Скифский лук и стрелы

Карта скифского мира. I - граница степей и лесостепей; II - горные хребты; III - зона скифского мира Евразии; IV - отдельные культуры скифо-сибирского мира: скифы, 2 - савроматы, 3 - саки, 4 - тагарская культура, 5 - культура Горного Алтая, 6 - культуры Тувы и Монголии, 7 - Ордос; V - города-государства Причерноморья.

Карта скифского мира.
I — граница степей и лесостепей; II — горные хребты; III — зона скифского мира Евразии; IV — отдельные культуры скифо-сибирского мира: скифы, 2 — савроматы, 3 — саки, 4 — тагарская культура, 5 — культура Горного Алтая, 6 — культуры Тувы и Монголии, 7 — Ордос; V — города-государства Причерноморья.

Скифия в 7-2 веках до нашей эры занимала обширную территорию степей между устьями Дона и Дуная, а также земли Крыма и Северного Причерноморья. Древнегреческий историк Геродот называл Скифией квадрат территорий со стороной около 20 дней пути.

На протяжении 5 веков племена скифов являли собой сильное государство степного Причерноморья. Кочевники попеременно то воевали со своими соседями, то поддерживали с ними торговые связи, обеспечивая хлебом сами колонии эллинов и некоторые полисы в Греции. Скифам сложно было одновременно вести торговлю с греками, охранять и приумножать собственное богатство, и отстаивать свои земли у многочисленных племен-захватчиков. Скифам это удавалось, они почти тысячелетие жили в Причерноморье, не теряя своей самостоятельности и сохраняя культуру, Скифский язык,  быт, обряды захоронения, ‘Тайна скифского идола. Самоназвание скифов Сколоты.

2-оружие-Скифы против грека в коринфском шлеме

Некоторые исследователи склоняются к версии, что оружие и воинский образ жизни, которым владели скифы в большой мере послужило основой их могущества и жизнеспособности, и  помогло скифским племенам долгое время сдерживать натиск чужих кочевнических племен. Скифы-сколоты называли себя царями Сайи — ЦАРИ — Σαιοι.

В ведическом санскрите слова — Сару, сарратья — sarru, sarи, sirratu, sarathya — рать, ратный, соратник, (sа – совместно,  ratha- колесница, воитель, герой. От слова ведического санскрита «сарру»- sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках, а в германских — кезарь и кайзер. В Риг-веде: саратхи — Sarathi — возница колесницы – «саратник». Первоначальное значение слова царь означало «саратник», воин.  Скилур — царь скифов.

Племена скифов-кочевников  мирно кочуют по левому берегу Борисфена (Днепра), а  племена, называвшие себя «царскими скифами» обитали между Герросом, местом захоронения скифских царей, и Меотидой (Азовское море), в самой сухой части степей.
Греко-скифский мир Северного Причерноморья контролировал все торговые дороги, ведущие к морю,  в гавани, в портовые  города, они контролировали дороги, ведущие к зимними переправами и  бродам через реки.  Этот  цельный экономико-географический и военный союз греко-скифских племён, существовал на протяжении 1000 лет.
Сухопутные пути скифских племён пересекались с морскими торговыми путями эллинов на Борисфене, в гаванях Керкинитиды, в Кремнах (в районе нынешнего Никополя – Каменское городище), в независимой Ольвии и Пантикапее.

Геродот записал сказание о том, что на скифскую землю с неба упали золотой плуг, ярмо, золотая секира и чаша. Это предметы стали символами определённых классов, разделили общество на роды и классы — на рядовых общинников — земледельцев, воинов, кавалеристов соратников царя, который был и судьёй и жрецом.

По скифскому преданию, от легендарного скифского царя  Таргитая (латин. Targitavus), который был сыном Геракла от змееногой богини, дочери реки Борисфен (Днепр). Таргитай —«блестящий диск» бога Солнца, испускающий лучи-стрелы.  Скифский царь Таргитай был искусным стрелком, у него было три сына.

Старший сын Таргитая Липоксай (греч. Λιποξαις) славянский корень Лип. Имя Липоксай, возможно, означает «Леса-Царь».

