Скифская богиня земли – Апи.

Змееногая богиня — родоначальница скифов

 Среди скифских и греко-скифских памятников довольно часто встречаются изображения богини-женщины. Кроме богини Табити, скифы почитали богиню земли Апи.

Змееногие персонажи нигде они не получили столь широкого распространения, как в Северном Причерноморье.-курган больш.Цимбалка.-Змееногая богиня скифов. Змееногая богиня — родоначальница скифов, была божеством земли — Апи, так как змеи символизируют подземные воды, оплодотворяющие землю.

Имя скифской богини Апи, возможно, происходит от слов пра-индоевропейского языка, ведического санскрита означающего  Апи, Апи-ети — apI , apy-eti — истекать, как река; изливаться в совокуплении;  apyaya — изливая реки; выходя и исчезая (о водах)
ahi     — змеи, символ подземных вод

апи — abhI – подниматься (о солнце), достигать верха, верхние, небесные, или эфирные воды, которые следуют по путям богов.  На санскрите —  апи-пад — abhi-pad —  падая ниц,  подойти к (божеству) с мольбой.

Возможно, значение имени скифской богини Земли Апи содержат все символы плодородия, достатка, сытости, изобилия и процветания:

Апта — Apta — наполнить, получить, достигнуть изобилия, гарант здоровья (родственное слово в рус. яз. — аппетит). Аята — А-jaTA — еда, есть;
  Апита — ApIta -. уПИТАнный, полный, толстый, опухший, насыщенный. (родственные слова в рус. яз.: питание, питать, упитанный,аппетит…)

   Апья (пьяяте, Апьяяти, Апипаян) — Apyai (pyAyate, A-pyAyayati, A-pIpayan) — изобиловать, процветать, набухать, расти, пополняться, жиреть.

   АпиАя -ApyAya — становится полной, увеличиваясь, упиваясь.

   АпиАяна — ApyAyana     — Повышать благосостояние, радуясь; Акт насыщения и наполнения (жиром).  Разбухать, увеличиваться и процветать. Сытость, удовлетворённость, веселье. (родственные слова в рус. яз. — опьянеть, пьян, пьянеть…)  (Источник: http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/cgi-bin/tamil/recherche ).

На Архаическом языке остготов (восточных готов), пришедших в Причерноморье, в Приазовье и в Тавриду в 150 – 235 годах нашей эры, и долгое время жившими в соседстве с греческими переселенцами и скифами слово  Апи — aiþi — мать, атта — atta — Вышний отец. В 6 веке крымские готы приняли православное христианство и покровительство из Византии. Связи Крыма с христианской Византией

В Тавриде были построены готский город-крепость Мангуп, города Доро (Дорос) в 20 км от Херсонеса (Севастополя), княжество Феодоро, торговцами готовами-трапезитами, живущими на «столовой горе» (близ Алушты) под покровительством и защитой Византии. В 1253 г.,Фламандский монах В. Рубрук свидетельствует, что  остготы в Крыму в это время говорили на «германском наречии» (idioma Teutonicum).

апи- Афина . Крит-Minoan, 1850-1550 до н.э.

апи- Афина . Крит-Minoan, 1850-1550 до н.э.

Диодор Сицилийский повествует о том, что скифы произошли от совокупления Зевса, рождённого на Крите, со змееногой богиней; а по рассказу Геродота, оплодотворяющей мужской силой скифской змееногой богини был Геракл. Оба греческих автора подставили привычные для них греческие мифологические образы в скифские легенды.

На конском налобнике из кургана в селе Цымбалка изображена змееногая богиня, та  самой, которая почиталась в Гилее. Она одета в строго стилизованную одежду, на голове её калаф с вырастающей из него пальметкой.

Начиная от бёдер змееногой богини, изображены три пары, поднимающихся на длинных змеиных шеях, голов львиного грифона, орлиного грифона и змеи.

В этом изображении змееногая скифская богиня напоминает богиню Кибелу, владычицу зверей.

Скифская Змееногая богиня – прорастающая дева

Скифская Змееногая богиня – прорастающая дева. V века до н.э. Пантикапей (Керчь. Историко-археологический музей.)

В скифских курганах встречаются золотые бляшки с изображением крылатой женской фигуры с тремя парами завитков и пальметкой вместо ног. Простёртыми в стороны руками она держит концы стеблей или змей, вырастающих из нижней пары побегов.

В керченском кургане Куль-Оба найдено изображение змееногой богини, которое отличается от изображения, найденного в кургане в Цимбалке.

Богиня земли Апи предстаёт в калафе, священном уборе, символизирующем плодородие земли, и в длинной одежде из тонкой летящей ткани, подпоясанной в талии. Из-под пояса женщины тянутся, поднимаясь вверх на длинных шеях, головы двух львиных грифонов и двух змей. За плечами богини, как крылья, поднимаются длинные шеи с головами рогатых грифонов. В одной руке богиня держит акинак (кинжал), а в другой — отрубленную бородатую голову.

