. Считается, что Боспорское царство было образовано греками-колонистами, но синды и сарматы занимали важное место в экономике, политике, жизни и, возможно, Боспорская царская династия Спартокидов имеет местное происхождение.
«Похоже, что будины жили везде. Размещение будинов различными исследователями самыми многочисленным скифским племенем были Будины – народ, родственный скифам. Будины жили в лесной области нижнего течения реки Танаис (Дон) и Северном Причерноморье («История» Геродот IV, 108.)
«Будины — племя большое и многочисленное; все они очень светлоглазые и рыжие. В их области выстроен деревянный город; название этого города — Гелон. Длина стены с каждой стороны — 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные, и храмы. (2) Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса и впадают в вакхическое исступление. Ведь гелоны в древности — это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов. И говорят они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском.»(IV, 109.)
«Будины же говорят не на том языке, что гелоны, и образ жизни у них не один и тот же… гелоны — земледельцы, питаются хлебом и имеют сады…»
Гелон – сын легендарного Геракла и змееногой девы из страны Гилея – дочери реки Борисфен (р. Днепр). Гелон – старший брат Агафирса и Скифа, от него происходит племя гелонов.( Геродот IV 9, 10.)
Гелон – деревянный город гелонов сожжён персами во время похода персидского царя Дария в Скифию. Остатки города Гелона обнаружены у села Бельск.(Геродот IV 108; Скифский мир, Киев, 1975, стр. 128.)
Рыжеволосые и голубоглазые гелоны – это эллино-скифы, потомки первых мореплавателей из Эгейского моря и поселившиеся среди варваров-скифов, за это на родине в Ольвии их перестали считать настоящими эллинами. Гелоны поселились в верхнем течении Северного Донца (р. Сиргис), приток Дона. Их образ жизни, ведение хозяйства и религия оставались греческими.
Очевидна тесная родственная связь скифских племён, говорящих между собой на родственных языках, с существовавшей здесь ранее Древне-Ямной культурно-исторической общностью. Для этой археологической культуры эпохи позднего медного века – раннего бронзового века (3600—2300 до н.э.) характерны обычаи захоронения умерших в ямах, где умерших посыпали охрой и клали на спину с согнутыми коленями. Множественные захоронения найдены под высокими насыпными курганами, что характерно для прото-индоевропейцев.
Согласно последним научным открытиям американских генетиков стали известны генетические коды (гаплогруппы) народов, по которым можно проследить исторический путь народа.
Генетичекий код русского народа – гаплогруппа R1а и гаплогруппа R1а1 –именно они основали Ямную культуру (3300-2500гг. до н.э) и родственные ей археологические культуры — фатьяновскую археологическую культуру и Культуру боевых топоров (3200 – 2300гг. до н. э.
Более 200 лет археологи изучают скифскую культуру, которая распространилась на огромных территориях от Северного Причерноморья до Урала и Западной Сибири, создавая причудливую этническую мозаику. Археологические памятники скифской эпохи тесно связаны непрерывной цепью сменяющих друг друга культур с древнейшей культурой Руси. Эта связь проявляется в нашей мифологии, обрядах, а также в художественных изделиях, в предметах быта, найденных археологами во время раскопок.
1) «Рыжеволосые и голубоглазые гелоны»???
Рыжеволосыми и голубоглазыми были Будины,а Гелоны по внешнему виду и цвету кожи вовсе не похожи на будинов (по Геродоту).
«Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно».
2) «Генетичекий код русского народа – гаплогруппа R1»
R1a — если быть точным