лук-аршин71-смСредний сын Таргитая, АрпоксайArpo-ksais= князь Стрела (солнца), родоначальник скифских племён катиаров и траспиев. Скифы-катиары — воины-колесничие, их символ — ярмо, или торк, который они носили на шее.

На санскрите Риг-Веды: АРПИта = arpita — стрела; АРшана — лук;   АкАРшана – AkarSaNa – сгибать (лук); кАРшати — karSati — согнуть, привлечь к себе, притянуть (лук). В русском языке сохранилось слово «аршин», означающее меру длины 71 см. — это нормативное расстояния натяжении тетивы лука, расстояние вытянутой руки, в латинском языке «arcus» — «лук», отсюда происходит и слово «арка» — свод потолка, выгнутый дугой.

Младший сын Таргитая  Колоксай (греч. Κολαξαις) –  «Солнце-Царь», «коло» – колесо-солнца, «сай» – царь скифов-сколотов. ( Геродот IV 5, 7),  от него ведут свое начало скифы из рода паралатов – цари, их символ — золотая чаша.

2-Куль-Оба-Керчь-скиф, натягивающий лук

Одним из первых исследователей,  был учёный, скифолог Черненко — автор книги «Скифские лучники». Он поставил изучение вооружения скифов, как отдельную, самостоятельную научную проблему. Исследователь занимался описанием, анализом археологических находок, реконструкцией луков, стрел, тетивы.

Автору монографии даже удалось описать процесс изготовления скифского лука, колчанов и стрел на основе собственного опыта в реконструкции. Также тщательному исследованию были подвергнуты и изображения быта и нравов скифов, нанесенные на гориты (футляры для лука и стрел).

2-оружие.-Скиф, натягивающий тетиву (сосуд из Куль-Обы

Внимательное изучение античного оружия позволяет по новому взглянуть на жизнь людей того времени. К примеру, отношение к луку оказалось несколько иным, чем считалось ранее. Это оружие фигурирует в ‘Сказание о скифских царях, в произведениях римских авторов, которые подарила миру античная Италия, во многих мифах и легендах Древней Греции. Греческий Аполлон носил за плечами серебряный лук и пускал смертоносные стрелы.

Греческий поэт Гомер в «Одиссее» рассказывает, о том, что жена легендарного героя Одиссея, Пенелопа верно ждала мужа 20 лет, и не верила в его гибель. Но шли годы, а Одиссей, правитель острова Итака, не возвращался, тогда во дворец стали съезжаться женихи, требуя, чтобы Пенелопа выбрала себе в мужья одного из них. Пенелопа выдвинула  требование перед собравшимися женихами, что она выйдет замуж только за того, кто сможет натянуть тетиву и выстрелить из большого лука Одиссея, хранящегося во дворце. Никто из претендентов на её руку и сердце не спорил с этим условием, многие женихи прилагали все усилия, но ни одному из них не удалось натянуть тетиву и выстрелить из лука Одиссея.

Одиссей убивает всех женихов Пенелопы

Одиссей убивает всех женихов Пенелопы

Вернувшись в Итаку, Одиссей устраивает побоище женихам Пенелопы. Жестокость Одиссея — достояние архаики, относящейся к более старому пласту древнегреческих мифа. В более поздних мифах его жестокость отступает на задний план, давая место интеллектуальному героизму, находящемуся под неусыпным покровительством Афины. Ночью перед побоищем женихов Афина сама несёт светильник, освещая путь Одиссею и его сыну Телемаху, которые прячут оружие в укромном месте. Во время боя с женихами Афина маленькой ласточкой сидит на закопченной потолочной балке, подбадривая своего друга и его товарищей. Наконец, грозная Афина во время последней схватки Одиссея с мятежниками устрашает их и устанавливает мир на Итаке.

Одиссей ловок не только в стрельбе из лука, в которой не превзойдёт его ни один из живущих людей. Он не только славен копьём. Одиссей велик душой, велик сердцем. Он вдохновенный оратор, возбуждающий боевой пыл воинов и дающий благие советы. (Одиссей. Многоумный и многострадальный герой. Греческая мифология. А.А. Тахо-Годи.)