Изображение скифской змееногой богини, держащей в руках головы змей, символизирующих подземное царство. За плечами богини земли стилизованные головы крылатых грифонов, которые впоследствии стали изображаться в виде крыльев, самой богини земли.1-скифия-ольвия

На бронзовой бляхе из Ольвия (VI в. до н. э.  изображена скифская модель Мирового древа, в основе которого знак Богини-Матери.
В центре крестового изображения свернулся крылатый хищник – символ динамической энергии мира, в окружении трёх голов крылатых грифонов, охраняющих  верхний, средний и нижний мир скифского мироздания.
Композиция опирается на прямоугольник, в котором изображены четыре круторогие бараньи головы, между которыми расположился ромб-вульва – порождающий знак плодородия Богини-матери.

Крылатая богиня на бляшке из кургана «Большая БлИзница», у деревне Стеблиевки на Таманском полуострове (Кубань)

На Таманском полуострове в кургане Большая Близница образ богини Апи ещё больше изменился, её ноги изображены в виде крылообразных завитков платья или листья растений, а вместо рук — большие крылья, поднятые, как руки вверх, на голове богини калаф, как у греческой богини земли Деметры.

Такие образы змееногой богини часто встречаются на Боспоре, в Херсонесе в резных деревянных, каменных  или гипсовых изображениях на саркофагах, на ритуальных чашах.

Например, под ручкою большой серебряной чаши из кургана Чертомлык мы видим богиню с поднятыми вверх руками.

Под влиянием греческой культуры изменился облик скифской змееногой богини земли Апи, почитаемой фракийцами.  Во Фракии в мавзолее кургана Свиштари богиня Апи предстаёт в элегантном греческом платье, края которого волнами поддёрнуты кверху и уж нет никаких голов змей и грифонов.

Богиня Апи изображена с поднятыми руками, встречающая души, вернувшиеся домой, после долгого скитания на земле.    «Мать-Сыра-Земля представлялась воображению обожествлявшего природу славянина-язычника живым человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники и деревья, поднимавшиеся на ее могучем теле, казались ему пышными волосами; каменные скалы принимал он за кости, цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли была сочившаяся из ее недр вода. «Земля сотворена, яко человек» (А.А. Коринфский)

Змееногая богиня скифов со временем меняет свой облик, на золотой бляшке их Херсонеса она изображена крылатой, летящие края платья загнуты вверх, напоминая изогнутые шеи грифонов и змей. В руках змееногая богиня крепко держит двух змей за головы.

некрополь Пантикапей — рисунки богини земли, нанесены красной охрой

Образ женского земного божества скифов, владычицы зверей и змей близок малоазийской Кибеле. Он появляется в предметах явно не Причерноморского происхождения, схожих по форме с ионийскими изображениями.

кибела-

Влияние культа богини Кибелы (др.-греч. Κυβέλη, лат. Cybele), Цибела или Сибела, иногда Кибеба (греч. Κυβήβη) , прослеживается в изображении скифских звериных образов, подчиняющихся сильной руке властной богини. Богиня Килела (Сибела) известна под именами: Кивева, Диндимена, Идейская мать, Великая Мать богов, её корону венчали символы Солнца, на груди изображён знак Луны — «Лунница», ей покорялись царственные львы, сидящие у трона Кибелы (Сибела, Сибера = Сибирь).  Кибела — богиня богатства и сокровища,  властительница Севера, царица царей, Великая Мать Богов.

кибела---

Одним из примеров может послужить изображение на зеркале из кургана Келермес, где богиня владычица змей, держит в руках двух леопардов.

В изображении из Александропольского кургана предстаёт крылатая Богиня, в калафе на голове, с двумя животными по сторонам. Несмотря на грубость и бесформенность изображения, в этой богине можно узнать характерные черты владычицы зверей, Великой Матери богов, культ которой был распространен в греческих колониях Причерноморья и в Скифии.

Змееногая богиня окружена головами грифонов, по канонам геральдики, их головы  обращены в противоположные стороны. Скифская богиня, подобна Кибеле, держащей львов, она попирает ногами две драконьи головы и держит за рога головы двух драконов.

Великая Мать Богов, повелительница львов,  всей природы и жизни человеческой, именно поэтому её изображали много рукой, эта традиция до сих пор сохранилась в Индии.

культ великой матери

Культ великой матери — Кибелы. Древняя Греция

Сопоставления образов богинь указывают на близкое родство змееногой прародительницы скифов и покровительницы семьи и домашнего очага Табити, с богиней земли и плодородия Апи, которая так же мыслилась родоначальницей скифов.

Найденная в 1946 г. в Херсонесе терракотовая пластинку с изображением змееногой крылатой богини увенчана бычьей головой в головном уборе богини земли — калафе. Ноги божества земли переходят в растительные завитки, концы которых с листьями и цветами схвачены, раскинутыми в стороны руками богини. Божество олицетворяет природу и её плодоносящие силы, которым покровительствует богиня Апи.

