Скифская Великая богиня мать — Апи представлена в своде микенской лексики в надписи: Мар-А-пи = ma-ra-pi = мать-Апи; Апи+яко+ройо = a-pi-ja- ko-ro-jo = «Апи-яко-Рея». Богиня Рея в греческой мифологии считается праматерью всех богов, и матерью верховного бога Зевса. Рея — верховная богиня древнегреческого пантеона (микен. О-ре-и = o-re-i = горы: orei -‘в горах’, (ср. о-re-a) = orehās; О-ре-та = o-re-ta = oreta; (греч. Ορος — ‘гора’)….
В микенском языке слово: а-ро-а = a-ro-a; а-ро-е = а-ro-е; а-ро-йо = a-ro-jo: Арий, арья, арийский — arioa, -oes — превосходный, лучший, хороший; (греч. аристос — αριστος -‘превосходный, самый лучший’; айяфос — αγαθός -‘хороший’).
В микенском языке: Ма-те = ma-te : māter — ‘мать’. Мате-де = ma-te-de; Ма-те-ре = ma-te-re — матери. Матере–те-и-йя = matere teija = Ματήρ Θεία = ‘мать богов’; (греч. Матир — μάτηρ, μήτηρ- ‘мать’).
Богиню Апи скифы называли «змееногой богиней», Великой Матерью, в микенском языке есть надпись: «кара-Апи» — ka-ra-a-pi — «голова-Апи» (главная, верховная Апи)’; (греч. гом. краата -Κράατα- ‘головы’ от кара -κάρα — ‘голова’).
Имя скифской богини Апи с Этео-Критского («истинно-Критского», минойского) языка, на котором говорили народы Крита, населявшие остров в античную до-греческую эпоху Минойской цивилизации (2700—1400 гг. до н. э.), легко трансформировалось в древнегреческом языке в Афи или Афина.
Есть множество примеров замены звука «П» в греческом языке на «Ф», например: По-пу-ре-я = po-pu-re-ja — пурпурныйi; по-пу-ри = ро-ри-ro — ‘пурпурный (о тканях)’, (греч. Порфира — πορφύρα -‘пурпурная ткань’). Микенское слово «по-ти-пи = po-ti-pi» в греческом языке становится «портифи = portiphi» — ‘телица, тёлка’, (греч. портиз — Πόρτις — ‘телица, телка’).
Богиня Афина Потинья ( микен. a-ta-na-po-ti-ni-ja: «Атана-владычица»), По-ти-ни-я = po-ti-ni-ja – господинья, госпожа, владычица : потния –potnija — ‘владычица’, (греч. Потния — πότνια — 1. ‘могущественная’; 2. ‘владычица, повелительница’). На скифском языке Гаспати – ghasspati — госпожа, хозяйка, господин, хозяин.
Афину изображали в окружении змей, она появилась в древнегреческом пантеоне богов, благодаря заимствованию из Минойской культуры с острова Крит той самой змееногой скифский богини Апи – Таврской богини, атрибутами её были змеи, дикие звери и бычьи рога. На Крите в Кносском дворце царя Миноса мы находим множество свидетельств обожествления быка – Тавра.
В ведическом санскрите Гау — gau — корова, говядина; в скифском языке — Гава – gava – корова, в минойском (и микенском) языке: «Го-о» = qo-o – говядина, корова, ‘крупный рогатый скот’; (греч. «воиз» -βους -‘бык’, ахелаза – αγελάδα – корова. Как видеть, в этих греческих словах нет никаких общих корней со словами микенского языка ).
В крито-микенском: Го-у-кара-апи = qo-u-ka-ra-a-pi : gwokarahaphi — ‘коровы-голова-Апи’ или «как коровы голова Апи», (греч. αγελάδα — корова; βους — ‘бык’ и κάρα — ‘голова’).
Го-у-го-та = qo-u-qo-ta; го-го-тао = qo-qo-ta-o – коровий пастух : qwō(u)gwotās/-āo — ‘коровий пастух’, (греч. Воус — βους).
В крито-микенском языке «ке-ра» = ke-ra; «ке-ра-а» = ke-ra-a; «ке-ра-е» = ke-ra-e; : keras — рога, keraha -‘рог’, (греч. κέρας -‘рог). На Крите найдена статуэтка рогатого божества, рогатой богини, прародительницы, едущей на козе-кормилице. На Крите возникла легенда о рождении Зевса в пещере
По легенде, в Кносском дворце царя Миноса на острове Крит существовал таинственный лабиринт, в котором жил Минотавр (др.греч. Μῑνώταυρος (Минос – Μίνως и Таврос – ταύρος – бык), латин: Минотаврус — Minotaurus, на этрусском: Тавро-минес = Θevrumineś).
Как и скифская богиня Апи, древнегреческая богиня именуется Афина Промахос (др. греч. Ἀθηνᾶ Πρόμαχος – «Афина Праматерь»). Слово «Промахос» происходит из ведического санскрита: Пра-матри – pramatri — праматерь (пра – pra — первый, первая).
Верховный царь богов Зевс, по совету титанов Урана и Геи, проглотил свою забеременевшую жену Метиду (др.-греч. Μῆτις — «мысль, премудрость») — Премудрость, чтобы предотвратить рождение сына, который мог свергнуть Зевса. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную головную боль, из головы Зевса стала появляться богиня Афина Паллада полном боевом вооружении, с копьём и щитом в руках. Для того, чтобы помочь рождению Афины, Гефест ударил по голове Зевса священным двусторонним лабрисом (секирой) .