воин-лучник

Геродот записал слышанные им два сказания о происхождении скифов. Одно ему рассказали ольвийские греки, а другое – скифы.
То, что рассказывали греки, тоже было скифским преданием, но греки пересказывали его на свой лад. Они переделали имя скифского прародителя Таргитая (греч. Ταργιταος) в героя греческих легенд Геракла.

Вот этот скифский Геракл (Таргитай) пас быков возле Геракловых столбов, как называли греки нынешний Гибралтар. Оттуда на колеснице, запряженной конями, он погнал быков на восток и домчался до скифской земли, в то время никем не заселённой.
На скифской земле было холодно даже для полубога, Геракл завернулся в львиную шкуру и так заснул, а когда проснулся, увидел – его кони с колесницей исчезли.

kurgan-bolsh-cimbalka-zmeenogaya-boginya-skifov-1Огорчённый Геракл пустился на поиски, обошёл всю страну и очутился в краю Гилеи. Там, – как рассказывали Геродоту ольвийцы, – он нашёл пещеру и в ней встретил странное существо – змееногую богиню, дочь реки Борисфен. Изумленный Геракл спросил: не видела ли она сбежавших коней? Змееногая женщина ответила, что кони у неё, но возвратит она их лишь после того, как Геракл станет её мужем.

Змееногая богиня не торопилась возвращать коней, ей хотелось подольше удержать Геракла. Так продолжалось до тех пор, пока у неё не народилось трое сыновей.

Тогда она привела Гераклу лошадей с такими словами: я сберегла твоих коней, а ты наградил меня тремя сыновьями! Скажи, что мне с ними делать, когда наши сыновья вырастут? Отослать тебе или оставить в моих владениях?

Скифия-Русь - монета царя Атея (Атаяса

Геракл рассудил, как нужно поступить. Он снял пояс с золотой чашей на пряжке и показал, как он опоясывается. Потом достал лук со стрелами и показал, как он натягивает тетиву. После этого он отдал лук и пояс змееногой супруге, сказав ей:

«Когда сыновья возмужают, дай им эти вещи и посмотри, как они поступят. Тот, кто наденет пояс так, как я, и натянет тетиву так, как я, пусть останется здесь, а того, кто не сумеет – отошли отсюда».

Подросли сыновья, и змееногая богиня выполнила наказ Геракла. Двое из сыновей не сумели опоясаться и натянуть тетиву, как это делал Геракл, и она изгнала их из страны. А третий, младший сын змееногой богини Апи, по имени Скиф сумел натянут лук отца-Геракла. Скиф остался царствовать в Скифии, и от него пошли цари славного скифского племени.

«С тех пор, скифы носят на поясе чашу, памятуя о Геракле.»– говорили ольвийцы.

4 скифских наконечника стрел.

На протяжении длительного времени луки считались жестоким и слишком сильным орудием войны. В Древней Греции даже существовал договор на запрет использования лука в войнах, поскольку его применение было безнравственным и беспощадным. Скифы всегда пользовались этим оружием, и поэтому были самыми грозными противниками.

Помимо исследования самого лука учёным требовалось ещё изучить как выглядели воины, которые им пользовались, какими были позы при стрельбе из лука и подготовке стрелкового оружия к бою.

лучники-вои

На античных предметах чеканились изображения воинов-лучников во время боя и подготовки к бою, которые помогают современным исследователям понять позицию того общества.

arrows_bow

К примеру, на одном из горитов, найденных в кургане Солоха, имеются несколько сцен, из которых можно сделать вывод, что скифская мораль позволяла нападать на безоружных.

Изучение частного элемента в истории человечества неотрывно связан со многими научными проблемами. В жизни нет отдельных проблем, все взаимосвязано, поэтому простое изучение скифских луков непременно коснется поведения людей того времени, нравов, быта и их интересов.

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Leave a Reply

spam protection *

Welcome to Evpatoria
Яндекс.Метрика Open Directory Project at dmoz.org