Образ таврского божества, отражает тот этап религиозного мышления, когда антропоморфное женское божество — это ещё матриархальная богиня, родоначальница скифов, предок и властительница всего живого и мертвого, олицетворение всей природы, а не только людей и животных.

Бычья голова божества указывает на культ почитаемого священного животного, то есть быка, который является звериным двойником и символическим  образом богини земли. Культ  рогатого таврского божества лёг в основу представлений жителей Херсонеса о богине — покровительнице города. В облике таврской девы антропоморфный образ божества оторвался от образа зверя.

Греки, поселившись на южном берегу Тавриды, и познакомившись с таврским божеством,  восприняли его, как образ весьма близкий религиозным греческим верованиям.

Бык, как символ земли, был на монетах древнего Пантикапея (Керчь), с надписью «П-А-N». Буква «А» располагалась на монете над головой быка, причём перевёрнутая буква «А» была символом Быка, напоминала бычьи рога.

На юге Крыма, где владычествовало таврское божество, греки не только признали его, но и сделали его главным в своём культе, под именем Девы (Парфенос).  Античные писатели отождествляют таврическую Деву то с Ифигенией, то с Артемидой. Первое из этих сравнений свидетельствует, что сведения о богине тавров рано проникли к грекам.

Эврипид в мифе об Ифигении рассказывает, что Артемида переносит Деву Ифегению в Тавриду и делает жрицей в своём храме. По сведениям Геродота, Ифигения в Тавриде стала не жрицей, а трёхликой богиней луны и ночных призраков— Гекатой, или двойником Артемиды.

В Херсонесе богиню Деву изображали,  как греческую богиню охоты Артемиду, с луком в одной руке и, с занесённым для удара, копьём в другой руке. Рядом с Артемидой изображали оленя с ветвистыми рогами.

Образ владычице зверей, богини охоты Артемиды, отождествлялся с образом таврической Девы, свирепой и грозной воительницы, требующей крови чужеземцев, попавших в Тавриду.

На старинных великорусских вышивках можно увидеть традиционный образ змееногой богини в её руках птицы, рядом изображены драконы.

БЕРЕГИНЯ — божество оберегающее всё живое в природе.
Роженица — знаки плодородия — квадрат с 4 зёрнами — засеянное поле

Облик  таврской Девы с её бычьей головой, змеино-подобными-растительными ногами и с крыльями, содержит черты скифского божества Апи, властительницы животных и покровительница плодородия — Мать-Сыра-Земля. На схеме рисунка для вышивки изображены  квадраты с 4 точками — это магический знак «засеянного поля» —  символ плодородия. Этот символ — знак «засеянного поля»  и изображение Богини-Матери, восходит к древнейшим эпохам зарождения Индоевропейской культуры, временам праславянского единства языка, традиций и культуры.

апи-богиня между двумя грифонами, 1650-1450 до Н.Э. -оникс-перстень

Минойская цивилизация. Апи-богиня между двумя грифонами, 1650-1450 до н.э.-оникс-перстень

Во дворце царя Миноса в Кноссе найдено множество статуэток, изображающих богиню-повелительницу змей, которуюапи-минойская богиня крылатая- 7 в до н.э. Родос (Камирос) всегда изображали с поднятыми вверх рукам, в окружении зверей, львов, грифонов, змей. Змеи, как известно, считаются символами подземного царства, а Великая Богиня мать-земля — повелительница змей и всех живых существ на земле.

В минойском пантеоне богов Великая Богиня Мать-кормилица занимала наивысшее место, часто её изображали в виде козы, сидящей на священном алтаре. Как известно из минойских мифов коза Амальтея выкормила верховного бога Зевса в одной из пещер острова Крит.

Великая Богиня Мать на Крите изображали и в виде пчелиной матки (лат. Апи —apium — пчела), хранительнице всего пчелиного роя, или иносказательно, всего рода человеческого.

апи-афинаа

Основываясь на мифах Минойской цивилизации Крита, создавались религиозные воззрения и мифы и легенды древней Эллады, и имя богини Апи трансформировалось в АФИна, греческую богиню носящую на своей груди змеиную эгиду (др.-греч. αἰγίς, «буря, вихрь») — щит из шкуры мифической козы Амалфеи, той самой Змееногой Богини Матери.

Атрибутами богини земли, символами плодородия и богатства были изображения курочки, сидящей на насесте, сопровождаемые звенящими колокольчиками, отпугивающими злых духов природы или охраняющими их  грифонами. Такие украшения — обереги носили скифские женщины.

Черты  богини-охотницы – это пережиток того периода, когда охота составляла основной вид деятельности. Антропоморфное  божество ещё было неразрывно связано со своим предшественником — животным тотемом – священным быком. Звериный  стиль, господствовавший в скифском искусстве, показывает  насколько образы животных ещё не утратили своего культового и магического значения.

Георгиевский собор — 1234 год, Юрьев Польской, Владимирская обл.

Скифская богиня Апи – Афина.

 

You can leave a response, or trackback from your own site.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org