По Аристоклу, Промахос Афина была скрыта в облаке на Крите и после удара молнии Зевса, Афина появилась из облака в небе.
Греки называют Афину Этоной -“Ethonoe» = “en thoi ethei noesis” – «это божественный разум», и изображали её в окружении змей, как и в минойской культуре острова Крит, так и в крито-микенской культуре.
С рождения Афина считалась воплощением Мудрости богов и её атрибутом была сова – символ мудрости, и ночи. В греческом языке Афина = «А -theou-nesis» — «божественный разум». Гомер называет «русоволосую» Афину «сероокой» и «главкопис» (совоокая), подчёркивая её большие глаза.
Богиню Афину греки называют Афина Парфенос (др.-греч. Ἀθηνᾶ Παρθένος — «Афина-Дева»), в её честь в Афинах на возвышенной и укреплённой части древнегреческого города – на Акрополе (др.-греч. ἀκρόπολις — верхний город) за 10 лет был построен величественный храм Парфенон (448 — 438 г.г. до н. э.)
Партенос, Парфенос (Παρθένος, «дева») имя главной богини Херсонеса Таврического в Северном Причерноморье, часто встречающееся в надписях и на монетах. Греки отождествляли Парфенос с Артемидой или с её жрицей Ифигенией. (Лит.: Латышев В. В., К вопросу о культе богини Девы в Херсонесе Таврическом, в кн.: Сборник статей в честь В. П. Бузескула, X., 1914, с. 206-11)
Деву – воительницу ещё называют Афина Палада (др.греч. Παλλὰς Ἀθηνᾶ) – воинственная богиня военной стратегии и мудрости, её изображали в полном вооружении – в доспехах, покрытых змеиной чешуёй, украшенной эгидой в виде головы Гаргоны, той самой Праматерью Афины — змееногой богини Апи, в шлеме с высоким гребнем, в руках – копьё. Одно из имён древнегреческого бога Войны — Паллас (лат. Pallas др.греч. Παλλς происходит от слова санскрита «Бала» — «мощь, военная сила, войско, армия». Древнегреческий географ и историк Страбон (64 до н. э. — 24 н. э.) и римский писатель, автор «Естественной истории» Плиний Старший (23-79 гг. н. э.) связывали название крепости БалаКлава с именем Палак («Сильный воин»)— сына скифского царя Скилура (II век до н. э.)
БалаКлава — это «Военная Крепость» — этому названию более 2000 лет, и оно вполне оправдывает себя даже сегодня. Афину Паладу часто изображают на военной колеснице (санскрит: «рата — ratha — быстрая колесница, повозка»).
Если в Крито-Микенской культуре символом праматери была «Го-у-кара-апи = qo-u-ka-ra-a-pi : gwokarahaphi — ‘коровы-голова-Апи’ , то символом праматери богини Афины является голова змеиной богини (от скифской змееногой богини Апи), которую Афина носит на груди, как свой оберег, как щит, как эгиду.
Эгида (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») — щит Зевса, по некоторым преданиям, сделанный Гефестом из шкуры мифической козы Амалтеи или Амалфеи (др.-греч. Ἀμάλθεια — «нежная богиня»), вскормившей своим молоком младенца Зевса на острове Крит в пещере в пещере горы Ида, Козьей горы (др.-греч. Αἰγαῖον ὄρος). Легендарная коза Амалтея обладала чудесными бычьими рогами. Случайно сломанный рог козы Амалтеи Зевс сделал «рогом изобилия».
Рог Амалтеи сам по себе постоянно наполнялся едой и питьем и достался одной из дочерей Зевса богине Счастья, счастливого случая Тихе (др.-греч. Τύχη), управляющей на море кораблями, а на суше — человеческими решениями. Тиха почиталась, как ακραία — Горная богиня и Добрый Гений города. Добрая Тиха в начале всякого народного постановления, на памятниках, в посвятительных надписях, а также при начале каждого дела. В изображениях Тиха была представлена со стенной короной на голове, с юным Плутосом на руках, с рогом изобилия, рулем, крыльями, колесом или шаром, обозначавшим переменчивость ее характера.
Слово «Палада», то есть «воительница» происходит от одного из имён древнегреческого бога Войны — Паллас (Pallas). Не случайно имя сына последнего скифского царя Скилура (II век до н. э.), похороненного в Неаполе Скифском (близ Симферополя), было Палак — «сильный, мощный воин».
Имена Паллас, Палада, Палак происходят из корня ведического санскрита: «Бала» -bala — «власть, сила, мощь, военная сила, войско, армия». Из Ведического санскрита происходят все современные индоевропейские языки, включая и русский язык.
С древнейших времён в Тавриде была всем хорошо известна Военная крепость — Балаклава, где «Бала» -bala –военная сила, а «Клап, калпате» — klṛp, kalpate – «крепить, укреплять, крепость» (от корня «kḷp») . Название таврической крепости Балаклава, родственно имени скифского царя Палака и имени Афины- Палады.
В Коринфе богиню Афину называли Гелотис — Hellötis, Европа Геллотида, от слова helein — «взять», и в честь Афины Гелотис в Коринфе, как и на Крите, устраивали праздник Геллотии.